Инновации для авиации. Самые интересные проекты гражданской авиации будущего Инновации в гражданской авиации

Безопасность полетов и эффективность современных самолетов остаются центральными проблемами в авиационной отрасли, поэтому разрабатываемые новые технологии в первую очередь направлены на решение данных проблем. Перечисленные ниже технологические новшества являются перспективными направлениями инновационного развития авиационной индустрии.

Сенсорные экраны

Мы пользуемся сенсорными экранами каждый день в смартфонах и планшетах, однако уже в 2014 г. сенсорные дисплеи могут появиться и в кабине пилотов современных самолетов. Интегрированная приборная панель Garmin G5000 с сенсорными контроллерами будет запущена в эксплуатацию на таких бизнес-джетах, как Bombardier Learjet 75, Cessna Citation Sovereign X, Latitude и Longitude.

Уже в этом году в составе комплекса авионики ProLine Fusion компания Rockwell Collins представит пилотажные дисплеи с сенсорным экраном на самолетах Beechcraft King Air. Фирма Honeywell намерена с 2018 г. запустить в эксплуатацию резистивные сенсорные экраны в составе комплекта авионики Epic 2, который будет устанавливаться на региональных самолетах Embraer E-Jet E2.

Война винглетов

Впервые замеченные на бизнес-джетах законцовки крыла (винглеты), призванные уменьшить аэродинамическое сопротивление, появились на множестве ВС различных авиакомпаний мира в целях экономии затрат на топливо. Новое поколение винглетов типа акулий плавник (шарклет) устанавливается в стандартном исполнении на лайнерах Airbus A320, обеспечивая снижение расхода топлива до 4% по сравнению с традиционными законцовками крыла.

Следующим шагом будет появление в 2014 г. на самолетах Boeing 737NG сопряженных винглетов Split Scimitar, разработанных компанией Aviation Partners. Эти законцовки должны обеспечить снижение расхода еще на 2,2% по сравнению с достигнутой на данное время экономией в 4–5%. Законцовки крыла "двойное перо", предложенные для авиалайнеров Boeing 737MAX, предполагают такую же экономию топлива.

Системы комбинированного видения

Вы прочитали 22% текста.

Это закрытый материал портала сайт.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.

Подписка на материалы сайт предоставляет доступ ко всем закрытым материалам сайта:

  • - уникальному контенту - новостям, аналитике, инфографике - каждый день создаваемому редакцией сайт;
  • - расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала "Авиатранспортное обозрение";
  • - всему архиву журнала "Авиатранспортное обозрение" с 1999 года по текущий момент;
  • - каждому новому номеру журнала "Авиатранспортное обозрение" до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес

Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка.

1. Основные направления инновационной деятельности в авиакомпании.

Главные направления инновационной деятельности авиакомпании - это освоение новых самолетов и технологий и создание с их помощью высококачественного перевозочного продукта.

Основные направления инновационной деятельности авиакомпании :

· разработка и производство нового перевозочного продукта;

· улучшение коммерческих характеристик перевозок на освоенных маршрутах;

· освоение новой и совершенствование действующей технологии работ во всех функциональных сферах деятельности;

· развитие инновационного потенциала.

Направления инновационной деятельности , связанной с прогрессивными изменениями в товарной продукции и технологии авиакомпании:

1. Применение новейших в мировой практике самолетов и технологий обслуживания при эксплуатации ранее освоенных ВЛинии. Пример, компания первой начинает эксплуатировать изготовленный по ее заказу самолет нового типа с повышенной комфортностью при полетах на традиционных маршрутах. Дополнительный сервис на земле: отели, прокат автомобилей, удобные залы ожидания в аэропорту и др.

2. Применение новейших в мировой практике самолетов и технологий обслуживания пассажиров на новых для авиакомпании линиях. Авиакомпания, обладая технологическим преимуществом, завоевывает позиции на новом для себя рынке.

3. Применение новых для авиакомпании самолетов и технологий обслуживания на освоенных воздушных линиях. Авиакомпания осуществляет модернизацию парка ВС на базе новых для нее самолетов и технологий обслуживания и применяет их на традиционных для нее маршрутах, тем самым создает заметную разницу в качестве продукта, отвлекает клиентов от конкурентов.

4. Частичные усовершенствования и модернизация ВС, технологической базы при полетах по традиционным маршрутам. Например, переоснащение самолетов на новые двигатели, установка систем предупреждения столкновений в воздухе, спутниковой навигации, улучшение расписания движения самолетов, обеспечение стыковок рейсов, предоставление клиенту пакета услуг, изменение компоновки салона и др.

Выбор инновационной стратегии авиакомпании.

Инновационная деятельность (ИД) является стратегическим направлением повышения кон- курентоспособности авиакомпании, связанным с коммерческим использованием новой техни- ки, технологий и интеллектуального потенциала персонала. Инновации позволяют формиро- вать новые рыночные сегменты (рыночные ниши) за счет улучшенных или уникальных харак- теристик перевозочного продукта, а также снижать его себестоимость.

Особенностями ИД авиакомпании являются: отсутствие этапа опытно-конструкторских работ (ОКР), связанного с разработкой авиатех- ники; авиакомпании эксплуатируют имеющиеся воздушные суда, авионику, системы бро- нирования и продажи перевозок и другие технические средства, которые разработаны спе- циализированными в области ОКР фирмами; специфическая функциональная направленность: авиакомпании оказывают услуги по пере- возке пассажиров, грузов, почты и диверсифицируют свою деятельность; высокая стоимость новой авиатехники в сочетании с ограниченностью финансовых ресур- сов авиакомпании; широкое распространение лизинга и арендных отношений; значительные колебания конъюнктуры рынка авиаперевозок, высокий уровень конкурен- ции. Сложность, высокая стоимость и рисковый характер ИД обусловливают необходимость ее научной организации. Актуальна разработка методических основ организации ИД авиакомпании с учетом принципов теории организации, использования практического опыта эксплуатационных авиапредприятий.

Стратегия инноваций может выбираться по результатам оценки конкурентоспособности авиакомпании. Варианты стратегического выбора согласно рис. 2 позволяют авиакомпании гибко реагировать на колебания конъюнктуры рынка авиаперевозок, проводить обоснованную техническую политику, оперативно искать резервы снижения себестоимости.

Создание обстановки, благоприятной для инноваций должно являться необходимым эле- ментом организационной культуры. Подобная обстановка имеет место, если : руководство восприимчиво к новым идеям; поощряются рабочие контакты между сотрудниками; при решении проблем и проведении новых разработок создаются рабочие группы (проектные команды) из сотрудников различных подразделений; поощряется повышение квалификации сотрудниками;

Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать четыре фактора.
Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений?
Знание прошлых стратегий и результатов их применения. Это позволит фирме более успешно разрабатывать новые.
Фактор времени . Нередко хорошие идеи терпели неудачу, потому что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.
Реакция на владельцев . Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.

Инновационные подходы к ребрендингу авиакомпании

Ребрендинг – это изменение позиционирования бренда в целях повышения интереса и лояльности со стороны потребителей. Основной стратегической задачей ребрендинга является достижение долгосрочной рентабельности деятельности компании на рынке.

Ребрендинг или, как его еще называют «перезапуск», прежде всего, связан с изменением идеологии бренда. Необходимость в ребрендинге возникает тогда, когда важно сохранить суть продукта, но изменить, к примеру, его эмоциональную составляющую, усилить актуальность, заявить о конкурентных преимуществах. Важно помнить, что занимаясь ребрендингом, если не учитывать нюансы отношений потребителей с уже существующим брендом он может не сработать. В то же время, удачный ребрендинг позволяет компании выйти на новый уровень развития. Во время работы над перезапуском бренда мы рассматриваем продукт и его концептуальную составляющую с разных сторон, находим новое в привычном и предлагаем клиентам сбалансированное решение, которое поможет и привлечь новых потребителей, и удержать интерес уже существующих.

Специфика ребрендинга как направлений развития стратегий продвижения продукта применительно к коммуникационной активности авиакомпаний, что позволило, во-первых, определить наиболее приемлемый метод создания наименования авиакомпании – эталонный метод; во-вторых, раскрыть структуру бренда авиаперевозчика, включающую имидж национального профиля, услуг, потребителя, основателя / руководителя, персонала, внутреннего имиджа авиакомпании, визуального, социального и бизнес-имиджа; обоснована необходимость комплексного подхода при продвижении бренда;

Основанием ребрендинга авиакомпаний могут служить не только стремление к получению сильного бренда, понятного как в России, так и за рубежом, формирование интернациональности и «яркости» маркетинговых коммуникаций, расширение бизнеса и рост его капитализации, но и уход от негативного имиджа.

Этапа успешного ребрендинга

Компания McKinsey предлагает свой план проведения ребрендинга, который состоит из трех последовательных шагов. Описанные ниже этапы ребрендинга торговой марки помогут провести правильный анализ и определить реально достижимую позицию для компании:

Ребрендинг может включать, в частности, изменение или корректировку следующих атрибутов бренда (причем как по-отдельности, так и в совокупности):

· изменение ценового позиционирования (например, переход из среднеценовой ниши в премиальную);

· изменение платформы позиционирования (когда меняется основная ценность бренда, которая коммуницируется потребителю);

· изменение марочной архитектуры (или соотношения бренд-суббренд внутри марочного портфеля компании);

· переориентация на другую целевую аудиторию (например, расширение целевой аудитории или, наоборот, уход в нишевое позиционирование);

· смена названия (в случае с отечественными компаниями часто продиктована желанием уйти от ассоциаций с наследием советских времен);

· смена дизайна (на визуальном уровне позволяет создать обновленный образ бренда, несущий целевые ассоциации).

При этом ребрендинг может подразумевать как полное изменение перечисленных атрибутов, так и сохранение преемственности с существующим имиджем.

Сохранять преемственность целесообразно тогда, когда накопленный потенциал бренда имеет «положительный заряд», узнаваем и любим потребителями. В этом случае задача ребрендинга – улучшить имидж, добавить нужных целевых ассоциаций бренду. Например, сделать его более современным, дружелюбным или инновационным, сохранив узнаваемость.

Таким образом, сочетая продуктовые инновации, охват новых рынков и репозиционирование продукции, компания трансформирует традиционную кривую ЖЦТ в гребешковую. Эффективность этого процесса заключается не только в продлении жизни товара на рынке и предотвращении наступления стадии спада, но и в росте объемов продаж на каждом «гребешке» инноваций. Параллельно повышается лояльность потребителей к общему корпоративному бренду за счет придания ему имиджа инновативности, а значит, стимулируется спрос и на другие ассортиментные группы производителя.

Особый интерес с точки зрения инновационного маркетинга представляет технология репозиционирования продукта, которая является относительно новой и наиболее динамично развивающейся.В общем виде данный процесс означает новое позиционирование старого товара, не подвергающегося каким бы то ни было изменениям. Очевидно, что данная инновация является наименее затратной, характеризуется низкой степенью риска, но требует от маркетологов хорошего знания рынка и умения прогнозировать потребительские предпочтения.

Выделяют четыре основных метода репозиционирования:

1. выделение новых сфер применения;

2. придание нового функционального имиджа;

4. акцентирование внимание на определенных свойствах, не выделяемых ранее.

Выделение новых сфер применения. Расширение сфер применения товара является популярной инновацией многих производителей товаров повседневного спроса. Когда у потребителей сформировалась приверженность к определенной марке продукции, но в данной марочной продуктовой линии отсутствует специальный товар, удовлетворяющий новым потребностям, компания репозиционирует старый товар как способный удовлетворить эти потребности.

В состав мероприятий плана нововведений включают работы, предусматривающие : 1) переподготовку специалистов; 2) необходимые структурные изменения авиапредприятия; 3) подготовку производственной базы (зданий, сооружений, технологического оборудования); 4) уточнение особенностей материально-технического обеспечения эксплуатации новой АТ; 5) выявление и учет специфических факторов деятельности авиапредприятия, существенных для освоения новой АТ (особенности базирования, технической оснащенности и климатических условий). При освоении новой для отрасли авиатехники (АТ) предусматривается участие авиапредприятий, которые первыми будут ее получать, в проведении государственных испытаний, оценке и согласовании разрабатываемой 85 эксплуатационной документации, анализе надежности АТ по итогам испытаний, в разработке по результатам испытаний соответствующих мероприятий.

Стремясь стать ближе к потребителю, сегодня многие компании решают обновить фирменный стиль. На данный момент в ребрендинге доминируют те же тенденции, что и в графическом и веб-дизайне. Это минимализм, модный «плоский стиль», визуальные ребусы при создании логотипов, лаконичность. Большинство компаний, сделавших ребрендинг в 2014 году, ориентировалось на пользователей мобильных устройств, так как сегодня присутствие бренда в интернете дает мощный рекламный эффект. Соответственно, появилось множество интересных логотипов, которые хорошо показывают, какие тренды будут доминировать в ребрендинге в следующем году.

Примеры :

American Airlines – крупная авиакомпания, которая обслуживает клиентов со всего мира. Авиаперевозчик находится в постоянном развитии, вкладывая большие инвестиции в модернизацию и обновление технологий. Прежний логотип компании использовался в течение 40 лет и перестал соответствовать образу компании. Новый логотип должен был символизировать то, чем гордится American Airlines: инновации, прекрасный сервис, стремление к прогрессу. Изменение фирменного стиля привело к тому, что пассажиры стали чаще пользоваться услугами авиаперевозчика, что немедленно отразилось на прибыли компании. Реакция СМИ также была положительной – ребрендинг American Airlines, по мнению многих, пошел компании только на пользу.

Компания Vivity Labs, которой принадлежит бренд Fit Brains, решилась на ребрендинг в связи с необходимостью укрепления своих позиций на рынке. Прежний логотип Fit Brains сильно устарел, а для мобильного приложения, которым является Fit Brains, это неприемлемо. Ребрендинг призван был обеспечить хорошее узнавание образа, а новый логотип должен был быть в меру легкомысленным, оставляя при этом впечатление надежности бренда. В результате ребрендинга Fit Brains существенно увеличил количество пользователей, установивших мобильное приложение. В первой половине 2013 года Fit Brains использовали примерно полтора миллиона человек. После изменения фирменного стиля пользовательская база приложения превысила 4 миллиона человек – несомненный успех.

4. Управление инновационной деятельностью в авиакомпании.

Управление нововведениями должно занимать такое же место в управлении авиапредприятием, как управление производством, маркетингом, финансами, персоналом.

Разработка и осуществление нововведений в авиакомпании должна проводиться с учетом требований Воздушного Кодекса РФ, Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в ГА России (НТЭРАТ ГА), Положения о лицензировании перевозочной деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на воздушном транспорте в РФ и других нормативных документов.

Реализация инновационного проекта и управление им носят единовременный, уникальный характер, в отличие от перманентной деятельности по управлению перевозками.

Уровни управления и виды планирования проекта нововведения:

*Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - документ, в котором представлена информация, из которой выводится целесообразность (или нецелесообразность) создания продукта или услуги

Развитие производства услуг аэропорта, связанных с воздушным движением, осуществляется по направлениям:

· освоение новых услуг (прием и отправка ВС новых типов; освоение обслуживания международных перевозок; открытие новых авиалиний; обеспечение промежуточных посадок самолетов, пролетающих по новым авиатрассам; прием самолетов деловой авиации);

· улучшение качества и условий предоставления традиционных услуг (повышение регулярности отправок ВС; сокращение времени технического обслуживания ВС, прохождения пассажирами формальностей; доведение обслуживания пассажиров до международного уровня; повышение категорийности аэропорта; снижение аэропортовых сборов).

· увеличение объемов оказания традиционных услуг (рост интенсивности движения ВС через аэропорт).

Главное средство решения вышеперечисленных задач - развитие операционной (производственной) системы аэропорта, которое осуществляется следующими путями:

· освоение и расширение использования отдельных видов новой техники, технологии, совершенствование организации производства, внедрение управленческих нововведений, развитие информационных технологий;

· создание и приобретение объектов промышленной интеллектуальной собственности (лицензии, патенты, научно-техническая документация, изобретения, рационализаторские предложения и т.п.);

· реализация крупномасштабных форм воспроизводства основных фондов: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение.

Аэропорт - первое, с чем встречаются путешественники, прибывающие в новую для себя страну или город. Чтобы произвести впечатление воздушные гавани, являясь лицом страны, часто имеют футуристическую архитектуру, большие внутренние пространства, технологичность и удобство для пассажиров. Россия в этом не исключение. И хотя у нас есть красивые и удобные аэропорты с современными архитектурными решениями, а наши аэропорты получают различные международные призы, нам есть, куда стремиться. Современные технологии позволяют пассажирам легко ориентироваться в аэропортах с несколькими терминалами, ускоряют и упрощают процесс регистрации на рейс и сдачи багажа. Для нашей страны это особенно актуально в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года.

О самых продвинутых аэропортах мира и высоких технологиях рассказала в русском издании журнала "Buisness Traveller" журналист Мариса Кэнон.

Биометрия

Пассажиру порой приходится по пять раз доставать и показывать свои документы. Ничего удивительного, что аэропорты пытаются сделать процедуру проверки документов максимально быстрой и внедряют на контрольно-пропускных пунктах высокотехнологичные биометрические устройства. Вообще попытки реализовать контроль без контакта пассажира с персоналом предпринимаются с 2003-го, но по-настоящему прорывным стал нынешний год. В марте авиакомпания British Airways запустила систему сканирования лиц, которая позволяет пассажиру вообще не доставать документы в аэропорту. Сейчас эта технология доступна в терминале внутренних линий аэропорта Хитроу, выход на международные маршруты пока только в планах.

СИСТЕМА СКАНИРОВАНИЯ ЛИЦ ПОЗВОЛЯЕТ ПАССАЖИРУ НЕ ДОСТАВАТЬ ДОКУМЕНТЫ В АЭРОПОРТУ

Похожая система действует с начала года в амстердамском Схипхоле. Пассажиру KLM нужно всего лишь отсканировать свой документ у киоска самостоятельной регистрации. На посадку он проходит через специальные турникеты с фотокамерами, которые сравнивают снимок с исходными паспортными данными. Новые биометрические технологии сегодня вводятся в 22 аэропортах мира. Но на шаг впереди всех оказались авиакомпания Emirates и аэропорт Дубая, в котором уже идёт развёртывание системы автоматического пограничного контроля в зоне прилёта. Если эксперимент окажется удачным, интеллектуальные иммиграционные ворота будут запущены и в зоне вылета. В полную силу система должна заработать к концу 2018 года.

Информационные маячки

По всему аэропорту установлены передатчики, которые отслеживают передвижение пассажира и посылают по Bluetooth на его смартфон информацию о нужных стойках регистрации, выходах на посадку, ресторанах, магазинах и т.д. Система также составит оптимальный маршрут до точки назначения и рассчитает время до гейта. Такая технология особенно актуальна для аэропортов с несколькими терминалами, в которых время перехода имеет очень большое значение для транзитных пассажиров. В международном аэропорту Дохи установлено 700 радиомаячков, которые отслеживают буквально каждый шаг пассажира. Приложение не только прокладывает маршрут до выбранной точки, но и информирует о статусе рейса, выдаче багажа, времени ожидания в очереди на паспортный контроль и т.д. В мае этого года лондонский аэропорт Гатвик оснастил приложение технологией дополненной реальности. Пассажиру достаточно включить камеру на своём мобильном, и направление движения будет показано в 3D-режиме. Представители аэропорта особо отмечают, что доступ к личным данным путешественников через радиомаяки без их согласия невозможен.

Роботы-помощники

В прошлом году авиакомпания KLM представила робота по имени Спенсер, который умеет сканировать посадочные талоны и составлять маршрут до нужного выхода на посадку.

В аэропорту Сеула Инчхон роботы, созданные компанией LG, убирают помещения, перемещают багаж, работают гидами. Эти ноу-хау запустили в рамках подготовки Кореи к Зимней олимпиаде 2018 года. Инженеры LG обещают, что вскоре появятся роботы-официанты.

Пожалуй, самый роботизированный аэропорт – токийский Ханэда. Гуманоидные автоматы авиакомпании JAL сообщают пассажирам на трёх языках не только номер выхода на посадку, но и погоду в месте назначения. Роботы Hitachi, передвигающиеся на роликовых коньках, работают гидами по аэропорту, автоматы от Panasonic занимаются уборкой, развозят воду для пассажиров, сообщают номера автобусов, ведущих в аэропорт, и даже могут пообщаться на японском, китайском или английском языках.

Всё самостоятельно

Амстердамский Схипхол можно назвать пионером прогресса. Впервые багаж был зарегистрирован в автоматическом режиме именно здесь. Работает это просто: пассажир ставит чемодан в специальное устройство, напоминающее трубу, сканирует посадочный талон и получает багажную бирку, которую нужно приклеить к ручке. Система сама взвешивает и отправляет чемодан по назначению. Никаких очередей, все просто и быстро. Минус один – робота не уговоришь закрыть глаза на небольшой перевес…

РАБОТА СКАНЕРОВ БАГАЖА ПОХОЖА НА КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТОМОГРАФ

В августе этого года в новом терминале аэропорта Чанги (Сингапур) представили технологию FAST, с помощью которой путешественники могут регистрироваться в удобное для них время и проходить автоматически абсолютно все дополнительные процедуры. Система состоит из киосков самостоятельной регистрации, автоматов для иммиграционного оформления, сдачи багажа и посадки на рейс. Таким образом, пассажиры сами сдают багаж, сами проходят паспортный контроль, сами проходят на посадку и при этом не контактируют с персоналом вообще! Работа сканеров багажа похожа на компьютерный томограф, а не на рентген. Поэтому нет необходимости вытаскивать и включать ноутбуки и планшеты – всё видно через корпуса. Это существенно сокращает процедуру досмотра. При проходе через «умные» терминалы миграционного контроля нужно просканировать посадочный талон. Камеры снимают лицо пассажира во время регистрации и при сдаче багажа сверяют его с фото в паспорте. Выход на посадку также автоматизирован: путешественника встречает у гейта не сотрудник аэропорта, а робот.

Развлечения и отдых

Инновации в аэропортах касаются не только предполетных процедур. Современные авиахабы больше напоминают торгово-развлекательные центры, чем просто перевалочные пункты. В них есть магазины и бутики, рестораны высокой кухни, спа-салоны, бассейны и другие возможности провести время с пользой для души и тела. Впереди планеты всей – аэропорт Сингапура Чанги, признанный в этом году лучшим в мире. Это звание он заслужил не только за автоматические предполетные процедуры, но еще и за красоту и комфортное ожидание рейсов (там даже кресла в залах вылета оборудованы розетками и USB-разъемами). В Чанги можно найти сад бабочек, бассейн на крыше, гостиницы, спа-салоны, фитнес-центры и даже бесплатный кинотеатр, не говоря уже о магазинах и зонах с бесплатным интернетом. В новом терминале 2000 кв. м зеленых насаждений, много живых деревьев, оборудованных автоматической системой полива. В конце 2018 года в Чанги откроется еще один терминал – Jewel. На площади в 22 тыс. кв. м, помимо кафе, ресторанов, бутиков и отеля, будут разбиты живописнейшие сады, а центральным элементом станет 40-метровый искусственный водопад Rain Vortex с дождевой водой.

Российскую авиационную промышленность сегодня можно отнести к ключевым направлениям развития отечественной экономики. Стабильная работа авиапрома является вектором, создающим все необходимые предпосылки для развития целого комплекса высокотехнологичных предприятий, а также их сохранения. Обеспечивает «интеллектуализацию» структуры ВВП, развитие экспорта прогрессивной продукции машиностроительного комплекса, а также импортозамещение в ключевых продуктовых сегментах.

Кроме того, авиационная промышленность играет одну из главных функций в социальном плане, принимая во внимание и ее смежные отрасли, позволяя увеличивать количество новых квалифицированных рабочих мест на производственных площадках, в научно-исследовательском и конструкторском направлениях, в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях. Основными сегментами отрасли являются самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение и авиаприборостроение.
Одной из важнейших разработок холдинга «Технодинамика» является система передвижения воздушного судна с помощью электропривода колес шасси для региональных и ближнемагистральных самолетов.

Также к уникальным продуктам можно отнести авариестойкую топливную систему (АТС). С учетом последних европейских стандартов авиации, которые включают серьезное повышение требований к безопасности, стойкие к авариям топливные системы должны применяться на всех транспортно-пассажирских вертолетах последнего поколения. Решение холдинга позволяет обеспечить безопасность машин от возможных последствий в условиях жесткой посадки.

«Технодинамика» первый российский холдинг, создавший подобную систему и подтвердивший ее высокие эксплуатационные характеристики. В ходе испытаний была проведена серия сбросов, в ходе которых макеты топливных баков успешно подтвердили эффективность разработки. Также был реализован рад успешных испытаний других агрегатов системы. Уникальность АТС заключается в том, что при нештатных ситуациях топливные баки сохраняют целостность, а разрывы соединений возникают в специализированных элементах, предотвращающих вытекание топлива. Топливные баки, разработанные на базе инновационных материалов, сохраняют герметичность при ударах и устойчивость к прокалыванию, а фторопластовые рукава и титановые фитинги способны выдерживать высокие температуры и давление. В производстве системы используются только российские материалы.

Кроме того, одной из новейших систем, созданных холдингом «Технодинамика», является система нейтрального газа (СНГ). Она может применяться на любом типе воздушного судна. Решение полностью соответствует требованиям, включая российские и международные стандарты и требования по безопасности. Система позволяет предназначена создавать инертную среду и предотвращать образование огнеопасных паров топлива в баках системы топлива путем снижения содержания кислорода.
Применение системы с модулем мембранного воздухоразделителя обеспечивает снижение ее веса. Если сравнивать решение с баллонной системой нейтрального газа, то уменьшение весовых характеристик достигает 2х–3х раз. Также сокращается время на техническое обслуживание системы в процессе эксплуатации.

Система нейтрального газа с модулем разделения воздуха не требует предполетного обслуживания. Она может устанавливаться на различные типы воздушных судов, при этом работа системы в автоматическом режиме позволяет не отвлекать внимание экипажа в полете. Установка системы нейтрального газа, разработанной «Технодинамикой», гарантирует соответствие воздушных судов мировым стандартам безопасности.

Авиационная промышленность по-прежнему является отраслью высокотехнологического сектора российской экономики, которая обладает значительным потенциалом инновационного развития. Предприятия холдинга «Технодинамика» успешно ведут инновационные разработки в сфере авиастроения, реализуя на всех этапах своей работы стратегию «Индустрия 4.0» и ежегодно пополняя портфель все новыми высококачественными проектами.

Они есть у птиц. У летучих мышей и бабочек. Дедал и Икар надевали их, чтобы спастись от Миноса, короля Крита. Мы говорим о крыльях, либо об аэродинамических поверхностях, которые позволяют воздушному средству подняться. Как правило, крылья имеют форму вытянутой слезы с изогнутой верхней поверхностью и плоской нижней. Воздух, протекающий через крыло, создает зону более высокого давления под крылом, тем самым отрывая самолет от земли.

Интересно, что некоторые книги обращаются к принципу Бернулли, чтобы объяснить работу крыльев. По их логике, воздух движется по верхней поверхности дольше, а значит и быстрее, чтобы прийти к задней кромке в то же время, что и воздух, который движется по нижней части. Разница в скорости создает перепад давлений, который приводит к подъему. Другие книги отвергают этот принцип, обращаясь к проверенному закону Ньютона: крыло толкает воздух вниз, значит воздух толкает крыло вверх.


Полет устройств тяжелее воздуха начался с планеров - легких самолетов, которые могут летать в течение длительного времени без использования двигателя. Планеры были белками-летягами в авиации, однако ее пионеры Уилбур и Орвилл Райт хотели настоящих соколов с мощным и качественным полетом. Чтобы обеспечить тягу, нужна была двигательная система. Братья Райт разработали и построили первые пропеллеры для самолетов, а также четырехцилиндровые двигатели с водяным охлаждением, чтобы их вращать.

Теория и практика создания пропеллеров прошли долгий путь. Пропеллер работает как вращающееся крыло, обеспечивая подъем, но в направлении прямо. Пропеллеры бывают разные: и с двумя лопастями, и с восемью, однако все отвечают одним и тем же задачам. По мере вращения лопастей, пропеллеры толкают воздух назад, и этот воздух, благодаря силам действия и противодействия Ньютона, движет транспорт вперед. Эта сила известна как тяга и работает в противовес сопротивлению воздуха, которое замедляет движение транспортного средства.

Реактивный двигатель


В 1937 году авиация сделала гигантский скачок вперед, когда британский изобретатель и инженер Фрэнк Уиттл испытал первый в мире реактивный двигатель. Он работал совсем не так, как современный. Двигатель Уиттла всасывал воздух направленным вперед компрессором. Воздух проходил в камеру сгорания, где смешивался с топливом и сжигался. Перегретый поток газов выбрасывался из выхлопной трубы, толкая двигатель и самолет вперед.

Ганс Пабст ван Огайн из Германии взял базовую конструкцию Уиттла и положил ее в основу первого реактивного самолета в 1939 году. Два года спустя британское правительство, наконец, оторвало самолет - Gloster E.28/39, или Gloster Meteor - от земли, используя инновационный реактивный двигатель Уиттла. К концу Второй мировой войны самолеты Gloster Meteor, управляемые пилотами королевских воздушных сил, гонялись за немецкими ракетами V-1 и стреляли в них с неба.

Сегодня турбореактивные двигатели зарезервированы в первую очередь для военных самолетов. Пассажирские авиалайнеры используют турбовентиляторные двигатели, которые все так же глотают воздух вперед смотрящими компрессорами. Только вместо сжигания всего поступающего воздуха, в ТРДД - так их называют в литературе - воздух обтекает камеру сгорания и смешивается со струей перегретых газов, выходящих из выхлопной трубы. Как результат, ТРДД более эффективны и производят меньше шума.

Реактивное топливо


Первые поршневые самолеты использовали те же виды топлива, что и автомобили - бензин и дизельное топливо. Однако развитие реактивных двигателей потребовало разнообразия. Хотя несколько дураков выступали за использование арахисового масла или виски, авиационная промышленность быстро привыкла к керосину как лучшему топливу для мощных реактивных струй. Керосин - компонент сырой нефти, получаемый в результате дистилляции или разделения на основные компоненты. Вообще из нефти много чего делают.

Если у вас когда-нибудь была керосиновая лампа или обогреватель, возможно, вы видели это топливо соломенного цвета. Коммерческие самолеты, тем не менее, требуют керосина более высокого класса, чем бабушкина керосинка. Топливо должно гореть чисто, но иметь более высокую температуру вспышки, чем автомобильное топливо, чтобы снизить риск возникновения пожара. Также топливо для реактивных двигателей должно оставаться жидким в холодном воздухе верхних слоев атмосферы. Процесс очистки устраняет всю воду, которая может превратиться в ледяные частицы и заблокировать топливные пути. Точка замерзания самого керосина также тщательно контролируется. Большинство видов реактивного топлива не замерзает при температуре до минус 50 по Цельсию.

Управление полетом


Одно дело - поднять самолет в воздух. Совсем другое дело - эффективно им управлять, чтобы тот не упал обратно на землю. В простом легком самолете пилот передает команды рулевому управлению с помощью механических соединений для контроля поверхностей на крыльях. Эти поверхности, соответственно, элероны, подъемники и руль. Пилот использует элероны, чтобы двигаться из стороны в сторону, подъемники для движения вверх и вниз и руль для поворота влево-вправо. Крен, например, требует одновременной активации элеронов и руля, чтобы самолет припал на одно крыло.

Современные военные и коммерческие авиалайнеры управляются теми же поверхностями и используют те же принципы, но с механическим управлением покончено. Первые самолеты летали на гидравлико-механических системах, но они были уязвимы для повреждений и занимали много места. Сегодня почти все крупные самолеты полагаются на цифровой полет-по-проводам, что позволяет тонко управлять элементами с помощью бортового компьютера. Эта хитроумная технология позволяет управлять коммерческим авиалайнером всего двум пилотам.

Алюминиевые и алюминовые сплавы


В 1902 году братья Райт пролетели на самом хитроумном самолете - одноместный планер был сделан из муслиновой «кожи», натянутой на еловую раму. Со временем дерево и ткань уступили монококу из ламинированного дерева, самолетной конструкции, где все или почти все напряжение приходилось на кожу самолета. Монококовые фюзеляжи позволили создать более мощные и обтекаемые самолеты, что привело к ряду рекордов скорости в начале 1900-х. К сожалению, древесина, используемая в таких самолетах, требовала постоянной поддержки и ухудшалась под воздействием атмосферных явлений.

К 1930 году почти все авиационные конструкторы предпочли цельнометаллическую конструкцию на ламинированном дереве. Сталь была прекрасным кандидатом, но слишком тяжела. Алюминий, с другой стороны, был легким, прочным и легко приспосабливался к любым компонентам. Фюзеляжи из алюминиевых панелей, скрепленных заклепками, стали символом авиации. Но у этого материала были и свои проблемы - в частности, усталость металла. Как результат, производители разработали новые техники для определения проблемных зон в металлических частях самолета. Ремонтные бригады сегодняшнего дня используют ультразвуковое сканирование, чтобы обнаружить трещины и разломы, даже самые небольшие дефекты, которые нельзя разглядеть.

Автопилот


На заре авиации полеты были короткими, и главной заботой пилота было не рухнуть на землю после нескольких волнительных моментов в воздухе. Поскольку технология улучшилась, стали возможны длительные перелеты через континенты и океаны, даже весь мир. Усталость пилота стала серьезной проблемой во время этих эпических путешествий. Как мог одинокий пилот или небольшая команда бодрствовать и бдеть на протяжении часов, особенно во время монотонных круизов на большой высоте?

Так появился . Созданный Лоренсом Берстом Сперри, сыном Элмера А. Сперри, автопилот, или автоматическая система управления полетом, связывала три гироскопа на поверхностях самолета, контролирующих тангаж, крен и отклонения от курса. Устройство делало коррективы в зависимости от угла отклонения от направления полета. Революционное изобретение Сперри сделало возможным стабильный круизный полет, а также самостоятельно могло выполнять взлет и посадку.

Автоматическая система управления полетом современных самолетов мало чем отличается от первых гироскопических автопилотов. Датчики движения - гироскопы и акселерометры - собирают информацию о пространственном положении воздушного судна и его движении, доставляют ее в компьютеры автопилота, а те выдают сигналы для корректировки курса с помощью крыльев и хвоста.

Трубки Пито


Когда пилоты находятся в кабине самолета, им приходится отслеживать большое количество данных. Одной из важнейших вещей является скорость самолета - относительно воздушной массы, в которой он летит. Для конкретных конфигураций полета, будь то посадка или экономный круиз, скорость самолета должна оставаться в определенном диапазоне величин. Если самолет летит слишком медленно, может страдать аэродинамика, то есть силы подъемы будет недостаточно для преодоления силы гравитации. Если самолет летит слишком быстро, могут возникнуть структурные повреждения.

На коммерческих самолетах скорость полета измеряют трубки Пито. Устройство получило свое название от Анри Пито, француза, которому нужно было измерять скорость воды в реках и каналах. Он создал прямую трубку с двумя отверстиями, сзади и сбоку. Пито ориентировал свое устройство так, что переднее отверстие было направлено вверх по течению, позволяя воде протекать через трубку. Измеряя перепад давления в переднем и боковом отверстии, он смог вычислить скорость движущейся воды.

Воздушные инженеры поняли, что смогут сделать то же самое, установив трубки Пито на краю крыла или наверху фюзеляжа. Воздушный поток протекает через трубку и позволяет точно измерить скорость самолета.

Управление воздушным движением


До сих пор мы говорили об авиационных конструкциях, но одним из самых важных нововведений авиации стало управление воздушным движением, система, которая позволяет самолету подняться из одного аэропорта, пролететь сотни или тысячи километров и безопасно приземлиться в пункте назначения. В США, например, более 20 центров управления полетами, которые отвечают за перемещение самолетов по всей стране. Каждый центр отвечает за определенную географическую область, поэтому когда самолет вылетает, его «передают» другому центру.

В управлении воздушным движением ключевую роль играет радиолокационное наблюдение. Основные наземные станции, расположенные в аэропортах и центрах управления, излучают коротковолновые радиоволны, которые попадают в самолет и отражаются обратно. Эти сигналы позволяют авиадиспетчерам контролировать позиции воздушных судов в рамках данного им объема воздушного пространства. В то же время, большинство коммерческих самолетов, несут транспондеры — устройства, которые сообщают тип, высоту, курс и скорость самолета, когда его «допрашивает» радар.


Посадка коммерческого авиалайнера представляет собой один из самых невероятных технологических подвигов. Самолет должен спуститься с 10 000 метров на землю и замедлиться с 1046 до 0 километров в час. Ну и да, ему нужно поставить весь свой вес - около 170 тонн - на несколько колес и стоек, которые должны быть прочными, но полностью убираться. Стоит ли удивляться, что шасси занимают первое место в нашем списке?

Вплоть до конца 1980-х большинство гражданских и военных самолетов использовали три основных посадочных конфигурации: одно колесо на стойке, два колеса бок о бок на стойке или два колеса бок о бок и еще два колеса бок о бок. По мере того, как самолеты становились крупнее и тяжелее, системы посадки становились более сложными, чтобы снизить напряжение колес и сборных стоек, а также уменьшить силу удара о посадочную полосу. Шасси аэробуса A380, например, состоят из четырех ходовых элементов - два с четырьмя колесами и два с шестью колесами каждый. Вне зависимости от конфигурации, сила важнее веса, поэтому вы найдете стальные и титановые, но не алюминиевые компоненты в шасси.

Авиация дошла до того, что самолеты уже хотят оснастить . Что ж, будем надеяться, что через пару лет придется писать уже , бороздящих бескрайние просторы большого театра.