Город Верона (Verona), Италия. Мосты вероны Как добраться до Вероны

Мост Скалигеров (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мост Скалигеров через реку Адидже соединяет замок Кастельвеккио с левобережной частью города. Его возвели в середине 14 века, тогда это был единственный способ попасть в крепость по суше. И сейчас мост ведет прямо к входу в замок - его посетители полностью повторяют путь средневековых рыцарей.

Мост носит имя династии, правившей во время его строительства.

Мост Скалигеров по-средневековому основательный: широкий, без декоративных излишеств - прекрасный образец романского стиля. Его украшают лишь зубчатые элементы, такие же, как на стенах замка. Длина моста - 12 м, он состоит из трех разных по размеру пролетов, разделенных четырехугольными башнями. Пролеты выполнены в виде арок, что придает конструкции определенное изящество. Их дуги и основание моста сделаны из белого мрамора, эффектно контрастирующего с красным кирпичом всего сооружения.

Мост получился очень прочным: впервые с момента постройки он пострадал только в 18 веке - одну из его башен разрушили французские солдаты. В конце Второй мировой войны его взорвали немцы, но местные жители очень быстро восстановили исторический мост, достав со дна реки его фрагменты.

Практическая информация

Адрес: Верона, Ponte Scaligero. Координаты GPS: 45.440439, 10.987267.

Мост находится в центре города, сейчас он соединяет замок Кастельвеккио с небольшим парком Giardini Pubblici Arsenale. Рядом есть несколько остановок общественного транспорта, ближайшая - Castelvecchio, через которую проходит маршрут автобуса № 173.

Верона - второй город в Италии после Рима по количеству хорошо сохранившихся римских построек: здесь есть античный театр и амфитеатр, каменный мост через реку Адидже, арка Гавиев и городские ворота, декоративный аппарат которых прославляет Римскую империю.

Достаточно просто прогуляться по городу, и величественные строения и руины античности напомнят вам о его богатом прошлом. Гуляя по мостовым, под которыми лежат руины и мозаики древнеримских вилл и особняков, вы можете осмотреть фрагменты этих памятников на специально оборудованных археологических участках Скави-Скалиджери и Вилла-ди-Вальдонега.

История

Первые контакты будущей Вероны с Римом отмечаются в IV в. до н.э. Народы, населявшие эту местность, начинают вступать в регулярные торговые отношения с Вечным Городом.

Порта Борсари, один из древнеримских памятников Вероны / www.shutterstock.com

С распадом Западной Римской империи Верона сначала принимает христианство (это происходит между III и IV вв.), а затем становится добычей многочисленных завоевателей из-за Альп. В эти тёмные столетия город переживает недолгий период процветания с 493 по 526 гг., когда Верона становится одним из любимых городов короля остготов Теодориха. Он строит здесь дворцы, водопровод, термы и новые стены.


Панорама средневековой Вероны / Shutterstock.com

С 1181 по 1185 гг. здесь живёт папа Луций III. В это время Верона становится активным участником борьбы свободных коммун за автономию, которою пытались оспорить императоры Фридрих Барбаросса и Фридрих II Штауфен. Через некоторое время власть в городе берёт в свои руки Эццелино да Романо, а с 1263 г. Вероной более 120 лет правит династия Скалигеров.


Мост Скалигеров ночью / Shutterstock.com

Семейство Делла Скала не брезговало никакими средствами для того, чтобы прийти к власти, однако сумело обеспечить городу долговременное экономическое процветание, какого он не знал со времён древнего Рима. Они строили замки, церкви, дворцы и превратили Верону в один из культурных центров позднесредневековой Италии: при дворе Скалигеров гостили Джотто, Данте и Петрарка, причём последний обнаружил в библиотеке местного капитула рукопись писем Цицерона.

17 октября 1797 г. весь регион переходит под контроль Австрии и остаётся в этом статусе до 1866 г., за исключением периода с 1805 по 1814 гг., когда Верона была частью Итальянского королевства. В это время активно строятся укрепления, возводятся форт Пастренго, Арсенал и замок Сан-Пьетро.

Что посмотреть

Амфитеатр «Арена»


Спектакль в амфитеатре «Арена» © Foto Ennevi / Arena di Verona

Это главный памятник Вероны, где проходят крупные концерты и музыкальные фестивали. Он напоминает об античном прошлом города и является третьим из сохранившихся до наших дней амфитеатров по размерам после Колизея в Риме и амфитеатра в Капуе. «Арена» построена в I в. до н.э. Это эллиптическое в плане сооружение покоится на непрерывной последовательности из 27 двойных каменных арок.


Опера «Аида» на сцене «Арены» © Foto Ennevi / Arena di Verona

В эпоху Римской империи («Арена» строилась в период правления Августа и Клавдия) здесь проходили гладиаторские бои; название «Арена» происходит от латинского слова «harena» - «песок»: это покрытие поглощало кровь, оставшуюся после сражений. В течение многих веков в амфитеатре устраивали турниры и дуэли, ставили балеты, цирковые представления и укрощали быков; с 1993 г. здесь проходит самый крупный оперный фестиваль под открытым небом, и это абсолютно незабываемое впечатление.

Площадь Бра

Осматривая Верону, разумно начать с площади Бра: она находится в самом центре города и обычно хорошо освещена лучами солнца. Здесь вы найдёте здания различных времён и стилей.


площадь Бра / Shutterstock.com

Самые известные из них - это «Арена», палаццо-Барбьери и палаццо-делла-Гран-Гвардия; также заслуживают внимания «Альпийский Фонтан», прогулочная мостовая «Листон» и стоящие вдоль неё палаццо аристократов, стены эпохи династии Висконти, памятник Виктору Эммануилу II и пятиугольная башня.


Площадь Бра. Фасад «Арены» и рождественская инсталляция © Isaac74 / Shutterstock.com

«Альпийский Фонтан» установлен посреди многовековых елей, украшающих центральный сквер. Его соорудили в 1975 г. в честь побратимства города Скалигеров и Мюнхена. Местные жители ласково называют его «лимонодавкой» за форму, напоминающую соковыжималку для цитрусов, и с удовольствием купаются в нём, когда веронские спортсмены одерживают важные победы.

Напротив фонтана находится палаццо-Барбьери - здание городского муниципалитета, где также проходят заседания горсовета. Это монументальное здание в стиле неоклассицизм строилось с 1836 по 1848 гг. и напоминает античные храмы. Его масштабы производят мощное впечатление. Центральную часть фасада занимает выступающий портик с колоннами коринфского ордера, широкой лестницей и большим треугольным фронтоном с гербом города. Два крыла украшены массивными полуколоннами, которые добавляют монументальности и задают ритм оконным проёмам в двух этажах здания.

Палаццо Гран-Гвардия / (c) wikimedia.commons

Чуть дальше располагается ещё один монументальный дворец, Гран-Гвардия, который словно пытается состязаться в грандиозности с громадой «Арены». Он строился с 1610 по 1853 гг. и состоит из двух этажей и аттика. Длина здания - почти 90 метров, его фасад украшают тринадцать величественных аркад с мощной и грубоватой рустовкой. Над вторым этажом помещён архитрав с метопами и триглифами.

Пьяцца-делле-Эрбе

Многие века «площадь Трав» оставалась центром социальной, экономической и религиозной жизни Вероны. В древнеримскую эпоху здесь находился Форум, длина которого приблизительно совпадала с длиной нынешней площади. На Форуме были Капитолий, несколько храмов и термы, связанные между собой крытой галереей с многочисленными лавками.


Вид на пьяцца-делле-Эрбе с башни Ламберти © Christian Mueller / Shutterstock.com

В период свободной коммуны здесь находились здания основных государственных институтов, а при Скалигерах к политическим функциям добавились торговые и культурные.

В восточной части площади, со стороны улицы Мадзини, находится палаццо-делла-Раджоне (он же палаццо-дель-Комуне) XIII в., многовековой центр политической власти в городе. Над дворцом высится башня, возведённая в 1172 г. родом Ламберти в стиле романика, характерном для той эпохи; его следы всё ещё заметны ближе к основанию сооружения, выполненному из кирпичей, чередующихся с туфом. С ходом лет башню делали выше, материалы и стили менялись, хотя результат всегда оставался гармоничным, а в 1464 г. была достроена восьмиугольная звонница. Башня достигла 84 метров и стала самой высокой в городе.


Туристы на пьяцца-делле-Эрбе © meunierd / Shutterstock.com

В северо-западной части площади есть две постройки, представляющие исторический и художественный интерес: барочный палаццо-Маффеи и старинная башня Гарделло. Дворец построен в XVII в. и стал первым зданием в стиле барокко во всей Вероне. Его элегантное и изысканное здание имеет три этажа и великолепный фасад, украшенный шестью статуями мифологических персонажей. Все они выполнены из мрамора местного происхождения, кроме статуи Геркулеса: она была найдена на руинах храма I в. н.э. (его руины видны в подвалах ресторана, расположенного на первом этаже).


Фонтан «Веронская Мадонна» на пьяцца-делле-Эрбе и палаццо-Маффеи (в глубине слева) © meunierd / Shutterstock.com

Башня Гарделло построена в XIII в., но нынешний облик обрела при Кансиньорио делла Скала, который распорядился привести башню в порядок в 1363 г. и поднять её до нынешней высоты в 44 м.

На углу с улицей Пелличчаи стоит великолепное здание Домус-Меркаторум, возведённое Скалигерами в 1301 г. для руководства городских цехов, когда на площади разместили новый рынок (пространства для старого, который находился на небольшой площади Меркато-Веккьо, к тому времени стало не хватать). С течением лет он не раз перестраивался и менял своё предназначение, но в конце XIX в. был возвращён в первоначальный вид средневекового дома-крепости.

Мост Понте-ди-Пьетра

Этот мост сооружён в первом веке до р.х. вместо предыдущего деревянного. Он, вне всякого сомнения, является самым древним и одним из самых красивых римских сооружений города, а также одним из символов Вероны. В эпоху античности в Вероне было семь мостов через реку Адидже, два из них располагались недалеко от римского театра: Понте-Мармореус (нынешний Понте-ди-Пьетра) и Понте-Постумиус. В 905 г. на Адидже случился паводок, и последний оказался полуразрушен. Тремя веками позже, в 1239 г., он окончательно сдался на милость стихии.


Мост Понте-ди-Пьетра / Shutterstock.com

За более чем две тысячи лет своей истории Понте-ди-Пьетра пережил множество наводнений и обрушений и был неоднократно отстроен заново. Сейчас он похож на ослиную спину и опирается на несимметричные арки, которые, конечно, значительно отличаются от первоначальной конфигурации сооружения. Однако именно это необычное наслоение материалов и форм, которое свидетельствует о различных этапах в жизни моста, придаёт ему особенный шарм. Идеальное время для прогулки вокруг Понте-ди-Пьетра - вечер, когда умело настроенная подсветка, отблески и плеск речной воды делают его одним из самых романтичных мест Вероны.

Дом Джульетты

Джульетта и Ромео - два самых знаменитых влюблённых на свете - обрели бессмертие благодаря перу Уильяма Шекспира. Фоном их трагедии была именно Верона, один из самых красивых городов Италии, чьё историко-культурное наследие впечатляло художников, поэтов, путешественников и знаменитых людей во все времена. История несчастной любви Ромео и Джульетты разворачивается в двух вполне определённых точках города - доме Джульетты и её могиле.


Знаменитый балкон во дворе дома Джульетты / Shutterstock.com

Дом построен в XIII в. Это дом-башня, долгое время находившийся в собственности семейства Даль Каппелло, чей герб - головной убор - выбит с внутренней стороны входной арки, обращённой во двор. На фасаде здания - знаменитый балкон, с которого Джульетта якобы говорила с возлюбленным. Дом можно посетить: внутри представлена правдоподобная реконструкция дома XV в., распределённая по нескольким этажам; стены украшены отреставрированными сейчас фресками, а кроме них в интерьере выделяются скамьи с резными ящиками, кирпичные камины и другие детали.

В глубине двора установлена статуя Джульетты работы Нерео Костантини. Сюда каждый год приходят тысячи туристов со всего мира.

Античный театр

Сегодня от римского театра, построенного на склоне холма Сан-Пьетро ближе к концу I в. до н.э., остались лишь места для зрителей и трибуна, а также отдельные арки и внушительные фрагменты сцены. На руинах театра в средневековье строились новые гражданские и религиозные здания. Расчистка памятника началась в 1834 г.

Античный театр / www.shutterstock.com

В верхней части театра, в помещении бывшего монастыря Сан-Джироламо, располагается Археологический музей. Он был учреждён в 1924 г. В экспозиции представлены сотни предметов, найденных в Вероне и окрестностях, а также материалы из городских коллекций. Многие вещи хранятся в запасниках и показываются лишь на отдельных выставках.

Башня Ламберти

Башня Ламберти построена из туфа, кирпичей и мрамора в Средние века. В 1464 г. она была отреставрирована, а в 1779 г. на башне установили большие часы. Её высота - 84 м. Башня знаменита двумя своими колоколами - Ренго и Марангоной; первый собирал городской совет или призывал горожан к оружию, а второй отбивал часы или предупреждал о пожаре.


Башня Ламберти со двора палаццо-делла-Раджоне / Shutterstock.com

На башню можно подняться по лестнице или на лифте. Оттуда открывается великолепный вид на старый город и окрестности Вероны.

Кафедральный собор


Кафедральный собор Санта-Мария / Shutterstock.com

Хотя веронский собор расположен на маленькой и строгой площади, это самая красивая и богатая церковь города. Изящный храм Успения Богородицы на месте раннехристианской базилики, возвышающийся над крышами домов исторического центра, был освящён папой Урбано III в 1187 году.

Интерьеры и детали Веронского собора / www.shutterstock.com

В течение последующих столетий он подвергался многочисленным переделкам с целью его расширения и украшения. В середине XV века его нефы увеличились в высоту, добавился позднеготический фасад. В XVI в. архитектор Микеле Санмикели спроектировал колокольню собора. В XVIII в. боковые капеллы Сантиссимо-Сакраменто и Мадонна-дель-Пополо были переделаны в стиле барокко, а в 1880 г. был создан новый мраморный пол. Возведение кампанилы возобновилось в 1913 г.

Фасад собора делится на три части треугольными контрфорсами. Здесь причудливо соединяются готика и романика: это архитектура цветов, доминантой которой является великолепный двухуровневый протир. В нижней части его поддерживают витые колонны, которые опираются на крылатых грифонов. На колоннах покоятся полукруглые арки с растительными орнаментами, сценами охоты и фигурами святых по бокам.

В верхней части мы снова видим полукруглую арку с тимпаном над ней и арочками, которые опираются на восемь колонн. На великолепном портале высечены пророки и звери, а в верхней части его украшает люнет с разноцветным барельефом, изображающим Мадонну на престоле с младенцем, окружённую волхвами и пастухами, прибывшими взглянуть на него.


Деталь портала. Фигуры пророков © Renata Sedmakova / Shutterstock.com

Ещё выше легко заметить модификации XV-XVI вв., когда здание было надстроено, на фасаде появилась пара больших двойных окон-бифор, роза посередине, окружённая слепой лоджией с восемью копиями маленьких колонн, а ещё выше - последний уровень с гербом кардинала Агостино Вальера, который был епископом Вероны на протяжении трёх десятилетий (с 1565 по 1599 гг.) и важным членом конгрегации римской инквизиции.

Эногастрономия

Кулинарная традиция Вероны основана на двух столпах: традиционных местных продуктах и фантазии поваров. Одно из самых известных местных блюд, «ньокки», когда-то было пищей простых людей. Днём «ньокки» считается «жирная пятница», когда эта картофельная клёцка становится королевой веронского карнавала. Из первых блюд стоит отметить тортеллини-ди-валеджо-суль-Минчо, биголи с уткой, ризотто с фаршем «тастасал».

Тортеллини с трюфелем

И, конечно, нельзя не упомянуть местные сыры, прежде всего, монте веронезе с пастбищ Лессинии, который делают в трёх вариантах. Основа его отменного вкуса — это превосходное молоко и неукоснительное соблюдение старинных технологий производства.

Рис «аль-тастасаль»

В целом в Вероне представлена венецианская кухня во всём её разнообразии. Территории вокруг Вероны очень разные по климато-географическим особенностям, поэтому в распоряжении поваров оказывается множество самых разнообразных высококачественных продуктов. В области озера Гарда делают отличное оливковое масло, а также здесь большой выбор вин.

Биголи с уткой

Верона – лидер Италии по количеству выпускаемого вина категории DOC (1,5 млн. гектолитров в год). Из 22 вин категории DOC, производимых на территории региона Венето,10 родом с виноградников Вероны. Два вина высшей категории Bardolino Classico Docg и Recioto di Soave Docg изготавливаются также в Вероне. Виноградники Вероны находятся на холмах, протянувшихся по всей территории провинции от озера Гарда до долины Валь д’Альпоне у границы в Виченцей.

Виноградники в долине Вальполичелла

Большая территория виноградников способствует и разнообразию выпускаемых вин. Это бардолино, лугано, кустоца и гарда, выращиваемые на холмах вокруг озера Гарда. Родиной вальполичеллы и соаве считаются Вальполичелла, Валь Пантена, Валь Скуаранто, Валь Меццане, Валь д’Иллази, Валь Траминья и Валь д’Альпоне. На востоке делают дурелло и монте лессини; на севере, в Валь д’Адидже и Валь Лагарина производят вновь ставшее популярным автохтонное вино энатио.

Как добраться

На самолёте

На самолёте: аэропорт Катулло/Виллафранка находится в 12 км от центра Вероны. Он соединён железнодорожным сообщением с вокзалом Порта Нуова. Из аэропорта летают ежедневные рейсы в Милан, Рим и другие города Италии и Европы.

На поезде

Главный вокзал Вероны называется Верона Порта Нуова. Здесь пересекаются главные железные дороги страны: Милан-Венеция и Рим-Бреннеро. Также с этого вокзала идёт ветка Верона-Мантуя-Модена.

На автомобиле

В Верону ведут две автомагистрали, А4 Турин-Венеция и А22 Бреннеро.

Итальянские памятники архитектуры широко известны во всем мире и ежегодно привлекают внимание тысяч путешественников. Мост Скалигеров в Вероне входит в число наиболее популярных достопримечательностей - увидеть это мощное и вместе с тем красивое сооружение стремятся многие туристы. К тому же именно мост Скалигеров соединяется левобережную часть города со знаменитым замком Кастельвеккио, посещение которого входит в обязательную программу экскурсий по Вероне.

История создания достопримечательности

Мост Скалигеров был построен в 1355 году по приказу правителя Вероны Кангранде II делла Скала - на тот момент сооружение соединило берега реки Адидже и стало единственным подходом к замку Кастельвеккио. Кангранде отдал приказ о строительстве переправы с единственной целью - чтобы обеспечить себе безопасный способ отступления в случае восстания недовольного его тираническим правлением народа.

За строительство моста Скалигеров отвечал известный архитектор Гульельмо Бевилаква - работы продолжались на протяжении десяти лет. Согласно легенде, по завершении строительства благодарный Кангранде преподнес Бевилакве весьма ценный подарок: саблю, которая когда-то принадлежала святителю Мартину Турскому, являющемуся одним из самых почитаемых святых Франции. Среди местных жителей популярна также еще одна интересная история, связанная с Ponte Scaligero - согласно ей, Гульельмо Бевилаква вовсе не был уверен в том, что его работа стала успешной и что столь массивное сооружение выдержит не только испытание временем, но и даже церемонию открытия. Опасаясь возможного гнева влиятельного заказчика, архитектор предусмотрительно явился на празднование верхом на лошади, чтобы в случае обрушения сооружения немедленно скрыться с места происшествия.

К счастью, опасения Гульельмо Бевилаква совершенно не оправдались, и мост Скалигеров оказался настолько крепкой и надежной конструкцией, что без проблем прослужил без реконструкций на протяжении 500 лет. Впервые ремонтные работы понадобилось провести только в конце XVIII века - тогда французскими солдатами была разрушена башня на левом берегу. Но наиболее сильные повреждения мост Скалигеров получил в 1945 году, когда был взорван отступавшими немецкими войсками. Но несмотря на это, уже в 1949-1951 годах сооружение было полностью восстановлено с использованием всех найденных после взрыва фрагментов.

Особенности конструкции

Мост Скалигеров является одним из наиболее крупных сооружений того времени: общая длина переправы достигает 120 метров, но если смотреть на нее под углом, то, благодаря оптической иллюзии, конструкция кажется гораздо длиннее. Ponte Scaligero состоит из:

  • трех пролетов, при этом самым большим является средний - его длина составляет 50 метров;
  • двух пятиугольных башен по краям.

Верхняя часть сооружения выполнена из красного кирпича (отличительный знак большинства архитектурных достопримечательностей Вероны той эпохи), а нижняя - из белого мрамора. Мост Скалигеров опирается на три большие арки, а его зубчатые стены в виде ласточкиного хвоста в точности повторяют форму стен башен замка. Таким образом создается впечатление, что Ponte Scaligero и дворец являются частями одного масштабного ансамбля, несмотря на то, что переправа была построена значительно позже.

Мост Скалигеров: один из главных символов Вероны

На сегодняшний день мост Скалигеров входит в число главных символов Вероны наряду с такими знаменитыми достопримечательностями, как Арена и дом Джульетты. С переправы открывается прекрасный вид на город и реку Адидже, здесь можно сделать множество красочных и запоминающихся фотографий, поэтому многие путешественники стремятся посетить эту достопримечательность в первую очередь.

Посетить Ponte Scaligero можно как самостоятельно, так и в рамках экскурсии к замку Кастельвеккио, поскольку сооружение является фактически единственной возможностью пройти к дворцу. На сегодняшний день на территории замка располагается музей, часть залов которого посвящена истории здания.

Добраться до моста Скалигеров достаточно просто: от железнодорожного вокзала Вероны в эту сторону регулярно ходят автобусы (нужная остановка расположена как раз напротив замка), также можно воспользоваться такси. Но для тех туристов, которые ценят возможность ознакомиться с интересными местами города в максимально комфортных условиях, наиболее предпочтительным вариантом станет заказ трансфера. Мост Скалигеров вот уже на протяжении многих лет является одним из любимых мест для прогулок не только туристов, но и местных жителей, что и неудивительно, учитывая, какие роскошные виды открываются с переправы. Вы сможете сделать множество замечательных фотоснимков и получить массу приятных эмоций.

Верона отложилась в моей памяти не так ярко, как, например, Флоренция или Милан. Тем не менее, этот город очень красив и безусловно достоин посещения хотя бы потому, что он - один из самых романтических в Италии. Любой школьник знает, что трагические события во враждующих семействах Монтекки и Капулетти из нетленного произведения Шекспира происходили именно здесь, а дома Ромео и Джульетты - чуть ли не главные достопримечаельности этого города. Но свой рассказ я начну не с них.

В Вероне очень много мест, кои необходимо посетить даже при минимуме времени, который обычно бывает у большинства туристов, приезжающих в Италию. Но еще лучше по Вероне просто гулять, разглядывая по пути каждый старинный домик и понимая, что вот эти самые камни, из которых он построен, пережили за свою долгую жизнь так много, что даже становится странно, что они все еще существуют.

...

Мадонна на стене одного из домов.

Мы поступили именно так. И лишь потом по книгам и фотографиям я постаралась восстановить самые яркие, запомнившиеся мне визуально памятники и храмы, улицы и площади Вероны, о которых и хочу рассказать сейчас.

Мест, которые мне хотелось бы увидеть еще раз в этом городе, у меня набралось девять.
Место первое - это, конечно же, римский амфитеатр или, как обычно называют амфитеатры итальянцы, - арена. Стоит он, как ему и полагается, на одной из главных площадей Вероны, где сейчас горожане отмечают все свои массовые празднества. Арена считается самым лучшим из сохранившихся памятников античного времени в городе (она была построена в первом веке новой эры) и самым крупным амфитеатром после Колизея в мире. В древнеримские времена здесь могло собираться до 30 тысяч зрителей и смотреть на гладиаторские бои, цирковые спектакли, ристалища и даже, от чего я чуть было не сползла под стол, когда прочитала, на морские бои! Для этого сцену арены ответственные за это дело товарищи целиком заливали водой!!! Позже на арене шли бои с быками, театральные и оперные представления. Размеры же амфитеатра поражают даже сейчас. Он кажется настолько грандиозным, что всякая вера в то, что он был построен два тысячелетия назад, пропадает, ибо кажется, что он не мог сохраниться так хорошо с тех пор до наших дней. Однако во времена римлян он был даже больше. Тогда у амфитеатра существовало еще и внешнее кольцо, от которого сейчас остались лишь фрагменты. Правда, в 16-17 веках зрительные трибуны амфитеатра перестроили, и сейчас они вмещают уже не 30, а 25 тысяч человек. Разумеется, итальянцы этим пользуются и до сих пор проводят здесь разные феерические шоу и концерты, используя и теперь арену по ее прямому назначению.

Место второе также для фанатов античности - Римский театр. Это еще один маленький амфитеатр, расположенный на противоположном берегу реки Адидже, на которой стоит Верона. К нему мы вышли совершенно случайно. Интересен он тем, что был построен еще до большой арены, а именно в первом веке до новой эры, и считается практически самым старым в Италии. Здесь же в то время находился центр римского поселения и, кроме самого амфитеатра, рядом сохранилось много других развалин.

Правда, из-за землетрясений и наводнений этот амфитеатр сильно пострадал и выглядит не настолько цело и впечатляюще, как большая арена.

Место третье - мост Понте-Пьетра. Это самый старый мост Вероны, который тоже был построен в античные времена. Правда, в память о них осталось очень мало - лишь облицовка двух аркад, расположенных у левого берега Адидже.

Зато с этим горбатым и очень милым мостиком связана одна трогательная история. Во время Второй Мировой войны нацисты, отступая из Вероны, взорвали все мосты, включая и Понте-Пьетра. Но горожане как-то узнали об этом заранее, и успели замерить мост, сделать его фотографии и чертежи. Сразу после окончания войны они достали из воды все фрагменты рухнувшего моста и соединили их вновь.
Моя светлость на мостике. :)

Место четвертое - церковь Сант-Анастазия. Это самый большой храм Вероны, которому уже 800 лет, раньше он принадлежал доминиканцам.

Внутри базилики можно увидеть фрески известных мастеров, особо ценный пол из мрамора, сделанный в 15 веке. Но лично мне больше всего запомнились чаши для святой воды, которые поддерживают фигуры двух горбунов - настолько реалистичные, что просто поражаешься умению мастера.

Известно лишь, что их изготовили в 16 веке, но, кто именно, так и осталось тайной. По одной из версий, позировали неизвестному скульптору мельники с ближайших речных мельниц. Интересно, почему эти мельники были горбатыми? От тяжести мешков с мукой, которые им приходилось переносить на спинах? Или это все-таки фантазия скульптора?

Место пятое - Пьяцца-делла-Эрбе. Ее название переводится, как "площадь трав", ибо, начиная с 15 века здесь находился зеленый рынок. Кстати, рынок располагается тут и теперь. Правда, торгуют на нем не овощами, а в основном сувенирами, путеводителями и теплыми вещами, как правило, с символикой Вероны и Италии. В античные же времена на этой площади стоял Римский форум, но от него сейчас ничего не осталось. Позже Пьяцца-делла-Эрбе частично застроили разными административными зданиями, большинство из которых можно лицезреть и ныне. Здания же встречаются очень красивые. Например, Дом Маццанти. Он сразу привлекает внимание, потому что его фасад полностью расписан фресками на мифологические сюжеты. Или Арко-делла-Косте, то есть "арка с ребром", в проеме которой висит всамделишное ребро кита. На площади имеется Берлина - беседка с квадратным основанием, где чиновники торжественно вступали в свои городские должности. Правда, раньше на ее месте находился позорный столб, и я до сих пор думаю, есть ли какая-то взаимосвязь в этих двух фактах? :))
Но самое главное, что есть на Пьяцца-делла-Эрбе - это символ города и его визитная карточка фонтан мадонны Вероны, изображение которого теперь помещают во все буклеты, путеводители и книги о Вероне. Как ни странно, он не считается одним из самых старинных фонтанов Италии, так как был сооружен в середине 14 века. Но зато отличается своими изящными формами.

Место шестое - собор Дуомо, один из самых старинных храмов Вероны. Он был освящен еще аж в 1187 году, правда, в 15 веке его надстроили, расширили и сильно изменили внешний облик. Собор до сих пор считается самым главным в Вероне и, конечно, действует. Как и во все остальные, в него можно прийти на службу. Скажу честно - впечатления очень необычные: как будто переносишься на машине времени в эпоху, когда церковь была самым важным элементом в жизни каждого католика. Все слушают проповедь так же искренне, как и тогда. А еще - здесь совершенно нет туристов, что еще больше добавляет ощущения необыкновенности происходящего.

Место седьмое - Пьяцца-дей-Синьории. Когда-то она была самой главной площадью города, на которой стояли многочисленные дворцы, и где кипела общественная и политическая жизнь. Мне же эта площадь, прежде всего, приглянулась памятником Данте Алигьери, изваянном скульптором Уго Заннони. Данте после того, как был изгнан из Флоренции, прожил в Вероне, а именно в гостях у семейства делла Скалла, целых 13 лет. А потому без памятника ему Верона обойтись никак не могла.
Еще на площади есть кафе Данте со стилем, сохранившимся здесь еще с 19 века. Несмотря на цены, которые в нем гораздо выше, чем во всех остальных веронских кафейнях, мы решили зайти. И получили огромное удовольствие. Старинные картины и выдержки из "Божественной комедии" на стенах, тяжелые скатерти, спускающиеся со столиков чуть ли не до самого пола, чашки, блюдца и чайники с изображением профиля Данте, а главное - ароматный чай с настоящими васильками, который я попробовала здесь впервые и не встречала потом больше нигде.
Я за чаем.

Но, кроме всех вышеперечисленных достопримечательностей пьяцца, мы не могли не обратить внимания на Палаццо-дей-Кансильо, который тоже стоит на этой площади. Правда, этот дворец больше известен под именем Лоджия фра Джокондо. Имя сие носил доминиканский монах, который, якобы, сам его построил и украсил (хотя это спорно). На карнизе палаццо водружены пять статуй. Изображают они видных веронцев древнеримской эпохи: Катулла, Плиния, Марка Ветрувия и других. Кстати, как раз на одном из дворцов пьяцца-дей-Синьории мы впервые увидели оригинал, откуда Аристотель Фиораванти перенял фигурное завершение крепостной стены Московского Кремля в виде "ласточкиного хвоста". Так, нам стало окончательно ясно, что он действительно воссоздал в Москве то, что неоднократно видел у себя на родине.

Кстати, "ласточкины хвосты" мы встречали в Вероне неоднократно. Например, они украшают въездную арку в город и даже стену дома Ромео.
Арка.

Место восьмое - Дом Ромео. С одной стороны, это легенда. Дом Ромео, построенный в 14 веке, на самом деле принадлежал вовсе не семейству Монтекки, а веронцу Карлу Ногароло. Но так повелось, что его уже давно стали считать родовым гнездом влюбленного юноши, и все туристы, да и, порой, сами веронцы этой истории вовсю верят. С другой стороны, легенда легендой, но кто из нас хоть раз в жизни не думал, что Ромео и Джульетта существовали всерьез, и их любовь была самой, что ни наесть, настоящей? Однако, как известно многим, даже не Шекспир был автором истории их любви. Мотив своей пьесы он почерпнул из новеллы Маттео Банделло, а тот, в свою очередь, из рассказа Луиджи Да Порто. Так что, о Ромео и Джульетте в Англии знали еще за долго до появления шекспировских произведений. Дом Ромео выглядит очень колоритно. Это трехэтажный особняк в готическом стиле, построенный из красного кирпича.

На стене перед входом в него висит табличка со строками из пьесы на английском и итальянском языках:
"О, где Ромео?"
"Оставь меня, я сам теперь не свой.
Я не Ромео. Он ушел куда-то!"

Сейчас Дом Ромео - обычный частный дом. Говорят, что власти Вероны давно ведут переговоры с владельцами, чтобы выкупить его и открыть в нем музей. Но владельцы пока проявляют упорство и не спешат избавляться от такой интересной собственности.
Место девятое - Дом Джульетты. Тоже, конечно же, легенда, но обставленная более романтично, чем Дом Ромео. В Доме Джульетты теперь музей, его можно посетить и даже выйти на балкон, откуда она, якобы, внимала пылким речам своего возлюбленного. Правда, мы не попали ни в музей, ни на балкон, ни даже к самому дому. Первого января, как раз тогда, когда мы были в Вероне, Дом Джульетты был закрыт. Чтобы просто подойти к нему, нужно пройти через каменную арку.

Но и арка была закрыта. Так что, нам ничего не оставалось, как вместе с многочисленной публикой (кстати, в основном русского происхождения) глазеть на дом через арку с исписанными стенами признаниями в любви, которые по традиции оставляют здесь все влюбленные.

Стена арки с записками влюбленных.


В принципе, есть еще одно место в Вероне, связанное с романтической историей Ромео и Джульетты. Это - гробница Джульетты. Она находится в крипте упраздненного монастыря капуцинов и представляет собой зал с единственным скромным и пустым каменным саркофагом. Печальная обстановка прекрасно соответствует духу последних страниц трагедии Шекспира, и, наверное, поэтому народная молва решила, что гробнице Джульетты быть именно здесь. Правда, мы к гробнице не ходили - не захотели портить себе новогодний праздник пусть романтичным, но таким грустным местом...

Понте Пьетра, что в переводе с итальянского означает «каменный мост», - это арочный мост, соединяющий берега реки Адидже. Он был сооружен в конце 1 века до н.э. через брод и изначально носил имя Пон Мармореус. Позднее, в результате многочисленных реконструкций из-за наводнений и землетрясений, он получил свое нынешнее имя. Когда-то по нему проходила знаменитая Постумиева дорога, ведущая из Генуи к перевалу Бреннера в Альпах. В древнеримские времена рядом был построен похожий мост – Понте Постумио, который вместе с Понте Пьетра обрамлял античный Римский Театр. На его сцене разворачивались величественные навахии – «морские сражения». В 1298 году по приказу Альберто I делла Скала был перестроен ближайший к правому берегу Адидже пролет. Общая длина моста составляет 95 метров, ширина – около 4 метров. На правом берегу он упирается в сторожевую башню.

В конце Второй Мировой войны пятипролетный Понте Пьетра как и другие мосты Вероны был взорван отступающими немецкими войсками, и только в 1959 году его восстановили, подняв со дна реки оригинальные фрагменты. Конечно, удалось найти не все составляющие, поэтому для реконструкции были использованы различные материалы – помимо белого мрамора использовался красный кирпич, что придало строению особую живописность. Когда-то Понте Пьетра был первым каменным мостом Вероны, а сегодня это единственный римский мост, оставшийся в городе.