Сасовский авиационный колледж. Летные училища и училища вдв. Где поступить на летчика

Небо. Его бескрайняя синь манит и зовет нас. О нем поэты пишут стихи, художники рисуют картины, романтики подолгу любуются его загадочной красотой и бесконечной глубиной, загадывают желания, увидев белую полосу от самолета. Но есть категория людей, по-особому влюбленных в небо, для которых оно является мечтой, жизнью и работой - это летчики.

Какое училище выбрать - военное или гражданское?

Чуть ли не каждый мальчишка в детстве мечтает стать летчиком, но по мере взросления взгляды меняются, появляются новые предпочтения, и к моменту окончания школы многие ребята уже точно знают, какое образование и будущую профессию они будут выбирать. Остается немалая часть и таких, которые не изменили своей детской мечте, планируя посвятить свое будущее авиации, и поступают после школы в летное училище. Перед каждым из них возникают закономерные вопросы:

  1. С какой авиацией связать свою жизнь - военной или гражданской?
  2. В какой сфере больше перспектив развития и карьерного роста?
  3. Какое учебное заведение выбрать для обучения?
  4. Как поступить в летное училище?
  5. Какие основные условия предусмотрены для поступающих?

Первое - это выбор между военной и гражданской авиацией. В каждом направлении есть свои преимущества и определенные недостатки.

Для тех, кто всю жизнь мечтал о голубых погонах, отлично понимает, что такое «железная дисциплина» и готов связать свою жизнь с армией - стоит выбирать поступление в военное летное училище. При этом необходимо учитывать, что военный - это человек подчиняющийся приказу, поэтому надо быть готовым к постоянным сменам места службы и жительства, а также к неукоснительному выполнению любого задания.

Еще одной существенной проблемой для будущих военных летчиков станет большой конкурс, ведь в России на сегодняшний день осталось всего одно учебное заведение такой специализации - Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. После окончания училища выпускники получают звание лейтенанта и квалификацию летчика согласно спецификации, а также гражданскую специальность инженера по эксплуатации самолетов.

Где поступить на летчика?

Поступить в летное училище для приобретения профессии летчика гражданской авиации намного проще, это можно сделать в одном из пяти действующих в Российской Федерации училищ:

Все они обеспечивают бесплатное обучение, высокий образовательный уровень и получение специальности летчика. Некоторые училища, предоставляют возможность получить заветную профессию «Летная эксплуатация воздушных судов» на коммерческой основе. При выборе училища основным определяющим фактором является территориальная принадлежность - абитуриенты традиционно выбирают то, что ближе к дому.

Что необходимо для поступления?

После определения с выбором учебного заведения возникают вопросы: как подготовиться к поступлению, какие существуют критерии отбора, и какие документы необходимы для этого?

Главным требованием для будущих летчиков является здоровье. Они должны быть в отличной физической форме, иметь стопроцентное зрение, крепкую нервную систему и стрессоустойчивость. Более того, если вдруг в процессе учебы состояние здоровья курсанта ухудшится, его могут отчислить.

При поступлении необходимо:

  • предоставить предусмотренные законодательством медицинские справки;
  • пройти специальную медкомиссию при самом учебном заведении;
  • пройти собеседование с психологами на выявление профпригодности;
  • сдать нормативы по физической подготовке.

Абитуриенту летного училища необходимо сдать такие ЕГЭ:

  • русский язык,
  • математика,
  • физика.

Из документов для поступления необходимо предоставить:

Для военных летчиков выдвигаются более жесткие требования, чем для гражданских. Они предусмотрены специальным приказом №455 МО России, вот их краткий перечень:

  • стопроцентное зрение и правильное цветоощущение;
  • артериальное давление в пределах 105-130 на 60-80 мм рт. ст.;
  • масса тела с индексом не менее 19;
  • рост в пределах 160-186 см;
  • длина ног от 80 см;
  • длина рук от 76 см;
  • в положении сидя рост должен находиться в пределах 80-97 см.

Как видим, требования достаточно жесткие не только к состоянию здоровья, но и к физическим параметрам, что значительно усложняет поступление в военное летное училище.

Какие перспективы ожидают выпускника летного училища?

После поступления в летное училище и его успешного окончания, курсанты получают заветную профессию - «Летная эксплуатация воздушных судов» или другую, не менее востребованную специальность «Инженер по летной эксплуатации». Обе профессии являются престижными и высокооплачиваемыми. Летный состав пользуется рядом преимуществ:

  • обеспечивается полным социальным пакетом;
  • льготным (удлиненным) отпуском;
  • возможностью досрочного выхода на пенсию;
  • большими скидками для семьи на авиауслуги.

Выпускники российских летных училищ пользуются заслуженным уважением иностранных авиакомпаний и у них есть все шансы устроиться на работу за рубежом.

Летчик сегодня — не только романтическая профессия, но и достойный доход. Однако еще 5-7лет назад ситуация была иной. Не требовались ни покорители неба, ни заведения, где их могли готовить. В этот трудный период выстояло Сасовское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза Георгия Тарана. И вот сегодня оно снова востребовано, наши самолеты летают все чаще, российской авиации требуется все больше высококвалифицированных летчиков.

Евгений Смольников пришел в училище в 1981 году, через четыре - стал замдиректора по учебной работе и проработал на этой должности два десятка лет. Он был в числе тех, кто сохранил потенциал Сасовского летного училища в трудные времена. Директором Евгений Васильевич стал в 2005 году:
- В лучшие времена набирали по пятьсот курсантов, а тогда вместо тридцати по плану набрали двадцать пять. Стремление стать пилотом падало, начиная с конца девяностых - тогда другие профессии в моде были. Да и гражданская авиация «проваливалась», и воздушных перевозок стало мало.

Спустя пару лет российские власти обратили внимание на гражданский воздушный флот - появилось финансирование. В 2009-м пришло в Сасово девятнадцать новеньких самолетов Як-18, через год появился двухмоторный Л-410. Кстати, Сасовское училище - единственное, в котором есть такой «большой» самолет.
- Мы - школа, а школа готовит пилотов, которые должны просто уметь летать, - поясняет Смольников специально для тех, кто задает вопрос, почему в Сасове нет «Боингов». - Учеба на подобных самолетах - это огромные затраты, и учить на конкретных самолетах в училище нет необходимости.

Летчик должен постоянно брать «новую высоту»: после училища прийти в авиакомпанию и летать на небольшом самолете вторым пилотом, потом с налетом часов становиться командиром, затем переходить на больший самолет, переучившись с помощью авиакомпании, стать командиром воздушного судна. А что сейчас?
- Если брать десятый - одиннадцатый годы, то мы резко с 25-ти набрали 120 курсантов, в прошлом году - уже 180, из которых 60 - по спецпрограмме, - приводит цифры развития директор училища. - Цифра стабилизируется пока на отметке в сто пятьдесят. Это - одно учебное заведение, в стране - около тысячи выпускается. И говорить о том, что существует нехватка летчиков - не совсем верно. Пилотов, которых мы выпускаем, достаточно - не хватает командиров воздушных судов. В девяностых годах был провал, и он ощущается сегодня: как говорится, если не было детей, то они сразу не станут взрослыми.

Евгений Смольников рассуждает философски, что это процесс «просто нужно пережить». Несомненно, в этот момент авиакомпаниям будет какое-то время очень тяжело.
- Но они должны готовить первых пилотов, - резюмирует директор летного училища. - Летчики-иностранцы - не выход. К тому же я не уверен, что к нам массово пойдут классные пилоты из-за границы...

«Инструктор должен получать больше, чем пилот любой авиакомпании»
Сейчас 60% сасовских курсантов уже имеют высшее образование. И это - не случайно. У пилотов в авиакомпаниях очень высокие зарплаты - поверьте, названные нам суммы контрактов впечатляют. А как с теми, кто их «отправляет в небо»?
- Возьмем техника - сейчас самая болезненная тема. Мы довели ему зарплату до 17-ти тысяч - с одной стороны, для Сасова нормально, - рассуждает Евгений Вильевич. - Но для крупных городов - ненормально. А техников готовят не в Сасове, а вузы в Москве и Санкт-Петербурге. Разве они поедут на «17 тысяч» в Сасово, грубо говоря - в деревню?

По мнению Смольникова, есть два варианта. Либо поднять зарплату, как на Севере вахтовикам: техники, а это же относится к преподавателям, придут хотя бы на время, чтобы заработать.
- Либо, как в тот период, когда я приехал из Риги - распределение, - подводит черту директор училища. - Отработаешь три года, а там видно будет. И пока этот вопрос не решится, у нас так и останется невероятный кадровый голод.

Пилот-инструктор по определению должен быть лучшим в своей профессии. Ведь он постоянно летает с новичком, который допускает, в отличие от полноценного члена экипажа в авиакомпании, массу ошибок. Но, в отличие от пилота, к примеру, «Аэрофлота», инструктор зарабатывает в три-четыре раза меньше.
- Пилот-инструктор то садится, то взлетает, и так - целыми днями, а это самые опасные элементы, - приводит пример Смольников. - Такого нигде нет в авиакомпаниях. У инструктора должен быть огромный опыт, в том числе педагогический. А ответственность? Он ведь выпускает курсанта в полет: он стоит на земле, а тот начинает сам вылетать через определенное количество часов. У нас есть опытные, есть заслуженные, но новые не приходят. И мы вынуждены брать выпускников своего училища, которые не имеют огромного опыта. Я считаю, что инструктор должен получать больше, чем любой пилот любой авиакомпании. И, если стране важно,
кто будет перевозить ее граждан, а готовить их должны лучшие - государство должно раскошелиться!

Традиции и династии
- От тех, кто на вопрос, зачем он пришел в училище, отвечает: «Попробовать», меня просто коробит, - директор Евгений Смольников откровенен. - Три с половиной миллиона бюджетных рублей - цена «пробы» слишком велика. А если у тебя все свербит: я - здоровый, я буду летать! Тогда приходи, а пробовать не стоит!

Поэтому и приходят сегодня в Сасовское училище в основном «дети летных семей». В которых или один, или оба родителя так или иначе связаны с небом. Юноши и девушки (а в Сасове на пилотов учатся, и учатся успешно, девушки) прекрасно знают, что такое жизнь летчика - жизнь строго по расписанию, без праздников и выходных.

А таких будущих пилотов на просторах России - множество, от Калининграда до Сибири. И едут они поступать в Сасовское летное училище не всегда после школьной скамьи, при конкурсе в пять человек на место. Мы познакомились с двумя ребятами из Новокузнецка: Александром Доморенко и Павлом Артемовым. Обоим - по двадцать семь лет, курсанты - далеко не безусые юнцы. Александр закончил Новокузнецкую педагогическую академию, преподаватель информатики и английского языка. Всю жизнь мечтал стать летчиком, говорит, что «гены виноваты»:
- Отец мечтал стать летчиком, но по здоровью не получилось - техником всю жизнь проработал в аэропорту. А мне вот удалось.

Павел тоже закончил вуз, проработал бортпроводником и знает о жизни в авиации не понаслышке.
- Давно хотел стать пилотом, появился шанс, и я им воспользовался - всегда хотел пойти по столпам своего отца - пилота. Знаю, что ждет отрыв от семьи, серьезная психологическая нагрузка.
Кстати, у Павла - жена и маленький сын, сейчас живут в столице, но скоро приедут в Сасово:
- У меня жена из категории «декабристок». И я хочу, чтобы мой сын стал пилотом в третьем поколении.

Училище делает все, чтобы курсантам и их семьям жилось комфортно. За последние годы была произведена реконструкция трех общежитий, введена в эксплуатацию новая курсантская столовая на 450 мест, создана отличная база для занятий спортом и художественной самодеятельностью.

«Цель - не потерять школу Сасовского летного училища»
- Я хочу внедрить все новые технологии в учебный процесс - именно мы должны готовить пилотов, которые будут на голову выше тех летчиков, которых готовят на Западе. И это возможно, - директор училища Евгений Смольников считает, что для этого есть все предпосылки. - Мы не до конца растеряли советскую школу, когда преподаватель индивидуально работал с каждым курсантом - это с одной стороны. С другой стороны - взять новейшие компьютерные технологии. Но не превращать процесс обучения в дистанционный! Хочу, чтобы в училище были современные воздушные суда. Это мои задачи. А цель - не потерять школу Сасовского летного училища.

И после того, как мы целый день провели в училище, волей-неволей поверишь, что так и будет. Ведь там мы познакомились с такими людьми, которых запоминаешь надолго, иногда - на всю оставшуюся жизнь. Но это - тема уже для другой статьи. В которой хотелось бы рассказать и о «полетах» на тренажерах, и о том, как вкусно кормят в курсантской столовой, и о том, какой он ухоженный - сам городок летного училища. И попробовать свои силы в английском, без которого в современной авиации - никуда - нужен четвертый уровень. И курсанты его достигают, а как же - ведь небо зовет!

Сасовское летное училище гражданской авиации расположено в Рязанской области и является средним учебным заведением авиационного профиля. Училище является филиалом Ульяновского института гражданской авиации.

В 1943 году в городе Исилькуль Омской области была основана летная школа, где осуществлялось первоначальное обучение пилотов гражданско-воздушного флота. Школа формировалась на базе авиаэскадрилий Исилькуля и Янаула с привлечением летного состава. В 1945 году ее передислоцировали в Сасово. В 1949 году за заслуги перед Отечеством в деле подготовки молодых пилотов Григория Алексеевича Тарана, его имя присвоили Сасовскому летному училищу гражданско-воздушного флота.

Советские годы стали периодом расцвета училища. В этот период его неофициально называли «придворным» из-за того, что СЛУ ГА располагалось недалеко от Москвы. Высокий уровень преподавания позволял обучать квалифицированных специалистов, которые ценились на всей территории страны. Помимо этого, училище активно обучало зарубежных курсантов.

Процесс обучения велся на обширном модельном ряде самолетов и вертолетов, позволяя выпустить разносторонне развитых в пилотировании специалистов.

После распада Советского Союза в училище начался настоящий упадок. Кризис авиации в этот период коснулся и учебных заведений. Из-за недостатка финансирования наблюдался отток обучающихся, число которых насчитывало лишь двадцать человек. Катастрофически не хватало топлива для заправки самолетов, а также опытных инструкторов.

Важным шагом на пути восстановления былого имени училища стало его слияние с Ульяновским институтом гражданской авиации в 2009 году. С тех пор и по настоящее время СЛУ ГА является его филиалом. В 2012 году в училище была построена новая взлетно-посадочная полоса из бетона, а в 2014 была произведена реконструкция здания столовой для курсантов. Сегодня СЛУ ГА уверенно увеличивает число набор абитуриентов каждый год и осуществляет подготовку кадров на современных тренажерах.

Сасовское летное училище

Поступление в СЛУ ГА

Летное училище гражданской авиации Сасово осуществляет прием абитуриентов на основе школьного образования в 11 классов. Срок обучения по квалификации «пилот» составит 2 года 10 месяцев. Учеба возможна только на очной форме получения образования. Кроме этого, имеется специальность техника по информационным отраслям.

Прием документов обычно производится с конца июня по середину августа. В Рязанское летное училище гражданской авиации за счет госбюджета могут поступать не только граждане РФ, но и иностранные абитуриенты в зависимости от действующих квот и международных договоров об обучении.

Медицинская комиссия

Одним из условий приема в училище является прохождение летной медицинской комиссии и психологического обследования. Для этого созданы специальные врачебно-летные экспертные комиссии. При прохождении ВЛЭК абитуриент обязан предоставить военный билет или удостоверение. В комиссию нужно предоставить следующие документы:

  1. Фотографии поступающего (2 шт. 3*4).
  2. Справку об осмотре стоматолога.
  3. Заключения от психиатра, нарколога и венеролога по месту прописки или проживания.
  4. Анализы на ВИЧ и RW.
  5. Анализы группы и резус-фактора крови.
  6. Анализ крови на вирусный гепатит В и С.
  7. Анализ кала.
  8. Справку о прививках.
  9. Справку о флюорографическом исследовании.
  10. Рентген придаточных пазух носа и заключение врача-рентгенолога.
  11. Справку от гинеколога (для девушек).
  12. Полис о медицинском страховании.

Пройти комиссию можно в самом училище или любом другом заведении, где имеется ВЛЭК. Важно учитывать сроки действия каждой из представленных выше справок, а также срок проведения клинических исследований, чтобы точно в срок успеть пройти обследования.

Уникальная взлетная полоса

Документы для поступления

После прохождения ВЛЭК абитуриенты подают документы в училище в указанные сроки. Они указаны на официальном сайте Сасовского летного училища гражданской авиации: http://sasovoavia.3dn.ru/ . В приемной комиссии желающие подать заявку на поступление пишут заявление по форме, утвержденной в училище. К нему прилагается оригинал или копия удостоверяющего личность документа, фотографии (4 шт. 3*4) и аттестат. Сразу же можно указать, нуждается ли будущий курсант в общежитии.

Иностранные граждане или лица, не имеющие гражданства, обязаны подать большее число бумаг, которые подтвердят их право на обучение в РФ, личность абитуриента, подлинность аттестата и его перевод при необходимости и т. д. Документы в оригинале можно отправить по почте. При личном вручении допускаются ксерокопии. Если абитуриент сдает оригиналы документов, училище обязуется обеспечить их сохранность и выдать при необходимости по заявлению.

Зачисление в СЛУ ГА

Прием документов заканчивается 15 августа. После этого приемная комиссия начинает отбор учащихся по определенным критериям. В первую очередь учитывается средний балл аттестата как показатель общего владения знаниями школьного курса образования. Если бюджетных мест не хватает и имеются претенденты с одинаковым числом баллов, их ранжируют по отметкам по таким предметам, как математика, русский язык, физика, иностранный язык в таком же порядке значимости. Будут учтены и результаты психологического обследования. По данным предыдущих годов Сасовского летного училища гражданской авиации, проходной балл составляет около 4,25.

Курсантам бюджетного отделения выделяют место в общежитии, форму, питание и стипендию. Девушкам общежитие не предоставляют.

Не прошедшие отбор на бюджет претенденты могут подать заявку на платное обучение. В Сасовском летном училище гражданской авиации стоимость обучения равна 68686 рублей на первом курсе, 61360 рублей на втором и 54621 рубль в последний год учебы. Прохождение комиссии ВЛЭК здесь также платное.

День рождения лётного училища и прощание с легендарной машиной авиации Ан-2.

Обучение в СЛУ ГА

Курсанты училища получают необходимый набор знаний, умений и навыков для успешного начала трудовой деятельности. В список предметов входят общие гуманитарные и экономические дисциплины, охрана труда, узкоспециализированные курсы и практические занятия. В распоряжении учащихся имеются кабинеты для занятий всеми видами предметов отдельно. Всего в СЛУ ГА три учебных корпуса.

В большей части аудиторий есть интерактивные доски, проекторы, ноутбуки и плоттеры. Училище располагает автоматизированными рабочими местами, на которых установлено специализированное программное обеспечение и обеспечен доступ в интернет.

В училище налажена собственная локальная сеть, где на сервере можно обмениваться материалами с однокурсниками и преподавателями. Для практических занятий в корпусах имеется три лаборатории. Широкий спектр учебных пособий представлен в библиотеке и читальном зале училища.

Тренировочный комплекс

Курсанты СЛУ ГА регулярно выполняют учебные полеты на собственном аэродроме и трех посадочных площадках. Аэродром снабжен новейшим оборудованием для световых сигналов, радиосвязи и системой захода на посадку. Здесь имеется собственная автономная метеостанция, которая передает данные о погодных условиях.

Парк самолетов училища насчитывает 39 единиц техники, среди которых находятся машины марки Ан, Як и Cessna.

Кроме этого, изучение практических особенностей полета производится на тренажерах, которые имитируют поведение настоящей машины в воздухе. Также они способны воссоздавать различные базовые и нештатные ситуации в воздухе.

Занятия спортом

На территории летного училища Сасово расположен стадион, где имеются трибуны, беговые дорожки и поле для футбола. Кроме этого, в составе комплекса имеется спортивный корпус, где курсанты могут заниматься тяжелой атлетикой, упражняться на тренажерах и заниматься в различных секциях. В числе альтернатив представлены все популярные виды спорта вплоть до стрельбы и плавания. Раз в неделю курсанты имеют возможность похода в арендованную дорожку в бассейне, и дважды в неделю они могут посетить ледовую арену.

Досуг и хобби

Для любителей творческого отдыха на территории училища расположен актовый зал, оснащенный современным мультимедийным оборудованием. В училище действуют вокальный и танцевальный кружки и есть собственный ансамбль, которые с удовольствием принимают новые таланты.

Быт и проживание

Курсанты училища имеют возможность проживания в общежитиях, в которых созданы все условия для соблюдения санитарно-гигиенических норм, отдыха и сохранности личных вещей. В каждом корпусе имеется комната для отдыха, где установлен телевизор со спутниковой антенной. Первый курс проживает в здании с казарменным типом постройки. Второй и третий курс живут в комнатах на 4-6 жильцов. Все корпусы отремонтированы; здесь имеются душевые и санузлы, а пространства на каждого жильца достаточно для комфортного проживания.

В зданиях общежития установлены камеры видеонаблюдения.

Учащиеся трижды в день бесплатно питаются в столовой, ассортимент блюд которой строго регламентируется санитарными нормами. Контроль над качеством пищи осуществляет специальная комиссия. Получить бесплатную медпомощь можно в медико-санитарной части училища. Курсантам выдается бесплатная форма, в том числе на время летней практики.

Социальная поддержка

Основным направлением соцподдержки является материальное обеспечение курсантов-сирот. Им предоставляется ежемесячная социальная стипендия, единовременная выплата раз в год, оплата питания на период каникул, пособие на покупку канцелярских принадлежностей и учебников, а также деньги на проезд один раз в год и оплата одежды, обуви и инвентаря. По окончании училища сироты получают выплату-компенсацию покупки вещей на будущий период.

Остальные студенты бюджетного отделения ежемесячно получают стипендию, размер которой зависит от успеваемости курсанта. В случае наличия академической задолженности и несвоевременной ее ликвидации, студент лишается выплаты до следующего полугодия.

Трудоустройство

Выпускники Сасовского летного училища гражданской авиации могут претендовать на должности пилотов и командиров экипажа в различных аэропортах, авиакомпаниях и других учреждениях данного профиля. В настоящее время отрасли требуется большое количество новых кадров, способных профессионально выполнять свои должностные обязанности. Помимо колоссального удовольствия, профессия пилота способна приносить немалый доход, однако она требует максимальной концентрации и отдачи.

Выпускники училища обязаны в течение 10 дней после окончания СЛУ ГА предоставить в учебное заведение данные о своем трудоустройстве. Это распространенная практика в учреждениях подобного плана.

Именитые выпускники Сасовского летного училища гражданской авиации

За долгие период работы училища здесь работали и учились высококлассные специалисты. Некоторые из них прославились на всю страну своим мужеством и подвигами, связанными с профессиональной деятельностью.

Гордостью училища являются герои Советского Союза: Г.Ф. Баженов, участник ВОВ, и И.А. Кашин. Немало среди выпускников героев Социалистического труда: пять бывших курсантов СЛУ ГА в свое время удостоились этого титула. Закончил СЛУ ГА и герой России, летчик-испытатель Р.Т. Есаян. Помимо этого, здесь учились герой Азербайджана З.Т. Юсифов, герой Вьетнама Туан и кавалер Ордена Трудовая Слава М.П. Клещевников.

Список

Желающим пойти учиться в летные училища военной авиации России, нужно быть готовым к получению высшего военного образования - с присвоением начального звания «лейтенант» по его окончании - и возможностью пройти обучение в следующих военных лётных училищах, являющихся факультетами Воронежского единого Центра ВВС:

  • Краснодарский факультет боевого управления авиацией (по специальности «организация воздушного движения и эксплуатация воздушных судов») - с расположением аэродромов в Краснодаре, Тихорецке, Котельниково, Кущевской;
  • Армавирский факультет истребительной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов истребительной авиации и их лётная эксплуатация») - с расположением аэродромов в Майкопе и Армавире;
  • Борисоглебский факультет штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации и их лётная эксплуатация») - с расположением аэродромов в Мичуринске и Борисоглебске;
  • Балашовский факультет военно-транспортной и дальней авиации (по специальности «применение авиационных комплексов военно-транспортной и дальней авиации и их лётная эксплуатация») - с расположением аэродромов в Ртищево и Балашове;
  • Сызраньский факультет армейской авиации (по специальности «применение авиационных комплексов армейской авиации и их лётная эксплуатация») - с расположением аэродромов в Соколе (Саратов) и Троекуровке (Сызрань);
  • Челябинский факультет подготовки штурманов (по специальности «применение и лётная эксплуатация навигационных авиационных комплексов для всех видов авиации») - с расположением аэродрома в Шаголе (Челябинск).

Во избежание следования по «ложному» пути добавим, что следующие военные училища, сведения о которых всё ещё встречаются в том или ином виде в печатных СМИ или электронных изданиях, РАСФОРМИРОВАНЫ или перепрофилированы не позднее 2009 года:

  • Ейское военно-авиационное училище (расформировано полностью);
  • Ставропольское военно-авиационное училище (перебазировано непосредственно в Воронеж);
  • Курганское военно-авиационное училище (перепрофилировано в Курганский пограничный институт, переданный в структуру ФСБ РФ).

Для желающих же получить-таки именно специальность «лётная эксплуатация летательных аппаратов» приведём список действующих ССУЗов гражданской авиации:

  • лётно-технический колледж (г.Омск);
  • лётно-техническое училище (г.Калуга);
  • лётное училище (г.Сасово, Рязанская обл.);
  • лётное училище (г.Краснокут, Ульяновская обл.);
  • лётное училище (г.Бугуруслан, Оренбургская обл.).

История и традиции

Развитие российской (а затем советской) авиации прошло долгий и славный путь. Учитывая обстоятельства, в которых оказалась молодая советская республика на заре своего существования, требования к быстрой организации и становлению воено-воздушного флота, а также массовой подготовке лётчиков привели к бурному росту лётных школ.

Начавшись со знаменитого ОСОАВИАХИМа, готовившего молодых пилотов без отрыва от производства и прохождения учёбы в школах, советские ВВС получали лётные училища военной авиации России и других республик по нескольку в год. И подобная тенденция сохранялась как до Великой Отечественной войны, так и во время, и после неё. Максимальное количество лётных школ в определённый момент достигло 69 - готовящих при этом не только пилотов, но и технический персонал. Однако, в связи с серьёзным усложнением не только уровня знаний, требуемого от военного лётчика, но и множества других качеств, связанных с умением быстрого принятия решений и прочих условий, уже в современной России было принято решение оставить подготовку специалистов уровня среднего образования только для гражданской авиации.

Все же военные лётные училища России на протяжении 2008-2009 годов были полностью реорганизованы, с созданием единого управленцеского центрального «ядра» на базе Воронежской военно-воздушной академии им.Ю.А. Гагарина и Н.Е. Жуковского. Получившей при этом название военного научно-учебного центра ВВС Российской Федерации и вместе с ним - все существовавшие институты и училища в виде собственных факультетов, с различными военными направлениями подготовки специалистов. Кроме, разумеется, уже упомянутых училищ гражданской авиации и ДОСААФ.

Выбор училища

При выборе военного лётного училища, разумеется, следует сообразовываться, в первую очередь, с его военной направленностью. Поскольку профессии пилота и штурмана всё же отличаются - так же как и немалые отличия существуют между пилотом истребителя и лётчиком дальней авиации. Но, задолго до решения о поступлении в выбранное училище, следует тщательно взвесить и некоторые другие вещи. В числе которых у хорошего будущего пилота обязательно должны присутствовать:

  • отменное состояние здоровья (к сожалению, стать пилотом дано далеко не каждому);
  • очень высокая средняя успеваемость по общеобразовательным предметам;
  • высочайший уровень стрессоустойчивости;
  • готовность работать в команде;
  • отсутствие «розовых очков» - в плане представления о будущей службе, как романтическим полётам по голубому небу.

Задолженность училища по налету на воздушных судах составляет уже более четырех тысяч часов. За прошедшие несколько месяцев внутри училища, а так же в выше стоящих организациях, таких как Росавиация, Министерство транспорта, было проведено огромное количество совещаний, заседаний и обсуждений по этому вопросу, но до сих пор никакого полноценного ответа или решения по данному вопросу так и не было получено.

Данную проблему уже давно пора придать огласке, так как органы и люди ответственные за решение данных вопросов не желают брать на себя ответственность, хотя это их прямая обязанность. Представители руководящих органов лишь "разводят руками" и перекладывают ответственность за решение нашего вопроса на других лиц. По факту училище полностью готово к возобновлению полетов, самолеты в отличном состоянии, но без разрешения вышестоящих органов это не возможно, почему разрешение так и не получено никому толком ничего не известно.

Если вы заинтересуетесь данным вопросом как материалом для репортажа, подскажите, как с вами связаться дальше для более полного раскрытия информации и уточнения деталей, мы написали лишь поверхностную информацию.»

* * *


Времена идут, но ничего не меняется. В 90-х годах задолженность по отлету достигала 6 и даже более (!) лет. В этом нет ничего хорошего - практика должна проходить сразу (или параллельно) с теорией, иначе толку совсем мало, особенно учитывая нашу бестолковую реальность, в которой даже при отсутствии задолженности по отлету выпускников еще приходится доучивать тому, что они должны знать, как обладатели лицензии.

Если же после окончания теоретической программы курсантов распускают по домам на несколько лет, а потом собирают, чтобы в течение трех месяцев "откатать" программу "вокруг аэродрома"... А если этому выпускнику еще надо будет годик-два потыкаться в двери авиакомпаний (все ж хотят как минимум в Аэрофлот для начала), то, Господа! О каком качестве пилотов и безопасности полетов можно вести речь?