Древний город эфес в турции фото история как добраться посетить город эфес самостоятельно. Древний город эфес в турции фото история как добраться посетить город эфес самостоятельно Эфес где

Адрес: Турция
Основан: X век до н.э.
Разрушен: XV век
Основные достопримечательности: Храм Артемиды, Библиотека Цельса, Большой театр, Одеон (Малый театр), Храм Адриана, Улица Куретов
Координаты: 37°56"24.3"N 27°20"29.8"E

Древнегреческий город Эфес — тот самый, где стоял храм Артемиды, уничтоженный Геростратом в 356 году до н.э., — находится сегодня на Эгейском побережье Турции , между городами Измир и Кушадасы.

Ворота Геракла

Руины античного Эфеса погребены под непроходимым болотом, а та часть, которая уже раскопана, обнесена забором и представляет собой музей под открытым небом . Эфес — один из немногих городов, где прекрасно сохранилась структура древнегреческого поселения.

Прогуливаясь по античным улицам и рассматривая архитектурные памятники, турист может получить представление о былом великолепии греческого полиса. Развалины римской агоры и Малого театра, термы, фонтаны и богатые кварталы особняков впечатляют путешественников внушительными размерами и искусством исполнения.

Улица Куретов

Эфес - город амазонки

Эфесии Греческая колония Эфес была заложена в XI веке до Рождества Христова. Легенды связывают появление города с именем Андрокла — сыном афинского правителя Кодра . В те времена греки, строившие новый полис, обращались за советом к Дельфийскому оракулу, который указывал место основания будущей колонии. Оракул сказал Андроклу, что город должен быть заложен в тех землях, где сойдутся вместе три «знака» — огонь, рыба и кабан. Путешествуя по побережью Эгейского моря, Андрокл нашёл такое место: на берегу бухты рыбаки жарили рыбу, а искры, разлетевшиеся от костра, подожгли дерево, откуда выбежал потревоженный кабан. Вскоре Андрокл встретился с амазонками-воительницами, в одну из которых, Эфесию, он влюбился и назвал город в её честь — Эфес.

Библиотека Цельса

Расцвет и упадок Эфеса

Эфес быстро развивался благодаря торговле, но наивысшего расцвета он достиг при лидийском царе Крезе в 560 — 546 до н. э. Интересно, что когда лидийцы Креза вторглись в город, местные жители не имели никаких оборонительных сооружений. Они лишь соединили ворота Эфеса с храмом Артемиды верёвочным канатом — так, считали они, богине будет легче защитить их! Умилённый такой наивностью, Крез прекратил осаду и даже пожертвовал средства в храмовую казну. Позднее Эфес процветал и под властью персов, он входил в состав Римской Республики, Византии, Османской империи, а в XV веке н.э. пришёл в упадок и был окончательно заброшен.

Большой театр с высоты птичьего полёта

Эфес - центр раннего христианства

В 50-е годы н.э. Эфес стал одним из важнейших центров распространения христианства. Здесь проповедовали апостол Павел и Иоанн Богослов. По преданию, в этом городе провела остаток своей земной жизни Дева Мария — мать И. Христа. В Эфесе сохранился Дом Богородицы — небольшое здание с подвалом, где Пречистая Дева доживала последние дни.

В 1950 году здание реконструировали и перестроили в часовню. Хотя местом Успения Богородицы традиционно считается Иерусалим, а Ватикан официально не признал святыню Домом Святой Марии, его посещали папы римские — Павел VI, Иоанн Павел II, и Бенедикт XVI. 15 августа, в День Вознесения Богоматери, в часовню стекается особенно много паломников, зачастую разного вероисповедания.

Храм Адриана

Чуть выше в гору, над главным входом в археологический парк Эфеса находятся катакомбы и грот «Семь спящих», где, по легенде, были заживо замурованы христианские мученики, заснувшие чудесным сном почти на 200 лет.

Достопримечательности Эфеса

В Эфесе раскопано немало памятников, и большинство из них относятся к римской эпохе. Верхняя часть Эфеса начинается с хорошо сохранившихся терм Вариус, к которым подведены керамические трубы. У подножия бань разместился Калдариум — помещение, куда поступала горячая вода. Рядом находится Агора — главная площадь Эфеса, где в минувшие века кипела бойкая торговля, проводились торжества по случаям религиозных и светских праздников.

Фонтан Трояна

На севере от Агоры стоят руины базилики времён династии императора Августа, а за базиликой располагается Малый театр Одеон (150 г. до н. э.), с верхних рядов которого открываются изумительные виды на бани Вариус и Пританий — место заседаний муниципалитета Эфеса. Рядом с Пританием, в храме Весты (III в. до н. э.) обнаружен очаг для священного огня. Вдоль склона от Ворот Геракла до Агоры тянется проспект Куретов — самая длинная и величественная улица во всём Эфесе, украшенная колоннами, галереями, скульптурами, фонтанами, мозаикой.

Одеон (Малый театр)

Особый интерес у туристов вызывают такие памятники, как храм Адриана (118-138 гг. н. э.), Большой театр (III-II вв. до н. э.), библиотека Цельсия (110-135 гг. н. э.) и связанный с ней подземным переходом Публичный дом — таким образом, мужчины Эфеса могли обманывать своих жён, говоря, что идут в библиотеку читать фолианты. Большой театр, служивший ареной гладиаторских боёв в римскую эпоху, по-прежнему поражает воображение. Его своды вмещают до 25 тыс. зрителей, а благодаря великолепной акустике оратора, выступающего на сцене, хорошо слышно не только на нижних и верхних ярусах, но и за пределами зала.

Руины храма Артемиды

Древний город Эфес (Турция) расположен в западной части полуострова Малая Азия, известного также своим греческим названием Анталия. По современным меркам он невелик - его население едва достигает 225 тыс. человек. Тем не менее, благодаря своей истории и памятникам, сохранившимся в нём от прошедших веков, он входит в число самых посещаемых туристами городов мира.

Город богини плодородия

В древности, а основан он был греками в XI веке до н. э., город славился процветавшим здесь культом местной со временем воплотившейся в богиню плодородия Артемиду. Этой щедрой и хлебосольной небожительнице в VI веке до н. э. жители города возвели храм, признанный одним из

Город Эфес достиг небывалого расцвета в VI веке до н. э., когда оказался под властью, захватившего его лидийского царя Крёза, имя которого в современном языке стало синонимом богатства. Этот утопавший в роскоши правитель не жалел средств и украшал его храмы всё новыми изваяниями, и выступал в качестве мецената, покровительствующего науке и искусству. При нём город прославили своими именами многие выдающиеся личности, такие как античный философ Гераклит и поэт древности Каллин.

Жизнь города в первые века нашей эры

Однако пик развития города приходится на I-II век н. э. В этот период он входил в состав Римской империи, и на его благоустройство тратились немалые деньги, благодаря чему были построены акведуки, библиотека Цельса, термы - античные бани, а также перестроен Одной из многочисленных городских достопримечательностей была его главная улица, спускавшаяся к порту и украшенная колоннами и портиками. Она была названа в честь римского императора Аркадия.

Город Эфес неоднократно упоминается в Новом Завете, в частности, в книгах «Деяния апостолов» и «Откровения Иоанна Богослова», известной также как «Апокалипсис». Первые последователи Христа стали появляться в нём ещё в период земного служения Спасителя, а в 52-54 году в городе жил и проповедовал слово Божье апостол Павел. У исследователей есть также основание полагать, что умерший и погребённый в Эфесе, именно здесь написал своё Евангелие. Священное Предание связывает этот город и с последними годами жизни Пресвятой Девы Марии - Матери Иисуса Христа.

Море, покинувшее город

При основании Эфес - город Артемиды - был заложен на берегу Эгейского моря и являлся крупнейшим портовым центром древности. Но затем случилось непредвиденное - то ли богиня повздорила с верховным правителем Зевсом, и тот излил на город свой гнев, то ли причины были естественного порядка, но только в VI веке н. э. гавань вдруг обмелела и заросла илом.

Пришлось жителям перенести свои жилища на новое место, находившееся вблизи нынешнего турецкого города Сельчук, начав строительство на холме Айясолук. Но море по-прежнему продолжало отступать, лишая большей части дохода этот античный город. Эфес постепенно приходил в упадок. Довершили дело оползни и землетрясения, засыпавшие его руины песком, и надёжно сохранившие для будущих археологов.

Забытый памятник древности

Дело довершили арабы, в VII веке участившие свои набеги и окончательно разрушившие то, до чего ещё не дотянулась рука слепой стихии. Семь столетий спустя Османская империя захватила значительную часть Малой Азии, и в том числе территорию, на которой находился соседний с Эфесом город Айясолук.

С этого времени он начал развиваться, но уже в рамках исламской традиции. На его улицах появились мечети, караван-сараи и турецкие бани. Ещё через сто лет город переименовали, и он получил своё нынешнее имя Сельчук, а город Эфес был окончательно заброшен и на несколько веков уснул под толщей песка, наносимого сюда жарким ветром.

Раскопки археолога-энтузиаста

История археологических раскопок на территории древнего города берёт своё начало в 1863 году. Их инициатором стал британский инженер и архитектор Джон Тертл Вуд, проектировавший в Турции здания железнодорожных вокзалов. Задавшись целью найти Эфесский упомянутый в Новом Завете, он получил у местных властей разрешение на проведение работ.

Задача была не из лёгких, ведь единственной информацией, которой располагал были сведения о том, где находится город Эфес, но, никаких конкретных данных о его планировке и постройках он не имел.

Город, восставший из небытия

Три года спустя мир облетели первые сообщения о сделанных Джоном Вудом открытиях, и с этого времени город Эфес, где в прежние века создавались выдающиеся памятники эллинской культуры, приковал к себе всеобщее внимание.

До наших дней в городе сохранилось множество уникальных памятников, относящихся к римскому периоду его истории. Даже с учётом того, что многое ещё только предстоит раскопать, то, что сегодня предстаёт взору, поражает своим великолепием и даёт возможность представить величие и блеск этого города в период его расцвета.

Театр и ведущая к нему Мраморная улица

Одними из главных достопримечательностей Эфеса являются руины его театра, построенного в эллинский период, но претерпевшего значительную реконструкцию в годы правления римских императоров Домициана и его преемника Траяна. Это поистине грандиозное сооружение вмещало двадцать пять тысяч зрителей, и в более поздний период являлось часть городской стены.

Каждый, кто попадал в Город Эфес морским путём, мог проследовать из порта к театру по четырёхсотметровой улице, выложенной мраморными плитами. Торговые лавки, стоявшие по её сторонам, чередовались со статуями античных богов и древних героев, поражавших взгляды приезжих своим совершенством. Кстати, жители города были не только эстетами, но и вполне практичными людьми - во время раскопок под улицей обнаружили достаточно развитую систему канализации.

Библиотека - подарок римского императора

Среди прочих культурных центров античного мира город Эфес был известен также своей библиотекой, получившей имя Цельса Полемеана - отца римского императора Тита Юлия, построившего её в память о нём, и установившего в одном из залов его саркофаг. Следует заметить, что погребение умерших в общественных зданиях было в Римской империи крайне редким явлением, и допускалось лишь в случаях особых заслуг покойного.

Сохранившиеся до наших дней фрагменты здания, являются частью фасада, богато украшенного аллегорическими фигурами, помещёнными в ниши. Когда-то собрание библиотеки Цельса включало в себя двенадцать тысяч свитков, хранившихся не только в шкафах и на полках, но и прямо на полу её обширных залов.

Храм, охраняемый Медузой Горгоной

Кроме храма Артемиды, являвшегося в древности визитной карточкой города, в Эфесе было построено ещё множество культовых сооружений. Одним из них является святилище Адриана, руины которого можно увидеть, свернув с Мраморной улицы. Его постройка датируется 138 годом н. э. От былого великолепия этого языческого храма остались лишь некоторые уцелевшие фрагменты.

Среди них - четыре коринфские колонны, поддерживающие треугольный фронтон с полукруглой аркой посередине. Внутри храма можно увидеть барельеф Медузы Горгоны, охраняющей храм, а на противоположной стене - изображения различных античных богов, тем или иным образом связанных с основанием города. Прежде здесь находились также статуи вполне реальных повелителей мира - римских императоров Максимиана, Диоклетиана и Галерея, но сегодня они стали экспонатами музея города.

Район богатейших жителей города Эфес

История города в период римского правления была увековечена и в сооружённом неподалёку от входа в храм Адриана скульптурном комплексе, окружавшем фонтан Трояна. В центре композиции возвышалась мраморная статуя этого императора, из которой к небу вздымалась водяная струя. Вокруг неё в почтительных позах располагались изваяния бессмертных обитателей Олимпа. Сегодня эти скульптуры также украшают собой музейные залы.

Напротив храма Адриана находились дома, в которых жила избранная часть эфесского общества. Выражаясь современным языком, это был элитный квартал. Расположенные на склоне холма, здания были спроектированы таким образом, что крыша каждого из них служила открытой террасой для, соседнего, расположенного уровнем ниже. Прекрасно сохранившаяся мозаика, которой был выложен тротуар перед домами, даёт представление о той роскоши, в которой жили их обитатели.

Сами постройки были богато декорированы фресками и различными скульптурными изображениями, частично сохранившимися до наших дней. Их сюжеты включали в себя, кроме традиционных в таких случаях античных божеств, ещё и образы выдающихся людей прошлого. Например, на одной из них запечатлён древнегреческий философ Сократ.

Христианские святыни города

В этом городе удивительным образом уживаются бок о бок памятники древнего язычества и сменившей его христианской культуры, одним из которых является Иоанна. В VI веке император Юстиниан I повелел возвести её на том месте, где, предположительно, был погребён святой апостол - автор «Апокалипсиса», а также одного из Евангелий.

Но главной христианской святыней Эфеса, бесспорно, является дом, в котором, согласно преданию, провела свои последние годы Мать Иисуса Христа - Пречистая Дева Мария. Как гласит легенда, уже на Кресте спаситель поручил заботу о Ней любимому ученику - апостолу Иоанну, и тот, свято храня наказ Учителя, перевёз её в свой дом в Эфесе.

Существует также очень красивая легенда, связанная с одной из пещер, расположенных на склоне возвышающейся рядом горы. Согласно бытующему поверью, во дни гонений на христианство в ней спасались семь юношей, исповедовавших истинную веру. Чтобы уберечь их от неминуемой смерти, Господь наслал на них глубокий сон, в котором они провели два столетия. Пробудились молодые христиане уже в полной безопасности - их вера к тому времени стала государственной религией.

Но это была статья про греческий остров. А развалины города Эфес находятся на территории Турции.

Древний мегаполис Эфес насчитывает несколько тысяч лет. Естественно, на заре его существования название города было другим. Но поселения в этих местах существовали ещё в эпоух неолита, то есть, десятки тысяч лет назад. Город был расположен на берегу моря, а, значит, стоял на перекрёстке торговых путей. Что и позволило городу развиться и стать одним из крупнейших мегаполисов древности. И, что , погубило город — ушедшее море отрезало Эфес от торговли, и город постепенно пришёл в запустение. Но не будем забегать наперёд.

Сейчас город находится в Турции, возле города Сельчук:

На сайте Викимапии есть достаточно подробная карта древнего мегаполиса Эфес с отмеченными достопримечательностями:

Согласно легенде, Андрокл, сын афинского правителя Кодра, получил от Дельфийского оракула приказ основать новый город. Место для нового города ему должны были указать огонь, рыба и дикий кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря и высадился на берегу прекрасной бухты. Как раз в это время местные рыбаки жарили рыбу. От искры, которая вылетела из костра, загорелся куст, из которого выскочил потревоженный кабан. Здесь и был заложен город. Дикий кабан стал символом города, где ему был установлен памятник. Во время строительства города Андроклу пришлось встретиться с воинственным племенем амазонок, в одну из которых, Эфесию (что переводится как желанная ), он влюбился. В честь неё и был назван город. Позднее почти все амазонки стали женами греков-поселенцев.

Так что древний мегаполис Эфес получил своё название из-за любви 🙂

По словам тех, кто побывал здесь:

Эфес — город яркий, на удивление большой, довольно неплохо для своих лет сохранившийся. В своё время он был одним из самых известных и самых красивых городов Римской империи, да и всей Европы вообще. Внутри империи это был второй по значимости город после Рима, а за её пределами он был известен ещё и как один из крупнейших портов того времени. Здесь было всё: от великих прекрасных сооружений до детально продуманного водопровода, общественного туалета и публичной библиотеки. Наверное, жить здесь в те времена считалось редкой удачей.

Точная дата основания города неизвестна. Люди жили на этой территории ещё 10000 лет назад. Греки-микенцы обитали в этих местах 1500 лет до нашей эры, а эллинская колония была основана 1000 лет до нашей эры. Большую часть времени существования города, им правили тираны. Горожане периодически поднимали восстания против своих тиранообразных царей, и городом пытался руководить совет. Однако, наибольшего расцвета древний мегаполис Эфес достигал тогда, когда им управляла железная рука единоличного правителя.

За свою историю город Эфес испытывал подЪёмы и спады. Спады обычно вызывались врагами внешними (киммерийцами, готами, персами, римлянами и т.д.), а также восстаниями. ПодЪёмы происходили тогда, когда городу позволялось вести торговлю (для чего он, собственно, и создавался), а также не брались слишком большие налоги.

Под римским владычеством (которое стабилизировалось в 27 году нашей эры, город стал фактически столицей римской провинции Азии, занимавшей западную половину Малой Азии. Город стал быстро развиваться, и со временем стал одним их крупнейших в империи, уступая только самому Риму. На первый и второй века нашей эры пришёлся расцвет города, население которого оценивалось в 400—500 тысяч человек. В эти годы была построена знаменитая Библиотека Цельса и огромный театр, вмещавший до 25 тыс. зрителей. В Эфесе было несколько крупных бань и одна из наиболее развитых систем акведуков, включавшая в себя, помимо четырёх основных акведуков, множество сооружений меньшего размера.

Однако, примерно через 200 лет город подвергся атаке готов. И с этого времени начался период упадка. Население постепенно уходило вслед за отступающим морем, а те, кто оставались, постепенно вымирали от болезней — так как город находился в болотистой местности. Ещё через тысячу лет город оказался полностью покинутым, а всё население перебралось в соседний город Сельчук, который существует и поныне.

В Эфесе сохранилось множество достопримечательностей. Пройдёмся по некоторым из них виртуально.

Начнём с визитной карточки Эфеса — с библиотеки Цельсия. Библиотека Цельсия была построена в эпоху Империи, во время правления Адриана по проекту архитектора Тиберия Юлия Аквили, который пожелал посвятить её своему отцу. Строительство началось в 114 г. н. э. и было завершено в 135 г. н. э. уже наследниками Тиберия Юлия Аквила, который завещал большую сумму средств на покупку книг и содержание библиотеки. Во 2-й половине III в. во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена пожаром, который пощадил, фасад здания.

Двухъярусный фасад, украшенный колоннами, имеет вид театральной декорации. Колонны нижнего яруса, которые стоят на подиуме центральной лестницы из девяти ступеней, сгруппированных попарно в четыре ряда и увенчаны капителями Коринфа.

Колонны верхнего яруса имеют меньшие размеры. Треугольные и полукруглые тимпаны венчают колонны трёх центральных пар. На нижнем этаже за сценично оформленною колоннадою видно три портала в обрамлении тончайшего орнамента, имитирующего рельефный фриз. Над порталами находятся три огромных проёма окон.

Традиционный вход в Эфес - через бывший порт, расположенный внизу, у самого склона холма, на котором лежит город. По логике, входить в город надо было бы оттуда, и дальше уже подниматься постепенно наверх. Но жара и естественная человеческая лень делают своё дело: многие туристы предпочитают зайти в город сверху, и уж затем потихоньку спускаться вниз, к бывшему порту. Говорят, то, что мы видим в Эфесе сейчас, — это лишь пятая часть того, что он представлял из себя ранее. Многочисленные раскопки ведутся со всех сторон города, а на его "современных" окраинах можно увидеть много найденных древних руин. Всё самое ценное, разумеется, увозится в местный музей. Из увиденного в месте раскопок почему-то запомнилось большое количество остатков древних труб - это части древнего водопровода, который шёл через весь город, снабжая водой чуть ли не каждый дом:

Затем мы взглянем на Одеон. Одеон — это полукруглое сооружение, известное также как Малый театр, стоит на склоне холма, на север от Агоры. Судя по надписи, его построил в 150 г. н. э. Публий Ведий Антоний. Изначальное назначение одеона — булевтерий — место заседаний городского Сената. Первое крытое сооружение, рассчитанное на 1400 мест, использовалось поочередно: то для заседаний Сената, то для театральных представлений.

Следующая достопримечательность древнего мегаполиса Эфес на нашем пути — это Агора, древний рынок.

Руины Агоры относятся к романским сооружениям периода Римской империи, построенным, скорее всего, за время правления императоров Августа и Клавдия. Агора, которая окончательно была застроена при Феодосии (IV в.), была украшена двойной колоннадою портика, под которым размещались торговые ряды.

Это был центр торговой деятельности, куда съезжались купцы со всех концов Империи. Здесь был также рынок рабов и проводились собрания по случаям религиозных и светских праздников. На севере от Агоры стоят развалины колоннады Базилики, построенной при династии императоров Августов.

Ещё одна интересная достопримечательность — храм императора Адриана. Так, из школьного курса истории вам наверное, известно, что императоры в Римской империи считались равными богам. Так что нет ничего необычного в том, что один из императоров спонсировал строительство храма имени себя.

Надпись, выгравированная на архитраве (опорной горизонтальной балке) храма, свидетельствует о дате его сооружения — около 138 г. н. э. — малоизвестным архитектором Квинтилиусом, который посвятил храм императору Адриану. Перед монументальным входом в главную часть храма поднимаются пьедесталы от четырёх статуй, которые когда-то украшали храм.

Две центральные колонны поддерживают легкую, утонченную арку — все, что сохранилось от оригинального треугольной внутренней части фронтона (передней части крыши), который когда-то венчал здание. Орнамент арки как бы продолжает мотив фризов, которые идут цельной линией по карнизу; в центре арки помещен бюст Тихе (богини-покровительницы города). Тихе — это богиня удачи, в древнем Риме её аналогом стала Фортуна.

Горизонтальные балки порталов богато украшены с использованием античных орнаментов. Над главным порталом, который ведет в центральную часть храма, находится полукруглая люнетта (полукруг арки над входом), где на фоне утонченного переплетения цветов и листьев аканта представлена женская фигура, которая напоминает античные изображения Медузы.

В середине главной части храма можно увидеть часть оригинального подиума, который когда-то поддерживал статую обожаемого императора Адриана.

Теперь перейдём от храма к амфитеатру. Амфитеатр дошёл до нас в хорошем состоянии и по праву считается одним из тех памятников прошлого в этой археологической зоне, которые сохранились лучше всего.

Как все сооружения того времени, эфесский театр разделен на три секции: скена (включая просцениум), орхестра (круглая площадка, где выступал хор) и кавеа (сектор зала для зрителей).

Вместимость театра — около 24 000 — 25 000 мест.

Зал по отношению к сцене поднимался на 30 м и завершался портиком для улучшения акустики всего ансамбля.

Днем на сцене театра, проводилось до 50 боев гладиаторов между собой и с животными.

И, наконец, самая популярная местная достопримечательность - это общественный туалет. Некогда это было излюбленное место для встреч. Мужское население города любило сидеть на горшках около журчащего фонтана и рассуждать о жизни, женщинах и политике. При этом водопроводная вода уносила все отходы жизнедеятельности прочь.

Общественный туалет был открыт только для мужчин.

В общем, судя по всему, в Эфесе очень интересно и можно многое увидеть новое и неожиданное.

Таким образом, древний мегаполис Эфес — действительно красивый город.

По материалам Википедии и http://marina-pavlova.livejournal.com/170849.html

Город-государство (полис) Эфес на западном побережье Малой Азии был основан греками-ионийцами, покинувшими метрополию после смерти царя Аттики Кодра в 1068 г. до н. э. В этом районе полуострова они заложили 12 городов, но Эфес среди них был наиболее преуспевающим благодаря торговле и самым значительным - благодаря грандиозному храму Артемиды, одному из семи чудес Древнего мира.
Согласно мифам об Андрокле, сыне Кодра, Дельфийский оракул предсказал ему стать по воле богов основателем большого города в том месте у Эгейского моря, где ему одновременно явятся рыба, огонь и дикий вепрь. Андрокл долго искал такое место, и однажды все сошлось: от костра на котором его воины жарили рыбу, поднялся большой сноп искр, от него загорелся кустарник, из которого выскочил кабан. По историку Страбону, Андрокл изгнал живших здесь ко времени его появления карийцев и лелегов, по Павсанию - лелегов и лидийцев и заключил союз с хранительницами святилища Артемиды амазонками. Это святилище размещалось на том самом месте, где карийцы поклонялись богине плодородия Кибеле, или Великой Матери, подобного культа придерживались еще более древние (со времен неолита) обитатели этих мест. Другая эфесская легенда, связанная с его названием, рассказывает, что Андрокл назвал город по имени предводительницы амазонок Эфесии, что означает «желанная», ставшей его женой. Хеттские источники называют этот город Апаса (Апаша), что, в общем, созвучно Эфесу.
В 546 г. до н. э. Эфес был завоеван Персией, в 541 г. до н. э. - Лидией. После греко-персидских войн (500-449 гг. до н. э.) Первый Афинский морской (Делосский) союз, в который входил Эфес, во время Пелопоннесской войны 431-404 гг. до н. э. принял сторону Спарты. После 386 г. до н. э. город вновь завоевала Персия. В 334 г. до н. э. персов изгнал из него Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.). В 283 г. до н. э. Эфес сделал своей столицей бывший телохранитель и полководец Александра Лисимах (361-281 гг. до н. э.). В III в. городом владели Селевкиды, с 190 г.дон. э. - Пергам, с 133 г. дон. э. - Рим, с конца I в. до н. э. Эфес - столица римской провинции Азия. В V-VI вв. он принадлежал Византии. В 614 г. после землетрясения люди начали покидать город. В 1090 г., когда его завоевали турки-сельджуки, это была уже небольшая деревня. В 1100 г. Византия вернула себе Эфес, переименовав его в Агиос-Феологос, в честь апостола Иоанна Богослова. В 1391-1392 гг. им завладели турки-османы, затем Тамерлан, и снова османы. В XV в. Эфес был окончательно заброшен.
Эфес «перемещался» несколько раз. Карийцы и лелеги жили на западных склонах горы Пион, Андрокл построил свой город у ее северных склонов. Аллювиальные наносы реки постепенно отдаляли море от города, береговая линия постоянно менялась, и Лисимах перенес третий по счету Эфес в долину между горами Панаир и Бюль-бюль (современные названия). Бывшая бухта Эфеса к этому времени превратилась в болото. Считается, что в нем погребено около 80% городских сооружений. Четвертым Эфесом называется та часть города, которая была перенесена в 541 г. по приказу лидийского царя Креза на склоны холма Айясолук (с 1914 г. город на этом холме называется Сельчук). В Библии Эфес упоминается многократно. Неудивительно: здесь жили апостолы Павел и Иоанн Богослов, Богоматерь, покинувшая Иерусалим вместе с Иоанном после распятия Иисуса и умершая, по некоторым сведениям, в Эфесе, хотя по канону место ее успения - . По свидетельству Апостола Павла (52 г. н. э.), в римский период в Эфесе жило около 225 000 чел. Историки считают эту цифру маловероятной и определяют ее приблизительно в 60 000 чел. И все равно это большой для античности город.
Древний город Эфес был возведен в устье реки Каистра, современное название которой Кючук-Мендерес (Малый Мендерес), на западе полуострова Малая Азия (Анатолия), в исторической области Иония, протянувшейся неширокой полосой вдоль побережья Эгейского моря, населенного в XIV-XI вв. до н. э. в основном греками-ионийцами. Строительство Эфеса в X в. с самого начала велось по строгому плану, с улицами, пересекающимися под прямыми углами, лишь с минимальной поправкой на холмистый рельеф местности. Античный Эфес и разделяли 1,5 км суши, сегодня развалины города находятся почти в 6 км от морского побережья.
История открытия Эфеса как археологического объекта не менее интересна, чем его древняя летопись.
В 1863 г. архитектор Джон Тартл Вуд (1821-1890 гг.) на деньги Британского музея начал поиски храма Артемиды. Шансов на успех у него было чрезвычайно мало: средств не хватало, местные жители-мусульмане крайне неохотно шли в помощники англичанину, цели которого были им непонятны, а еще и потому, что местность в районе поисков болотиста, что угрожало малярией, к тому же заросшая густым колючим кустарником, а самое главное - Вуд не знал точно, где именно искать то, что осталось от величайшего сооружения. Несколько раз он был на грани гибели: от лихорадки, травм, во время покушения на британского консула в Смирне () в 1863 г. И все же не сдался. С кустарником стали бороться, поджигая его. И из-под пепла постепенно стали проступать контуры городских построек Эфеса: отдельные дома, гимнасий, общественные здания, древнегреческие и христианские храмы (в руинах, конечно).
Наконец в 1866 г. взору Вуда частично открылась каменная чаша театра, где была надпись, указывающая путь к храму. 31 октября 1869 г. Вуд обнаружил фрагмент мраморного пола храма. Но погребенные под толстым слоем песка остальные его части открыть не представлялось возможным, и в 1874 г. раскопки были приостановлены. В 1895 г. их продолжил немецкий археолог Отто Бенндорф, финансировали которого австрийцы. И поныне экспедиция Австрийского археологического института, основанного Бенндорфом, самая представительная из тех, что работают на руинах Эфеса. Вторая по численности - постоянно действующая экспедиция Археологического института Эфеса. Раскопки прерывались лишь на время двух мировых войн XX в., с 1954 г. идут непрерывно, но считается, что открыто лишь 15% общей площади культурных слоев Эфеса. Это связано с тем, что приоритетной задачей стали сохранение и историческая реконструкция сооружений - там, где это возможно, хотя и раскопки, разумеется, продолжаются.
Храм Артемиды, древнегреческой девственной богини плодородия, охоты, женского целомудрия, Луны, сегодня представляет лишь часть его фундамента и единственная колонна (собранная из обломков), Его возводили много раз. Ранние постройки погибали от пожаров и землетрясений. То самое «чудо света» было возведено в середине VI в. до н. э., его размеры были 105 на 51 м, у него было 127 колонн (по легенде, подаренных 127 властителями Греции), каждая высотой 18 м, в центре стояла позолоченная статуя Артемиды из слоновой кости. В июле 356 г. до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, одержимый тщеславием, поджег храм, чтобы прославиться, в чем сам с вызовом признался. А настоящая слава нашла родившегося, по легенде, в ту же ночь в столице Македонии Пелле будущего Александра Великого. К началу III в. до н. э. храм был воссоздан. Его украсили скульптуры работы Праксителя, барельефы Скопаса, фрески и картины лучших греческих живописцев.
Средства на восстановление предоставил император Александр. В 263 г. храм был разграблен готами, в 401 г., когда большинство горожан уже были христианами, по приказу византийского императора Феодосия I камни его стен стали строительным материалом, а скульптуры были буквально стерты в порошок для известкового раствора. Из всех объектов археологического комплекса в наилучшем состоянии сегодня - Большой театр, вмещавший примерно 24 000 зрителей. А самый узнаваемый - реконструированный в 1970-1978 гг. двухъярусный фасад древнеримской Библиотеки Цельса с аллегорическими скульптурами Премудрости, Добродетели, Мысли и Познания (это копии, оригиналы хранятся в Эфесском музее в Вене). От ворот Корессоса до Библиотеки Цельса проходит не менее знаменитая прямая Мраморная дорога. По ней можно пройти и сегодня.
Эфес является кандидатом на внесение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Общая информация

Археологический комплекс в Турции.
Административная принадлежность : ил (провинция) Измир.
Язык : турецкий.

Религия : ислам.

Денежная единица : турецкая лира.
Основание : X в. до н. э.

Период, в который город был окончательно покинут его населением : XV в.

Ближайшие современные турецкие города : Сельчук (около 4 км), Кушадасы (18 км), Измир (около 80 км).

Река : Малый Мендерес.

Ближайший аэропорт : Аднан Мендерес в Измире (международный).

Цифры

Площадь по известной на сегодня схеме города : 415 га (4,15 км 2).

Площадь, на которой представлены открытые руины города : 224 га (2,24 км 2).

Площадь археологического заповедника в целом : около 10 км 2 .
Население : по свидетельству Апостола Павла (52 г. н.э.) - около 225 000 чел.

Самая высокая точка : холм Бюльбюль (358 м).

Климат и погода

Средиземноморский, умеренный.

Средняя температура января : +7°С.

Средняя температура июля : +27°С.
Среднегодовое количество осадков : 748 мм

Экономика

Туризм.

Достопримечательности

Руины (в разной степени сохранности и реконструкции)

■ Фундамент храма Артемиды (Артемисион) в Сельчуке.
■ Одеон, или Малый театр (150 г. до н. э.).
■ Римская агора (II-IV вв.) с храмом Серапия.
■ Храм Адриана (118-138 гг.).
■ Большой театр (III-II вв. до н. э).
■ Мраморная дорога, Портовый проспект (Аркадиана).
■ Термы Схоластики (V в.).
■ Улица Куретов, квартал особняков и вилл (I-VI вв.).
■ Фонтаны Поллио (97 г.) и Траяна (114 г.).
■ Ворота Геркулеса, Мазавса и Митридата.
■ Библиотека Цельса (110-135 гг.).
■ Дом терпимости.
■ Пританий (муниципальный дворец).
■ Храм Гестии (Весты, III в. до н. э.).
■ Фундамент храма Домициана.
■ Термы Вариуса.
■ Соборная церковь (Св. Марии), где в 413 и 449 гг. проходили Вселенские соборы.
■ Пещера Семи спящих.
■ Дом-часовня Святой Марии (Мерямана, современное здание отстроено на фундаменте I-II вв.).
■ Базилика Св. Иоанна (VI в.) в Сельчуке.
■ Мечеть Иса-бей (1375 г.).
■ Музей Эфеса в Сельчуке (макеты зданий, статуи и статуэтки, фрагменты подлинных фресок и другие артефакты из эфесских храмов).

Любопытные факты

■ Когда Александр Македонский заявил о своем желании восстановить храм Артемиды в его точном первоначальном виде, гордые эфесцы заявили: «Боги не должны создавать богов» - дескать, и сами справимся, но прагматизм все же победил. Эфесцы решили отблагодарить Александра, заказав для храма его портрет Апеллесу, который изобразил полководца с молнией в руке, уподобив Зевсу и создав иллюзию, что рука с молнией выступает из полотна. Художник одними лишь живописными средствами добился невероятного оптического впечатления трехмерности, который сейчас зовется эффектом 3D.
■ Пещера Семи спящих называется так согласно легенде, по которой в III в. император Деций заточил там семерых юношей-христиан. Пещеру вскрыли через 200 лет, и юноши оказались живыми и невредимыми: по преданию, спаслись молитвами.
■ В Эфесе имелись водопровод и канализация, по ночам на его улицах горели масляные фонари, при многих домах были бассейны.
■ Библиотека Цельса в Эфесе была второй по величине библиотекой античного мира после знаменитой Александрийской.
Она была возведена для собрания почти 16 000 свитков, собранных проконсулом римской провинции Азия Тиберием Юлием Цельсом (ум. в 109 г.), построена (в основном) его сыном уже после его смерти, а закончена уже внуками в 135 г. По римским законам хоронить человека в черте города запрещалось, но для Цельса было сделано исключение. Его склеп с мраморным резным саркофагом разместили под центральной нишей читального зала. В 1904 г. крышку саркофага открыли и обнаружили второй саркофаг - из свинца, в котором находился скелет великого просветителя античности.
■ Немецкий писатель-романтик Клеменс Брентано шесть лет (с 1818 по 1824 г.) провел в городе Дюльмене у постели блаженной монахини-августинки Анны-Катарины Эммерих, мучимой стигматами, чтобы записывать ее видения и откровения. Среди поведанного монахиней были подробности о жизни Святого семейства, которых нет в Евангелиях, в частности о жизни Богоматери в Эфесе в течение 9 лет. На основании этих откровений Брентано написал несколько «душеполезных» книг. Религиоведы не считают труды Брентано достоверными, дескать, слишком много там нафантазировано, да и сам он был против широкого распространения своих книг, вероятнее всего, по той же причине. Однако именно благодаря им холм Бюль-бюль, где, по преданию, жила Богоматерь, и дом ее, описанный Эммерих, - место паломничества и христиан, и мусульман.
■ Храм Артемиды был не только святилищем, но еще и своего рода древней фондовой биржей и банком. Жрецы принимали деньги от одних купцов-мореходов и передавали другим, следя за текущим курсом и имея от сделок свой процент.
■ Развалины Эфеса, как ни странно, нельзя назвать необитаемыми. Здесь живет несметное количество кошек.
■ Название части холодного клинкового оружия (меча, шашки, сабли) «эфес» не имеет ничего общего с Эфесом. Оно происходит от немецкого Gefäß (сосуд); а это существительное в свою очередь - от глагола fassen (хватать). Случаи одинакового звучания и написания слов, имеющих разное и неблизкое значение, называются омонимией, здесь - тот самый случай. Так же как и название «эфес» нуля на иврите.

Руины древнего античного города Эфеса являются одной из самых популярных достопримечательностей Турции и неизменно привлекают море туристов. Этот памятник расположен на западном побережье Турции, недалеко от маленького городка Сельчук.

Еще во втором веке до н.э. здесь существовал город, а сам город Эфес некогда был возведен здесь как порт. Наивысшего расцвета город достиг в период Римской империи – он был вторым по значимости городом, после Рима. Впоследствии море отошло на запад, значение города резко упало и он пришел в запустение.

Эфес занимает около 10 квадратных километров, но большая часть его сокровищ скрыта в непроходимых болотах. Но даже того, что находится на поверхности, с лихвой хватит, чтобы провести здесь целый день. Археологические исследования древнего городища были начаты в 1869 году английскими учеными и они продолжаются до сих пор.

Эфес — один из немногих древних городов, по которому сегодня можно пройтись. Просто прогуляться по его улицам, рассматривая архитектурные сооружения прошлых веков, полуразрушенные, раскопанные археологами, и вновь представшие миру, как доказательство безграничности полета фантазии человека. Сменяя культуры и религии, люди, как правило, уничтожали все, что попадалось им под руку, нимало не заботясь о том, что подумают потомки. А мы сожалеем об утраченном и пытаемся представить в своем воображении то, что не сохранилось — богато украшенные лепниной фасады домов, яркость и вычурность рисунков мозаичных покрытий, величие храмов, своды которых парят на многочисленных рядах мраморных колонн…


Давным-давно, в период Великой колонизации, когда греки-ионийцы активно осваивали побережья Средиземного, Черного, Эгейского, Мраморного морей (а было это между XVI и XI веках до нашей эры) — всех тех морей, что омывают полуостров Малая Азия, занимаемый сегодня удивительной страной Турция — в месте впадения реки Каистра в Эгейское море был заложен новый город Афаса — Город у реки. Этому предшествовали почти мистические события. В то время в Афинах правил царь по имени Кодра, и был у него сын — Андрокл. Как известно, во все времена и у всех народов выше царя был только бог. А у греков — целый пантеон божеств во главе с Зевсом.

Цари получали весточки от своих невидимых покровителей через священнослужителей. Вот и Андрокл получил приказ от Дельфийского оракула — основать новый город на побережье Эгейского моря. Собрав войско, Андрокл незамедлительно отправился в земли, где с незапамятных времен жили этруски и среди них загадочное племя воительниц, амазонок, которые не уступали в воинском искусстве мужчинам и потому жили обособленно, лишь изредка допуская мужчин в свои хижины, чтобы род амазонок имел продолжение. Оракул подсказал сыну Кодра, где тот должен заложить новый город — там, где сойдутся вместе три символа — рыба, огонь и дикий кабан. И Андрокл нашел такое место. Уже отчаявшись, исследовав обширную территорию, он решил вернуться домой не солоно хлебавши, как от костра, на котором перед дальней дорогой жарили рыбу, разлетелись искры, от них загорелся ближайший куст, из куста выскочил дикий кабан.

Сбылось предсказание оракула! — воскликнул принц и повелел на этом месте основать город. Так была выполнена воля богов, и с того времени берет начало история древнего Эфеса.

Город у подножия горы Бюльбюль (современное название) — есть второе воплощение города Андрокла. Он был построен одним из соратников Александра Македонского, который завоевал его или как говорят — освободил, от власти Персии в 334 году до нашей эры. Звали нового властителя Эфеса Лисимах. Александр Великий сделал поистине царский подарок своему воину. Одна беда была в Эфесе — река Каистра (или Малый Мендерес) имела тенденцию к заболачиванию, что приводило к появлению огромного количества комаров, разносивших такое заболевание, как малярия. Люди умирали, но наотрез отказывались покидать свои дома. Тогда мудрый Лисимах вынудил их это сделать — он приказал не подавать воду в город. Жителям ничего не оставалось, как покинуть свои родные дома и перебраться подальше от коварной реки.

Вымощенные мрамором и камнями прямые улицы города спускаются вниз по горному склону, и во времена Лисимаха они приводили путника к морской гавани, куда приставали многочисленные корабли с товарами. Так что развивался город за счет обширной торговли. Но в III веке до нашей эры случилось сильное землетрясение, в результате которого море отошло, опустившись на 57 метров. Это стихийное бедствие, как и несчетное количество захватнических войн, ослабляющих некогда сильный город, положило начало упадку Эфеса. Сегодня древний Эфес — мертвый город. Но каждый день он оживает вновь, наполняясь многоязыкой речью туристов, гуляющих по его улицам. Яркая толпа бредет по ним от восточных ворот вниз по холму, слушая занимательные рассказы гидов и едва успевая за два часа экскурсии запечатлеть все достопримечательности, щелкая фотоаппаратами налево и направо.

Первое сооружение, которое, безусловно, запоминается всеми без исключения — это Одеон или Малый театр. Он неплохо сохранился, хотя был построен в 150 году новой эры и предназначался для заседаний городского совета. Вряд ли сенаторы Эфеса были одеты так пестро, как люди, сидящие на его ступенях-скамьях сегодня! Группы туристов располагаются тесными кучками по всем четырем секторам аудиториума и внимают, внимают проникновенным речам гидов прямо под жарким солнцем, так как крыша Одеона рухнула веков семнадцать тому назад. Теперь из театра хорошо видны три холма, сложенные из кирпича, что возвышаются на высоких постаментах по левую руку сидящих. Обладая хорошим воображением, можно представить, какую первоначальную форму они имели и, представив, удивиться: это были статуи трех быков, мощных, с опущенными вниз головами, готовыми напасть на любого, кто встанет на их пути. Бык и в наши дни является символом турецкого города Сельчук, который занимает территорию древнего Эфеса. Кстати, современные жители Турции, объединившей в своих границах многие древние царства, и в настоящее время любят ставить памятники или скульптурные композиции животным, птицам и даже растениям.

Кликабельно

Так, в одном из городов по пути в Эфес стоит памятник инжиру — смоковнице по-гречески — тому самому дереву, большим ажурным листом которого прикрывали свою наготу Адам и Ева. Но памятник сооружен не в честь библейских героев, а потому, что в этих краях выращивают этот сладкий фрукт, инжир, как основную сельхоз культуру. Есть памятник петуху — в городе Денизли, тоже неподалеку. Эта птица спасла город от пожара, который случился ранним утром, настолько ранним, что петуху еще было не до песен, но он запел, заголосил и разбудил хозяина. А тот от злости на непоседливую птицу решил немедля отрубить ей голову — выскочил с топором во двор и … увидел пожар.

В Эфесе хорошо сохранились статуи людей без голов. Возможно, они в те далекие времена были сделаны с каких-нибудь известных людей или даже правителей города, но… их имена поглотила история. А вот быки все еще узнаваемы! Напротив театра расположена Агора, или попросту говоря — рыночная площадь. Там не только торговали, там проводили общегражданские собрания. То есть — поговорить всем миром — пожалуйте в Агору, а уж если пошептаться меж собой на всякие политические темы — просим в Одеон. Но от Агоры мало что осталось — ажурные капители от колонн или части их же стволов, беспорядочно разбросанные по земле.

Эфес настолько древний город, что наряду с установленными фактами назначений полуразрушенных домов, датами правлений того или иного императора, существуют легенды, органично вплетенные в канву истории. Само название города породило одну из них — красивую сказку о царице воинственного племени амазонок, которые до прихода греков жили на этих землях. Звали ту амазонку Эфесия, что значит — желанная. И была она так красива, что Андрокл, влюбился в нее с первого взгляда. Неизвестно, воспылала ли Эфесия таким же горячим чувством к греческому принцу, но, как ни странно, согласилась стать его женой. И потом, по примеру своей царицы, все амазонки тоже нашли себе мужей среди воинов Андрокла. То ли измучились совсем без мужчин, то ли проявили женскую мудрость, поняв, что в битве с греками могут погибнуть, но нарушили свою клятву сохранения моногамного общества. Очарованный женой Андрокл назвал свой город ее именем. Так появился Эфес.

Описание женщин-воительниц встречаются в мифах и сказаниях народов разных стран. По одной из версий, все амазонки являются дочерьми бога Ареса и его возлюбленных богинь — Гармонии, Отреры и даже самой Артемиды, которой амазонки Малой Азии поклонялись. Они называли свою богиню Кибле. Отличительной особенностью богини была многогрудость. Такой же до нас дошла и статуя богини Артемиды, найденная в Эфеском Артемисии, построенном в VI веке до нашей эры. Согласно греческой мифологии, Артемида была сестрой Аполлона, дочерью всемогущего Зевса и прекрасной богини Лето. Амазонок всегда изображают верхом на конях, одетых в самодельные кожаные одежды и шлемы, вооруженных луком, боевым топором и легким щитом. Их волосы развеваются по плечам, в глазах — смелость, лица строги и выражают неприступность. И, конечно же, воительницы стройны как серны, и вместе с тем, имеют хорошо развитую мускулатуру рук и ног. Но встречается описание, где говорится о том, что девочкам — дочерям амазонок выжигали левую грудь для более удобного владения оружием. Да и спартанский образ жизни вряд ли способствовал сохранению женской красоты. Что ж, возможно, воинам-мужчинам из Афин больше понравились экзотические женщины-воины, а нежные ухоженные гречанки попросту не выдержали конкуренции.

От Агоры вниз до библиотеки Цельса стрелой пролегла улица Куретов. Ее можно назвать проспектом — прямая, вымощенная камнем и мрамором, с величественными зданиями по обе стороны, она впечатляет и поныне. Вдоль всей улицы еще сохранились пьедесталы, на которых когда-то стояли статуи богов и знаменитых людей того времени. Как ни удивительно, но сохранились имена, выгравированные в камне. Словом «куреты» в Эфесе называли священнослужителей Храма Артемиды, который хоть и входил в состав полиса, все же оставался совершенно независимым. Самый потрясающий вид на улицу открывается у ворот Геракла — забравшись на полуразрушенную стену одного из зданий можно увидеть всю перспективу улицы.

А если закрыть глаза и прислушаться к людскому говору, и при этом забыть о времени, о том, что на дворе двадцать первый век, то жизнь города начинает казаться естественной. Люди идут по своим делам — кто в баню Схоластики, что расположена за Храмом Адриана, кто в общественный туалет, где одновременно справляют нужду и мужчины, и женщины под звуки оркестра, играющего у небольшого фонтана, для того, чтобы естественные звуки не травмировали нежный слух эфесцев. Можно представить себе как хозяин богатого дома, пол которого украшен широкой лентой мозаики, с нетерпением просвещенного человека стремится в библиотеку, чтобы погрузиться в чтение древних фолиантов, а быть может, использовать это как предлог для того, чтобы по подземному переходу из библиотеки пробраться в Публичный дом, что стоит напротив. И пусть жена рассказывает подругам, какой у нее умный муж, как он любит читать книги! В греческий период архаики, когда культура была возвеличена до уровня богов, Иония — западное побережье Малой Азии, где и находится город Эфес, была самой развитой областью Греции. Именно там возникла первая философская система античности — натурфилософия. Философы размышляли и спорили, отстаивая свой взгляд на мир, о его закономерностях, осмысливая первооснову вещей.

Город Эфес прославился именем Гераклита Эфесского (ок.554-483 г.г.до н.э.), считавшего первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно меняется. Как же прав был Гераклит — и поныне властьимущие борются за нее, все еще пытаясь огнем и мечом изменить мир! Ощущение причастности к истории сохраняется во все время прогулки по улице, которая была погребена под толстым слоем земли почти две тысячи лет и лишь чуть более двух веков тому назад раскопана археологами. Уже немой восторг вызывает вид прекрасно сохранившейся фасадной части Библиотеки Цельса — с четырьмя статуями богинь, символов мудрости, согласия, понимания. Библиотека построена во II веке новой эры в честь проконсула Эфеса Цельса, чья мраморная гробница впоследствии была установлена в большой нише зала. На внутренней стороне фасада хорошо сохранилась надпись на греческом, где рассказывается о создании Библиотеки. В квадратных нишах вдоль стен читального зала хранились бесценные папирусы. В III веке во время нашествия готов Библиотека сгорела со всеми книгами и свитками. Увы! Видимо готов не интересовала мудрость мира, и они нисколько не заботились о сохранении бесценных сокровищ литературы, философии и истории.

От Библиотеки Цельса направо через ворота Мазеуса и Митридата идет Мраморный проспект к самому величественному сооружению Эфеса — Театру, в который одновременно помещалось тридцать тысяч человек. В нем давали театральные представления и проводили гладиаторские бои. Театр был построен в 117 году, но и сегодня он являет собой грандиозное сооружение. Дух захватывает, когда смотришь на него со стороны Портовой улицы — ровные полукружья 68 зрительных рядов сходятся в перспективе у фасада трехэтажного здания сцены, обращенной к наблюдателю своей тыльной стороной. Сцена была украшена ионическими и коринфскими колоннами, между которыми располагались скульптуры богов и императоров. Капитель — часть колонны, завершающая ее ствол вверху — в ионическом варианте имеет вид свернутого свитка, а коринфская колонна украшена более сложным орнаментом и выглядит несколько изящней.

Конечно, во II веке гости Эфеса не могли увидеть внутреннюю часть Театра с улицы, поскольку он был закрыт крышей, но можно легко вообразить себе, как он тогда выглядел. И какой великолепный пейзаж открывался взору от Театра — ведь морская гавань находилась практически рядом с ним. Сейчас до побережья Эгейского моря от древних развалин целых двенадцать километров! Но Театр — это еще не все, что удивляет современного туриста в древнем Эфесе. Самым значительным сооружением по своей истории, а не по сохраненным останкам стен и колонн остается Храм Артемиды — той самой многогрудой богини, дающей жизнь всему живому, ставшей символом материнства и плодородия. Еще в период античности Храм Артемиды был включен в семерку чудес света наряду с египетскими пирамидами, Александрийским маяком, висячими садами Семирамиды в Вавилоне, статуи Колосса Родосского, Галикарнасским мавзолеем, статуи Зевса в Олимпии.

До места, где когда-то возвышался Артемисий сегодня едут на автобусах. После двух часов прогулки под палящим солнцем — это несколько минут блаженного отдыха под прохладой кондиционеров. Храм Артемиды Эфеской, как и сам город Эфес, не раз перестраивался. Но неизменно на старом фундаменте, который как рассказывают легенды, покоился на своеобразной подушке из угля и бычьих шкур — таким образом архитектор Харсифрон защитил фундамент от разрушения болотистой почвой этой местности. Первый город Эфес, основанный Андроклом, до сих пор скрыт болотом и, возможно, когда-то придет время, и археологи будущего сумеют «поднять» его на поверхность.

От Храма Артемиды сегодня осталась лишь одна колонна. А было их 127, высотой 18 метров. На них покоилась крыша Храма, под которой хранились несметные сокровища — богатые люди отдавали свои ценности в Храм Артемиды, доверяя богине, как швейцарскому банку. Но однажды Храм был ограблен, и случилось это в день рождения Александра Македонского. Впоследствии, жрецы Храма объяснили потерявшим свои богатства людям, что Артемида в тот день отправилась принимать роды у матери Великого Александра. Этим и воспользовались грабители — в отсутствие богини они осмелели и беспрепятственно залезли в сокровищницу. Эта легенда жила многие, многие годы, так что Александр Македонский всю жизнь чувствовал себя виноватым перед жителями Эфеса за то ограбление. И всячески старался поддержать их материально в годы своего правления. Но даже Великий Александр не мог предположить, ЧТО уничтожит Храм Артемиды — человеческая глупость и тщеславие, желание прославиться в веках любым способом! Жил в Эфесе человек, который очень хотел, чтобы его помнили долго-долго. Никакими особыми талантами он не был наделен, не блистал умом и не создал ничего, что со временем могло стать великой ценностью. Тогда он решил: «Раз я не могу ничего создать, то я уничтожу то, что создано! И люди будут помнить это всю жизнь, сожалея об утрате». Звали этого человека Герострат. И помним мы это имя сегодня только потому, что он спалил Храм Артемиды Эфеской. Случилось это спустя 200 лет со дня открытия Храма в 550 году до нашей эры. Храм сильно пострадал от пожара, и Александр Македонский приказал во что бы то ни стало восстановить его. И Храм Артемиды Эфеской был заново отстроен! Он простоял свыше пяти веков и был окончательно разрушен по приказу императора Феодосия I, как языческий храм, а сильное землетрясение, случившееся чуть позже, превратило остатки некогда великолепного сооружения в руины.

На дальнем плане, за Храмом Артемиды Эфеской отлично видно большое здание другого храма, возведенного в I веке римским императором Юстинианом над могилой Святого Иоанна — ученика Христа, одного из апостолов христианской церкви, который после вознесения Христа прибыл сюда вместе с матерью Иисуса — Марией. У подножия горы Бюльбюль, недалеко от руин Эфеса, на высоте 400 метров над уровнем моря, находится Дом Марии, где она жила последние годы. Дом имел форму креста. Сохранилась Г-образная часть дома, в котором сегодня расположилась небольшая церквушка, как говорят, прямо в той части, где была комнатка Святой Марии. Вокруг домика раскинулся красивый и ухоженный парк. В нем есть святой источник, воды которого исцеляют недуги верующих, есть стена исполнения желаний, у которой повязывают ленточку с узелком и просят Богоматерь о помощи.

К Домику Марии приходят верующие всех конфессий — и христиане, и католики, и мусульмане. Это поистине святое место, находясь в котором ощущаешь присутствие Святого Духа и единение с Богом. Святой Иоанн прожил 107 лет, проповедуя учение Христа. И умер по своей воле, убедив учеников закопать его живым. Но те не выдержали, и, мучаясь раскаяньем, раскопали могилу через два дня. Могила была пуста. Следы христианства присутствуют на всей территории современной Турции. Уважительное отношение мусульман ныне светского государства к святыням другой религии, некогда гонимой и преследуемой, позволило сохранить многие памятники архитектуры, бесценные фрески с изображениями лика Христа, библейских сюжетов и само воспоминание о дорогих каждому христианину именах. И Эфес является одним из таких мест. Уже то, что сама Мария ступала по мраморным плитам городских улиц Эфеса, вызывает душевный трепет. Когда одна, когда в сопровождении Иоанна, который по наставлению Иисуса стал ей приемным сыном, она как любая женщина, жившая в то время, ходила по городу по своим делам — что-то купить для хозяйства, с кем-то поговорить или послушать, что говорят.

Климат. Погодные условия в регионе не отличаются от остальных районов Эгейского побережья. Зимой здесь тепло и влажно, а градусник термометра редко опускается ниже отметки +10 градусов. Летом температура воздуха регулярно зашкаливает за +30, поэтому для посещения античных руин, лучше выбрать раннее утро или вечер.

Как добраться. Транспорт. Ближайший к Эфесу международный аэропорт находится в Измире, на расстоянии 80 км. Оттуда наиболее удобным вариантом передвижения представляются автобус и железная дорога. Более романтичным способом выглядит путь на пароме до порта Кушадасы, а оттуда на автобусе до Сельчука. Далее, 3 км пешком или на такси.

Храм Адриана, достаточно хорошо сохранившийся до наших дней, был построен в 138 году н.э. Храм в Коринфском стиле выстроен в честь императора Адриана, чья статуя к сожалению утеряна, как и статуи других императоров, помещенные в храме. С другой стороны к Храму примыкают так называемые «Дома на склоне холма», или «Дома богачей». Каждый из домов в этой части Эфеса служит террасой для следующего за ним дома. В комнатах многих домов обнаружены фрески и рельефы, представляющие либо хозяев домов, либо сцены из известных пьес.

Во время прогулки по Эфесу вам наверняка покажут публичный дом, чьи руины до сих пор вызывают яростные споры между учеными и местными гидами. И те, и другие имеют массу доказательств верности именно своей теории (ученые считают эти руины обычным домом, в то время как гиды принимают его только как публичный), в том числе и изображения эротического характера, и маленькие комнаты дома, и даже подземный ход из библиотеки, призванный обмануть подозрительных жен.

Эфес – один из немногих городов, где туристы могут любоваться древней улицей города, почти не изменившейся в течение 20 столетий. Улица Куретов протянулась от библиотеки до агоры, и радует туристов не только мощенной мраморной дорогой, но и живописными руинами и пьедесталами по обеим ее сторонам. К сожалению, статуи, что раньше украшали улицу, сейчас находятся в музее, так что полюбоваться ими в изначальном виде вам не удастся. Однако улица Куретов и без них впечатляет и передает дух античности.

Пританий – это место, где работали римские чиновники и канцелярия, а также проводились важные банкеты и собрания. Руины этого важного здания до сих пор различимы в Эфесе, так же как храм Гестии, где когда-то постоянно горел огонь.