Янгон мандалай как добраться. В Мьянму своим ходом. Транспорт и советы по передвижению. Наземным и речным способом

Мьянма (также известная как Бирма) – страна, которая сравнительно недавно открыла свои двери для самостоятельных туристов, поэтому сейчас это лакомый кусочек для путешествующих по Юго-восточной Азии. Конечно же, туризм здесь не так развит, как в соседнем Таиланде или Малайзии. Поэтому бэкпекерам разных стран приходиться импровизировать и включать смекалку, чтоб удобно построить свой маршрут по стране и посмотреть максимум за отведенное время, не пользуясь пакетными турами и не тратя целое состояние. В этой статье мы разложим по полочкам все доступные способы перемещения по стране, чтоб вы могли выбрать для себя самый рациональный и приемлемый.

Как попасть в страну

  • Самолетом

Прямых рейсов из России/Украины/Белоруссии нет, также страна не соединяется рейсами с узловыми аэропортами в Дубае, Катаре, Турции. Прилететь можно только из близлешайших азиатских стран. Многочисленные компании-лоукосты совершают регулярные рейсы в Мьянму из Таиланда (Бангкок, Чианг Май, Пхукет), Малайзии (Куала-Лумпур, Пенанг), Вьетнама (Ханой), Сингапура, также некоторые китайские авиалинии выполняют рейсы из Гуанчжоу и Куньмина, и индийские авиалинии из Калькутты. Стоимость билетов из ближайших городов (Бангкок, Пенанг) колышется в районе 20-50 долларов в одну сторону, но по акции можно найти билеты минимум за $14. В стране два международных аэропорта – в Янгоне и Мандалае.

  • По наземной границе

Наземный въезд в страну возможен со стороны Таиланда, но из 4 наземных пунктов только один стабильно принимает туристов, которые собираются проникнуть внутрь страны по земле. Называется он Mae Sot – Myawady, находится на северозападе Таиланда. Остальные пункты пускают туриста в страну, но из той территории не всегда можно попасть дальше по земле. Попадание внутрь страны порой бывает возможным только внутренними авиалиниями. Также эти пункты используются для визарана живущими в Таиланде. Перед въездом в страну узнавайте актуальную информацию из блогов путешественников, чтоб не потерять однократную визу, въехав не с той стороны.

Из Мьянмы можно добраться в Индию по земле и наоборот, но этот способ непростой и к тому же требует дополнительных денежных затрат. Предварительно через бирманское агентство нужно заранее оформить пермит на посещение отдельных территорий Мьянмы. При этом, вы не сможете провести в дороге неограниченное количество времени и заезжать куда захотите по пути, так как часто к туристу приставляют гида, который гарантирует вашу безопасность и то, что вы не всунетесь куда не нужно. Эта возможность была доступна последние несколько лет, но в июне 2016 года выдача пермитов временно приостановилась. Связывайтесь с мьянманскими турагентствами для уточнения актуальности информации.

Есть один наземный переход из Китая, но впускает туристов только на ограниченную территорию. Погранпереходов с Лаосом и Бангладеш нет.

  • На лодке

Есть возможность попасть в Мьянму на водном транспорте из тайского национального парка Ranong в самый южный бирманский городок Kawthoung. Но, к сожалению, на этом райончике знакомство со страной закончится, так как дальше в страну вы не попадете. Это скорее экскурсия одного дня.

Также есть возможность увидеть территорию Мьянмы с «Золотого треугольника» – границы Таиланда, Лаоса и Мьянмы. Но здесь на лодочной экскурсии вам будет доступна для осмотра одна деревушка и один островок. Экскурсионный вариант, дальше в страну пробраться нельзя.

Перемещаемся внутри страны

Не смотря на недавнюю закрытость Мьянмы, сегодня путешественник может воспользоваться многими видами транспорта, чтоб достаться до главных достопримечательностей. Стандартное 1-2-недельное путешествие по стране обычно проходит по накатанному маршруту, так называемая «золотая четверка»: Янгон – Баган – Мандалай – Инле.

При наличии бОльшего количества времени можно дополнительно посетить бывшую летнюю столицу Pyin Oo Lwin и шанские деревни Hsipaw и Lashio, деревню Кало, золотой камень на утесе около Kyaikto, официальную столицу Нейпьядо, город Моламьян, пещеры в Хпа-Ане, пляжный курорт Нгапали, древний город Мраук-У, и еще с десяток интересных мест. Достопримечательности «золотой четверки» сообщены между собой большим количеством транспорта, в то время как в менее популярные места можно добраться только внутренними авиалиниями или автостопом, так как автобусная и железнодорожная сеть не везде хорошо развита.

Вот примерная карта со всеми видами транспорта в Мьянме:

  • Автобусы

Самый предпочитаемый туристами способ передвижения в Бирме. Четырехугольник «Янгон-Баган-Мандалай-Инле» сообщается большим количеством перевозчиков на любой кошелек. От стареньких обычных автобусов (но при этом с кондиционером), до вип-автобусов с самолетными сидениями и туалетом внутри. Уровень комфорта автобуса напрямую зависит от стоимости билета. Большинство таких автобусов покрывают большие расстояния, поэтому они ночные. Довольно удобный способ добраться куда нужно и одновременно сэкономить на ночевке в отеле.

Неприятная особенность большей половины автобусов заключается в том, что они делают обязательные остановка каждые 4-5 часов. На остановках всех выгоняют на улицу не в зависимости от желания. Быть поднятым в два часа ночи на принудительную остановку не очень приятно. Интересуйтесь заранее, покупая билет, делает ли автобус остановки в ночное время.

Покупка билета

Здесь все тоже не так просто.

Парадокс мьянманских автобусных перевозок заключается в том, что купить билет на автобус дешевле в отеле, чем на автовокзале.

Есть еще специальные точки для продажи билетов от разных компаний (в Янгоне например они расположены напротив ЖД вокзала), но и там с вас возьмут комиссию. Ровно так же, как в отеле или на автовокзале. Поэтому нет смысла кататься куда-то за поиском билетов, удобнее купить билет на ресепшине в вашем отеле или гестхаусе. В этом случае вас могут забрать прямо из-под отеля на трансферном бусике. Самостоятельно же до автовокзала будет добираться долго и, возможно, дорого. Например, в Янгоне автовокзал находится вдалеке от города, доехать туда можно местным автобусом №34 (отправляется от пагоды Суле) за 200 чат (16 центов), или на такси за примерно 8000 чат ($7). При этом нужно учесть, что путь может занять час-полтора, нужно заранее выезжать чтоб успеть на свой рейс. Сам автовокзал в Янгоне огромный и все написано по-бирмански, но вам не нужно разбираться в этом самостоятельно, так как на выходе из автобуса №34 дежурят «помогайки», которые доведут вас до нужного автобуса, и это бесплатно (вы уже оплатили комиссию за их услуги при покупке билета).

Можно попробовать купить билет прямо на автовокзале в день поездки, но это тоже вариант так себе, потому что:

  1. На популярные направления быстро разбирают билеты, вы рискуете не успеть, если приедете в тот же день.
  2. Точки продажи билетов на автовокзале тоже берут комиссию, и иногда она даже выше, чем та, которую предлагают в отеле или в точках продажи в городе.
  3. Если в этот день по нужному направлению едет всего 1-2 автобуса, с вас могут взять неприличную комиссию, потому что выбора у вас особо нет.

Примерная стоимость билетов на автобус на июнь 2016:

  • Янгон – Инле $11
  • Инле – Мандалай $9
  • Мандалай – Баган $9
  • Баган – Янгон $12

Билеты на вип-автобусы в слиппер-класс могут стоить порядка 15 долларов, но это будет современный автобус с «самолетными» сидениями, туалетом внутри, розетками, бешеным кондиционером (вам выдадут плед, но лучше с собой дополнительно взять теплую кофту), также часто выдают водичку и простенький перекус.

При заезде на автобусе в туристические места типа Багана и озера Инле автобус останавливается возле будки сбора денег с иностранцев за въезд на территорию. При этом на самой территории эти билеты почти не проверяют. На Инле сбор составляет около 10 долларов, в Баган почти 25 (на июнь 2016). Если вы не хотите платить этот сбор, нужно будет придумывать альтернативный способ как добраться. Например, будка возле Багана работает до десяти вечера, и если вы приедете туда последним автобусом из Мандалая, то некому будет брать с вас мзду. А если добраться на попутках со стороны юга, то будку вы и вовсе не увидите.

  • Поезда

Очень полезный сайт со всеми маршрутами и ценами . В мьянманских поездах обычно есть три класса:

  1. Ordinary – деревянные лавки, вентиляторы, немного страшноватый интерьерчик, но зато дешево и сердито. Билет из Мандалая в Янгон (700+ км, ехать 14 часов) стоит чуть меньше 4 долларов.

2. Upper – сидения как в автобусе, с белыми накидками под голову, мягкие, но не очень чистые. Посвободней, покомфортней, небольшая разница в цене с ординари классом. Билет из Багана в Мандалай стоит 1800 чат (полтора доллара), ехать 7 часов.

3. Sleeper – типа нашего купе, но оно попросторней, больше площадь, внутри есть свой санузел с умывальником, розетки, столик. Билет из Мандалая в Баган в таком классе стоит около 20 долларов. На расстояние побольше стоимость может быть вполне сопоставима с самолетной.

Поезда едут сравнительно быстро, но очень шатаются и внутри слишком шумно. Во время движения в поезде часто разносят местную еду и снэки. На остановках тоже можно купить покушать и даже выпить. Как и у нас в поездах, тут часто разносят пиво и прочие горячительные напитки. «Европейской» еды никакой не предусмотрено, берите все с собой если хотите. Не забудьте санитайзер для рук, мыло и туалетную бумагу. Здесь такое редко встречается.

Городской поезд – бюджетное развлечение, доступное в Янгоне. Круговая электричка по окрестностям города, стоит 200 чат ($0,16), едет три часа. Отличная возможность познакомиться с жизнью мьянманцев, просто сидя на месте и вертя головой.

Если будете путешествовать на поездах по Мьянме, рекомендуем посетить самый высокий железнодорожный мост в стране, расположенный на пути от Мандалая в горный городок Lashio. Отличный экспириэнс для тех, кто любит пощекотать нервы. Поезд преодолевает расстояние в 600 метров за 20 минут, так как конструкции уже больше ста лет. При этом зрителям открываются великолепные виды из окон поезда.

Внимание!

При покупке билета на поезд дважды переспрашивайте время отправления.

На табло может быть одна информация (если вы еще поймете это табло), в билете другая, а по факту поезд может отправиться позже или даже раньше. И приезжайте на вокзал заранее на всякий случай.

  • Самолеты

Внутри страны летают четыре местные авиалинии:

Пока что все они работают по нединамичному ценообразованию, билеты круглый год стоят почти одинаково, не в зависимости от праздников, загруженности и прочих факторов. Ценник стартует от 90 долларов в одну сторону. Аэропорты есть почти во всех «средненьких» городах страны.

На заметку бюджетным путешественникам:

Если вы хотите посетить Мраук-У, столицу Ракхайнского королевства 15-18 веков, местные турагентства будут в один голос твердить, что добраться туда можно исключительно самолетом, до городка Ситтве, и оттуда лодкой. Якобы по земле нет дороги, и самолет это единственный способ. На самом деле дорога туда есть, но прямых автобусов из Янгона действительно не существует (по крайней мере на июнь 2016). Но можно добраться на автобусе до городка Пияй (Pyay), а оттуда ехать попутками, автостопом. Дорога сложная, горная, но добраться можно.

  • Водный транспорт

По стране можно передвигаться паромами, по реке Иравади. Несколько туристических круизов проводятся по направлению Мандалай – Баган – Янгон (или в другую сторону, но сверху вниз быстрее). Круиз в классическом стиле – вам предоставляют каюту, питание в ресторане на борту, в стоимость включен гид и все входные билеты в достопримечательности на пути. Правда стоимость такого круиза начинается от 1000 долларов.

Более бюджетный вариант испробовать водный транспорт в Мьянме – это проехаться, точнее проплыть, от Мандалая в Баган регулярным рейсом. Билет на паром будет стоить около 20 долларов, зависит от компании-посредника.

На озере Инле возможна аренда лодки на полдня, чтоб вас повозили по окрестностям и показали все самое интересное. Стоимость лодки около 8 долларов, и она разбивается на всех участников тура. Если вас будет шестеро, цена выйдет чуть больше доллара на человека.

  • Автостоп

Здесь такой вид перемещений конечно же не популярен, но вполне возможен, как и везде в мире. Первая сложность будет заключаться во взаимопонимании, так как мало кто в стране разговаривает по-английски, а выучить бирманский хоть до начального уровня вы вряд ли сможете в рамках туристического заезда. Поэтому рекомендуем сделать себе мини-словарик с нужными фразами. Выпишите себе названия городов на маршруте и показывайте местным название города на местом языке.

Показывать местным карту бесполезно, в большинстве они не знают как ею пользоваться. Между мелкими поселками часто ездят легковые машины, набитые пассажирами – это типа местного такси. В целом в Мьянме очень дружелюбный народ, вам с удовольствием будут помогать. Учтите также, что на выезде из больших городов обычно много мотоциклов, которые преграждают правую полосу (в Мьянме правостороннее движение) и вам будет сложно словить машину из потока.

  • На мотоцикле

Теоретически иностранцам в Мьянме нельзя давать мотоциклы в прокат, по закону. Но на деле за этим никто не следит и «все так делают». Здесь прокат конечно не так развит, как в соседнем Таиланде. Но варианты найти можно. Например, в Мандалае есть две конторы аренды, которые дают иностранцам мотоциклы в прокат, причем в ассортименте не только дешевые китайские скутеры, а и эндуро и даже чопперы. Паспорт не берут в залог, но делают ксерокопию. Обычный китайский автомат обойдется вам всего в 4 доллара в сутки, а «Ланза» будет стоить около 25 у.е. На мотоцикле можно совершить путешествие по окрестностям Мандалая, в городок Pyin Oo Lwin и дальше до Hsipaw, а можно сделать большой круг Мандалай – Баган – Инле и вернуться обратно. Некоторые ребята делали такой трип за 7-8 дней. В общем, здесь все ограничивается только вашей фантазией.

Дороги в Мьянме неплохие, но трафик очень хаотичный, к нему нужно привыкнуть. После Таиланда/Малайзии сложно будет перестроиться на правостороннее движение. Гнать скорости тут не получится, всегда нужно быть на чеку. Заправки встречаются не так часто, как этого хотелось бы. Не пугайтесь цен на бензин – обычно цена указана за британский галлон, а это около 4.5 литров. Вдоль дороги нет магазинчиков типа 7/11, да и вообще с магазинчиками тут напряженка. Инфраструктура в стране только начинает развиваться, но в этом есть и свои прелести.

В Багане туристам дают на прокат электромопеды по стоимости около 3.5-6 долларов в сутки. Интересный вид транспорта, который нужно попробовать самому. Обычно эти байки ограничены по скорости, едут максимум 30 км в час. На некоторых есть турбо-кнопка, но владельцы строго просят ее не нажимать (мы вам этого не говорили если что). Также в Багане можно взять на прокат велосипед за примерно 1 доллар в сутки. Но это будет медленней, а территория Багана довольно большая для исследования. Обычные бензиновые мотоциклы в Багане не дают туристам под строжайшим запретом.

Учтите также, что в Янгоне в черте города по закону запрещено использование мотоциклов. Вот такая особенность, везде по стране можно, а здесь нельзя. Янгон наверное один из немногих крупных городов Юго-восточной Азии, где не ездят на мотоциклах.

Транспортная система в Мьянме налаживается буквально с каждым годом. С одной стороны, это очень хорошо для туристов, с другой – едьте прямо сейчас, если все еще хотите застать мьянманскую аутентичность.

Трижды посещал Мьянму и не мог проехать мимо города Мандалая. Того самого, о котором писал стихи Редьярд Киплинг. Город удобно расположен в центре страны, туда можно приехать автобусом, поездом, на корабле по реке Ирравади, а еще прилететь на внутреннем или международном рейсе. Для тех, кто интересуется далёкой и экзотической Мьянмой решил составить описание разных свойств этого города.

Как добраться?

Мандалай весьма удобно расположен. Город стоит на перекрёстке ж/д линий, маршрутов междугородних автобусов, речного и воздушного транспорта. До 2014 года попасть в Мьянму с туристической визой было невозможно, поэтому приходилось летать, а последние 4 года открыты несколько переходов и только на границе с Таиландом. Приехать из Индии и Китая иностранцу проблематично.

Авиаперелёт

Прямых рейсов из России нет, а перелёт с пересадкой в Китае стоит дороговато, причем пересадок часто две.

Следовательно, лучше всего прилететь в Бангкок из какого-нибудь крупного аэропорта бывшего СССР, а далее из малого аэропорта Дон Муанг добраться до Мандалая рейсом авиакомпании «Air Asia».

Итак, предстоит сделать два авиаперелёта:

  1. Москва - Бангкок от 13000 рублей.
  2. Бангкок - Мандалай от 7500 рублей.

В качестве дополнительного варианта можно рассматривать какой-нибудь крупный аэропорт южного Китая, например:

Куньмин - Мандалай от 7000 рублей.

Визу можно сделать он-лайн или в Бангкоке в посольстве изготовить за пару дней.


Наземным и речным способом

Эти варианты не международные, а внутренние. Их довольно много.

На корабле можно приплыть из Багана, 10 часов и 45$. Пристань расположена в западной части города.

Поезда ходят из следующих городов:

  • Из Янгона в Мандалай, 15 часов ехать по старым рельсам. Раньше поезда часто опаздывали, сейчас, возможно, ситуация стала лучше. Билеты стоит от 3 до 10$, но качество сидячих вагонов так себе.
  • Из Мьичины. Это столица самого северного штата страны - Качин. Ехать от 18 до 24 часов, дорога однопутная, вагоны в поездах старые и поэтому возможны опоздания. Билеты стоят от 27 до 45$, зависит от типа поезда (обычный\экспресс) и вагона (сидячий\купе). В саму Мьичину можно прилететь на самолете из Янгона.
  • От города Лашо в Мандалай также ходит поезд по территории штата Шан. До Китая там примерно 170 километров дороги не дотянули. По пути будет впечатляющий виадук 1920-ых постройки. 9$ и 10-12 часов езды.

Все они прибывают на большой ж/д вокзал в центре города, чуть южнее дворца.

Я этими необычными видами транспорта не пользовался, а делал проще - прилетал в Мандалай на самолете из Бангкока или приезжал на ночным автобусе из южных городов страны, например, Янгона.

Такая поездка стоит 10-15$, ехать 8-9 часов из Янгона и где-то 12 часов из столиц штатов Мон и Карен (Моламьяйн и Хпа-ан). Автобусы комфортабельные, ночью бывают остановки около туалетов и в больших кафе у дороги с невысокими ценами на еду. Даже одноразовую зубную пасту с щеткой могут выдать всем пассажирам.

В Мандалай можно приехать из популярного туристического Багана за 5-6 часов на микроавтобусе (6-8$), а также за 7-10 часов от городов в южной части штата Шан. Это Кало, Ньоншуэ (озеро Инле) и Таунджи. Автобусы могут быть разные, от цивильных до старых японских, где багаж на крыше лежит, а внутри тесно и пыльно.

Один из самых банальных туристических маршрутов по стране выглядит так: Янгон-Баган-Мандалай-Инле-Янгон.

Следует помнить, что в Мандалае четыре автовокзала.

Основной расположен на юге города, сразу за старым аэропортом. Оттуда в центр идти около 7 километров. За 0,4$ можно проехаться в автобусе. С этого автовокзала отправляются автобусы на юг страны.

Второй автовокзал находится между улицами №60 и №62 к юго-востоку от дворца. Оттуда ходят автобусы в Баган, в штат Шан и города центральной части страны.

Третий автовокзал расположен рядом с «туристическим кварталом». Между башней с часами (удобный ориентир вблизи рынка Zay Cho) и улицей №23. С него отправляются автобусы на северо-запад в города Шуэбо, Монива и далее в сторону границы с Индией.

И, наконец, небольшая автостанция спряталась рядом с упомянутым выше рынком. Оттуда отправляются пригородные рейсы. Как правило, это старые японские пикапы переделанные в автобусы. Суровые мьянманцы могут даже на крыше ехать! С него можно добраться до городов Мемьо, Чаусе и ещё каких-то, но не далее 50 километров.


Аэропорт Мандалая

Старый аэропорт остался в черте города, а новый расположен в 40 километрах от центра. Туда ходят бесплатные автобусы «Air Asia» и, возможно, других авиакомпаний. Такси стоит от 5$ за место в шустром микроавтобусе. Подвозят до отелей.

В самом аэропорту ничего особо нет. Разве что обмен валюты и кафе с напитками по 1$ и блюдами по 2-3$ за порцию. Wifi ловит, есть зал ожидания.

Где остановиться?

В Мандалае около 200 отелей с почти 8000 мест для иностранных туристов. Это второе место в стране после Янгона. Я успел пожить в трех дешёвых отелях. Первым стал розовый «Sabai Phyu». Комфорт там минимальный, твердая 1*. Туалет и душ могут быть на этаже, а могут и в номере. Самый простой номер 10$. В отеле есть wifi, стиральная машина, простенький завтрак из бутербродов и фруктов. Зато он проходит в столовой на крыше, можно городом полюбоваться.

Вариант получше расположен на перекрестке 25-ой и 83-ей улиц. «Garden Hotel». За 8$ там предлагают маленькую комнату с туалетом и душем на этаже. Wifi работал слабовато, а завтрак неплохой: чай, кофе, фрукты, яйцо, хлеб и почему-то сок из коробки аж с Кипра.

Чуть выше него расположен «ET Hotel». В нем я тоже провел несколько ночей. Комната была чуть побольше, завтрак такой же, есть wifi. Номера от 12 до 30$, размер комнат чуть больше, чем в двух предыдущих.

С wifi в 2011, 2013 и 2016 было плоховато, медленный он, иногда удобнее было сходить в интернет-кафе, но, есть мнение, что скорость его постепенно станет выше. Страна ведь динамично развивается.

В том районе с юго-западной стороны от дворца много отелей и гестхаусов, часто самых дешёвых в городе. Туристов тоже полно, рядом рынок, автовокзал, автостанция, пункты обмена валют, всякие кафе, музей, башня с часами.

Особенность Мандалая в том, что почти все улицы в нём пересекаются под прямым углом и пронумерованы, поэтому всегда легко найти нужный объект.


Питание в Мандалае

В городе точно нет русской кухни или какой-нибудь постсоветской вроде грузинской или узбекской. Самая популярная кухня - своя мьянманская с локальными вариантами вроде шанской. Далее следуют китайская, индийская (северная и южная), японская, корейская, европейская (пицца, бургеры). То есть по своим кулинарным свойствам город уступает Бангкоку.

Рядом с отелями где жил обнаружил кафе-мороженое «Nylon ice cream». На 1-1,5$ можно охладиться местным мороженым. Существует оно давно, популярно у туристов и местных.


Если хочется сладкого, то стоит зайти в кондитерскую «Fudo». Она расположена на перекрестке 28-ой и 81-ой улиц. Вывеску трудно не заметить. Внутри прохладно, поэтому в жаркий день она так и манит к себе посетителей.


В ней продаются сладости вроде привычных нам пирожных «картошка», выпечка, блинчики, торты (целиком и кусками), эклеры. Цены от 0,5$.


Мьянманскую кухню можно попробовать во множестве заведений, они буквально на каждом углу. Например, «Shwe Mandalay» на 83-ей улице. В нем местный суп «мохинга» от 500 кьят (0,4$). В России он, по моим наблюдениям, не известен, зато встречается в и , так как в них есть мьянманские общины. Суп состоит из яйца, лимона, сухой рыбы, зелени и лапши.


Кафе «Shwe Mandalay» на 83-ей улице. Справа суп мохинга, его только кипятком осталось залить.

На перекрёстке 82-ой и 28-ой улиц расположен мусульманский квартал. Там мечети и по вечерам готовят блюда, которые больше на индийские и пакистанские похожи. Есть сытные лепешки по 1$. Они с какой-нибудь начинкой вроде капусты и яйца.

Шоппинг

По качеству шоппинга Мандалай уступает . Любители рынков могут зайти на «Zay Cho Market» вблизи башни с часами. Там можно купить что-нибудь из местной одежды, украшений и деревянных изделий.

Мелких магазинчиков множество, а из крупных стоит отметить два почти гипермаркета.

«Great Wall Plaza».

Чуть южнее вокзала на 32-ой и 33-ей улице. Открыт с 8 утра до 9 вечера. Внутри магазин сети «Ocean». В нем продаются разные местные и привозные товары. Мьянма не так уж и много сама производит, поэтому электроника, например, будет китайская, а соки в коробах из ЮАР, с Кипра и из Таиланда.

Цены на некоторые продукты:

  • Самое просто, что можно купить из еды - порцию отварного риса за 0,3$.
  • Фрукты в Мьянме дешевые, но не разнообразные. Самые дешёвые - ананасы, арбузы и бананы, они по 0,5$ за кило.
  • В Мандалае продается чай из соседнего штата Шан, от 0,3$ за 100 грамм. Хороший чай в красивой упаковке от 1,5$.
  • Недалеко от города делают джемы из клубники, манго и ананаса. Банка стоит от 0,75$.
  • Относительно неплохой выбор местных чипсов, печенья, орешков и лапши в брикетах (самая дешевая - 0,1$).
  • Из алкоголя в Мандалае можно купить местное пиво, его самая популярная марка совпадает с названием страны, а еще ром продают под маркой «Mandalay Rum».

Другой торговый центр - «Gandamar Wholesale».

График работы такой же, ассортимент похожий. Находится на 78-ой улице примерно напротив старого аэропорта. Туда можно зайти по пути из центра на южную окраину.


Внутри торговый центр достаточно малолюдный, туристы в нем бывают редко, почти все посетители из числа местных жителей.


Достопримечательности

Мандалай не такой интересный, как Янгон, но на несколько дней активных пеших прогулок интересностей в городе достаточно.

В северо-восточной части расположен холм с пагодой Су Таунг. Его нужно посещать босиком. У входа есть различные лавочки, где можно купить что-нибудь из местной деревянной, плетеной и керамической продукции. По территории бродят не только местные жители разного пола и возраста, но и туристы. Даже россияне и поляки попадались. Холм представляет собой одну из лучших в Мандалае обзорных площадок.

С музеями в городе не очень. Я нашел только один. Его официальное название «Cultural Museum & Library». Стоит на перекрестке 80-ой и 24-ой улиц. Неприметное здание с трехступенчатой крышей. С иностранцев хотят 2$, а с местных в несколько раз меньше. Экспозицию кто-то снял на видео и выложил на ютуб.

Справа от него зоопарк. Не столь старый, как янгонский, в 1989 основан. Открыт с 8 утра до 5 вечера, 1,5$ стоит посещение. На его территории есть некая узкоколейная железная дорога, но она не обязательно будет действующей. Животных меньше, чем в зоопарках Бандунга, Куала-Лумпур, Бангкока и Янгона. Есть бегемоты, обезьяны, тигры, верблюды, кролики, павлины. Я посещал его в высокий сезон, все посетители были местные жители. Для них билет в разы дешевле.


Пагоды Мандалая

Недостаток музеев в городе компенсирует разнообразие пагод и монастырей. Собственно, из-за этого он и напоминает музей под открытым небом.

Kuthodaw Pagoda. Находится на 10-ой улице, рядом с холмом. Построена в середине XIX века. Уникальность ее в том, что на территории стоит 729 белых ступ, внутри которых находятся священные буддистские тексты на мраморных плитах.

Пагода Kyauktawgyi. Она вблизи холма, внутри содержит огромного сидячего Будду из белого мрамора.

Пагода Mahamuni. Одна из самых известных в стране. Находится на 82-ой улице. Рядом с ней пруд со священными рыбами и черепахами. Внутри пагоды сидит 4-х метровый Будда на 2-х метровом пьедестале. В ее реликварии хранятся трофеи времен тайско-бирманских войн. Трехголовый бронзовый слон, например.

Пагоды Sandar Muni и Shwe Yin Ye на юго-западе города. Между двух озер расположены.

Монастырь Shwenandaw. Через дорогу от пагоды. Красивая тиковая постройка 1878 года. Хороший образец местной резьбы по дереву.

Монастырь Atumashi. Интересен тем, что вместо девятиярусной крыши украшен пятью террасами прямоугольной формы.

Помимо этого, есть штук 20 достойных внимания монастырей и пагод.


Дворец Мандалая

Нормальных дворцов вроде тайских в Бангкоке и привычных нам под Петербургом в Мьянме нет, зато есть несколько новоделов. Среди них и дворец построенный в середине XIX века на квадратном острове в центре города. Он бы почти полностью разрушен в годы Второй Мировой, поэтому сейчас представляет собой новодел, причем большая его часть закрыта для туристов, так как является воинской частью. Изображен на купюре в 10000 кьят (8$). Посещение стоит 5$, причем билет действует и для других историко-культурных объектов в городе и окрестных населенных пунктах (Амарапура, Инва). Сам дворец в меру красивый, но все-таки это новодел. Стоит забраться на смотровую башню и полюбоваться на окрестности.


Безопасность

Мне показалось, что Мандалай безопасный для туристов город. Самая большая неприятность, которую я обнаружил - тротуары. В 2011 году они были такие разбитые, что можно было свалиться в некий арык и получить ушибы и очень грязные ноги. В 2016 качество стало получше, порядок в городе постепенно наводят.

Про воровство и мошенничество ничего не слышал, но в Мьянме это редкость. Не надо связывать с зазывалами.

Из тропических болезней может быть лихорадка денге. В 2016 зарегистрировано около 1000 случаев.

Местные жители довольно приятные, в темноте могут даже автостопом подвезти на мотоцикле. Меня подвозили, хотя такой транспорт весьма опасный.

Качество уличной еды в Мьянме так себе. Могут быть проблемы с желудком из-за острого или чего-нибудь испортившегося из-за жары или неправильных условий хранения.

В городе нет консульства России и человека владеющего русским языком найти почти невозможно. Хотя, в местном университете может и быть несколько преподавателей.

Mandalay General Hospital. Расположен на перекрёстке 30, 74 и 77 улиц. Недалеко от вокзала. Открыт круглосуточно. Русским языком там вряд ли кто-то владеет. Лечиться лучше всего в соседнем Таиланде или Малайзии.

Телефон: +95221041.

Осторожным людям советую сделать страховку . Я в сумме три месяца в Мьянме провел без неё.

Несмотря на бедность страны, попрошаек мало, а те, что есть весьма фотогеничные. Они обычно тусуются на дороге ведущей к мосту через Ирравади к юго-западу от города. Утром в выходные наряжаются в костюмы человечков и слонов. Иногда включают музыку и гремят металлической посудой, куда, по местной традиции, нужно бросать мелкие купюры.


Мой отзыв о посещении Мандалая

Мне Мандалай понравился по всем пунктам. В городе достаточно достопримечательностей, интересные окрестности поблизости, удобное расположении относительных основных маршрутов автобусов и поездов этой экзотической страны. По нему легко перемещаться и трудно заблудиться благодаря планировке улиц под прямым углом и номерами вместо названий. Есть желание там побывать ещё несколько раз. Интересно посмотреть, что нового будет построено и как изменяться посещенные ранее объекты.

Навигация

Среди культурных и исторических центров, какими так богата Мьянма, город Янгон – один из несомненных лидеров.

Неофициально признан культурной столицей страны , а до недавнего времени (точнее, до 2005 года) являлся и столицей административной.

Здесь находятся известнейшие буддийские святыни, прекрасный исторический музей, а также и рынок, где можно купить буквально все за гроши, если умеешь торговаться.

Город Янгон — почти Индия

Многие туристы отмечают схожесть Янгона с городами индии, и по архитектуре, и по пестроте населения, и даже по запахам из многочисленных ресторанчиков.

Колониальная британская архитектура и крысы, массово выбирающиеся на улицы после наступления сумерек, довершают сходство.

Эта особенность вполне обоснованна, поскольку в годы британского владычества в Янгон переехало немало народу из Индии; некоторое время они даже составляли большинство.

Сейчас большинство все же принадлежит бирманцам, но индийцев в городе все равно много.

Янгон – это город, очень терпимый во всех отношениях. К туристам в Мьянме относятся очень предупредительно и доброжелательно (что не мешает местным жителям во многих случаях требовать с приезжих оплаты услуг и товара по особому, «приезжему» тарифу).

Нет и никакой религиозной или национальной розни – по соседству мирно уживаются буддийский храм, мечеть и синагога, а среди жителей множество индийцев, бангладешцев, китайцев.

Это национальное разнообразие выручает туристов, для которых традиционная бирманская еда со множеством пряностей оказывается нежелательна. Без проблем в городе можно отыскать ресторан индийской, китайской, японской и европейской кухни, и даже интернациональную курятину и картошку фри.

Достопримечательности Янгона

В Янгон, и Мьянму в целом, обычно приезжают с двойной целью: закупиться на местном базаре и осмотреть многочисленные памятники архитектуры. Самый знаменитый из них – комплекс Шведагон и его пагода, полностью покрытая золотом.

Туристы могут и сами поучаствовать в дальнейшем золочении пагоды – для этого надо купить тоненький кусочек золотой фольги (продается тут же) и наклеить его на понравившееся место. Это – распространенный в Мьянме способ выразить почтение к Будде.

Храм Нга Тха Джи Пая

Знаменит роскошной статуей Будды, украшенной драгоценными камнями, и не менее шикарным его деревянным резным троном.

В музее собраны предметы старины – оружие, обиходные вещи, картины. Центральное место занимает Львиный трон – парадное кресло последнего короля Мьянмы.

Золотой камень горы Чайттийо

В окрестностях города тоже немало интересного. Пожалуй, самое необычное место – Золотой камень Чайттийо и пагода на нем. Камень (валун огромных размеров) примечателен тем, что находится на самом краю пропасти в состоянии весьма неустойчивого на вид равновесия.

На деле эта «неустойчивость» продолжается уже 2,5 тыс. лет. Пагода Золотого камня – одна из самых уважаемых святынь страны. Иностранцев сюда тоже пускают; местные жители еще и предлагают попробовать подтолкнуть камень (он и впрямь качается, но не падает ведь!).

Правда, опробовать Золотой камень на прочность могут только мужчины – женщинам запрещено подходить к нему ближе, чем на 10 м.

Рынки и базары в Янгоне

Описать все здешние торговые заведения невозможно – их масса, от крошечных лавчонок до больших престижных магазинов. Но обычно туристам советуют отправляться за сувенирами на местный крытый рынок.

Купить там можно абсолютно все, от небольших безделушек до драгоценных камней, золотых ювелирных изделий и ковров ручной работы.

При этом цены на рынке (как и вообще в Мьянме) весьма невысоки, и их можно дополнительно сбить, если поторговаться. Бирманцы, конечно, не жители Средней Азии, но торговаться любят и умеют.

Делать это можно на пальцах, но лучше – на смеси языка жестов и английского, который в Мьянме чуточку понимают почти все.

Мьянма – еще недостаточно «раскрученное» туристическое направление, но перспективы у него прекрасные.

Эта статья о том, на чем можно ездить из Мандалая в соседние города и обратно.

Поезда

Главный железнодорожный вокзал Мандалая находится в центре города, на 78-й улице. Расположение вокзала более чем удобно, по крайней мере, удобнее, чем у других транспортных узлов в городе. Поход на ж/д вокзал может впечатлить: это целый ряд кабинок и офисов по продаже билетов на первом этаже, где с Вас норовят содрать больше, чем положено. В частности, обратите внимание на МТТ, который выглядит наиболее профессионально, солидно и официально в этом ряду: но цены там в два раза выше, чем в остальных офисах. За билетами лучше подняться наверх, на второй этаж – правда, иностранцам придется пройти специальные «обряды» в виде заполнения ряда бумажек. Но зато можно сэкономить на билетах! И да, в этом случае придется приехать на вокзал пораньше, чтобы не опоздать на поезд со всеми этими процедурами.

Билеты для иностранцев в любом случае стоят дороже, чем для местных. И платить за билеты чаще просят в долларах. Например, восьмичасовой автобус из Мандалая в Янгон обойдется местным жителям примерно в $ 10, в то время как 12-часовая поездка на поезде будет стоить для иностранца аж $ 40. Более того, на многие местные поезда вход для иностранцев запрещен либо только в лучший вагонный класс, куда билеты стоят дороже. Также имейте в виду, что поезда тут ездят не особенно в соответствии с графиком. Другими словами, придется довольствоваться тем, «что дают». В большинстве случаев автобус – более шустрый способ передвижения, к тому же, более дешевый и гораздо более удобный, но с другой стороны, поезда едут по одним из самых красивых частей Мьянмы: оно того стоит!

Популярные направления поездов из Мандалая следующие:

- в Мемьо, Кяокм, Зипу и Лашо

Самый красивый и известный маршрут движения поездка во всей Мьянме – это, пожалуй, Мандалай - Лашо. На этом пути Вы сможете полюбоваться Готейком , стальным мостом, соединяющим между собой собой города Лашо и Мемьо. В длину мост около 700 метров, а до воды внизу более 100 метров. На момент строительства мост был инженерным подвигом и одним из крупнейших в мире подобных мостов (а строили его в конце 19 века). Стоимость места на поезд в этом направлении - менее $10, а стартует поезд из Мандалая в 4 утра. И да, помимо моста, поезд заедет в Кяокм, Зипу и Лашо.

- в Баган

Если хотите поехать на поезде из Мандалая в Баган, то Вам, как иностранцу, будет разрешено сесть только на экспресс, стартующий из Мандалая в 21:00 и прибывающий в Баган в 4 утра. Стоимость проезда составляет от $ 6 до $ 10, но не забывайте, что железнодорожный вокзал в Багане находится еще дальше Няонг-У, чем даже аэропорт. Придется ехать на такси, причем, часто за немалые деньги, но так же можно поехать в центр Багана на автобусе или лодке, что порой даже удобнее.

- в Тази, Нейпьидо, Таунгу, Баго и Янгон

В Янгон поезд отходит в 06:00, 15:00 и 17:00. Цена на билет начинается $ 40.

- в Кало и Швеньянг (чтобы добраться в Ньоншуэ и к озеру Инле)

Чтобы добраться до озера Инле из города Мандалай на поезде, Вам нужно сесть на маршрут, следующий на юг до Тази, а затем пересесть на поезд, двигающийся в восточном направлении поезд до Швеньянга. Последний участок пути предлагает исключительно живописные виды, правда, поезд там едет уж очень медленно. От Швеньянга Вам нужно сесть на автобус до Ньоншуэ. Если же времени у Вас на все эти перемещения нет, просто поезжайте из Мандалая к озеру на автобусе – будет в разы быстрее.

- в Мьичину (Шуэбо, Наба, Хопин)

Это один из самых авантюрных и красивых поездных маршрутов в стране. Поезд провезет Вас через чудесные пейзажи, которые видели мало кто из иностранных туристов, и доставит Вас в районе, где, между прочим, может быть очень холодно, что может показаться странным. Время отправления – как правило, в 12:00, 14:20, 16:20 и 15:30. Цены на билеты - от $ 36. Поездка займет от 24 до 48 часов.

Автобусы

Недавно в Бирму были вброшены новенькие автобусы из Европы. Самые лучшие из них могут похвастаться не только очень удобными сиденьями, игровыми приставками и телевизорами: некоторые автобусные компании встраивают датчики управлением скорости, так что водители автобусов не могут ехать слишком быстро (чем грешат многие водилы в этих краях). Часто в таких автобусах бывает очень холодно, ведь кондиционеры ставят на морозные 16 градусов, даже зимой. Разнообразные компании курсируют по разнообразным маршрутам, и, в отличие от поездов, тут можно расплачиваться в кьятах, а не долларах, и Вас не будут протаскивать через утомительную бумажную процедуру, как на ж\д вокзале. Автобусы, в отличие от поездов, принадлежат частным компаниям.

Автобусы из Мандалая отправляются с трех станций, разбросанных по всему городу. Автовокзал Chan Mya Shwe Pyi (Kywe Se Kan) является главным, и находится он в10 километрах к югу от города, то есть, примерно в 45-ти минутах езды на такси. С этого вокзала автобусы едут в Янгон, Баган, Таунджи, к озеру Инле, в Кало, Пияй и в более южные направления, такие как Мьявади и Мавламин. Добраться до автобусной станции можно на такси примерно за 6000 кьятов (из центра путь займет 45 минут). Убедитесь, что выезжаете с запасом времени или лучше забронируйте место в автобусе с помощью отельного работника: часто места в таких автобусах быстро раскупают.

Автовокзал Pyi Gyi Myat Shin находится к юго-востоку от центра города, на углу 60-й и 37-й улиц. На 23-й улице, к западу от 88-ой стрит и Дворца, Вы найдете автобусную станцию Thiri Mandala.

Лодки

Река Иравади располагает множеством пристаней, ну а главная (Gawein jetty ) расположена на 35-ой улице. Направления движения паромов и лодок включают древний город Мингун (на другом берегу реки), Баган на юге и расположенный далеко на севере Бамо.

Чтобы поехать в Мингун, лучше всего сесть на лодку на Mayan Chan Jetty, расположенной на 23-ей улице. При нормальных условиях, время в пути - около 1 часа 15 минут. Ежедневно в 09:00 туда отправляется лодка (билеты - от 5000 кьятов с человека). Частные лодки-такси можно нанять для компании от одного до пяти человек за 25000 кьятов или за 5000 кьятов с человека, если в лодку собирается сесть шесть и более человек. Лодочные такси можно поймать на этой пристани до 16:00, а последняя лодка на Мингун отходит в 17:00.

Чтобы отправиться в Баган , можно сесть на лодку, отплывающую в 06:30 (но билеты нужно купить до 6 утра) с пристани на Strand Road (между 26-ой и 35-ой улицами). Поездка занимает около девяти часов и стоит около $ 40 с завтраком, обедом и водой, включенной в стоимость.

Компания Malikha Irrawaddy River Cruises (http://www.malikha-rivercruises.com) организуют круизы, стартующие с причала Malikha Mandalay, что на Strand Road (между 35-ой и 26-ой улицами) в воскресенье и среду, с 05:00 до 18:00. Билет на такое путешествие стоит примерно 15 $ за место на палубе и $ 30 за каюту, но все без еды и воды (все берем с собой или покупаем там). Лучше всего приходить за билетами за час до старта.

Если хотите поехать в Бамо , то круизы вышеуказанной компании отправляются в этом направлении в понедельник, четверг и субботу в 06:00. Поездка занимает три дня и две ночи, в стоимость билета не включено питание и напитки. Билет стоит $ 12 за место на палубе и $ 60 – за каюту.

Следующая цель на нашем пути - Мандалай. При упоминании о поездке из Питера в Москву сразу же на память приходят знаменитые записки Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Точно также о поездке в Мандалай нельзя и подумать без того, чтобы сразу же не вспомнить о стихах Редьярда Киплинга. Вернее, об одном его стихотворении, которое называется «По дороге в Мандалай»:
Поскорей вернись сюда,
Слышишь, хлюпает вода -
К Мандалаю из Рангуна мчат колесные суда.
Конечно, Киплинг ехал не на поезде, а на колесном пароходе вверх по реке Иравади. Но ведь и Радищев описывает поездку не на поезде или автомобиле, а на бричках. Но и тот и другой смогли если и не навечно, то очень надолго «приватизировать» себе по участку дороги.
Из Янгона в Мандалай и сейчас - чисто теоретически - можно доплыть на пароходе. Но на это уйдет не меньше недели. Даже в обратном направлении из Мандалая в Янгон вниз по течению нужно плыть не меньше пяти дней. Значительно быстрее можно доехать на междугородном автобусе - всего за 12 часов. Но трястись на автобусах нам еще предстоит - в Мьянме это главный вид междугородного транспорта. Во многих местах - и единственный. Но из Янгона в Мандалай можно доехать и на поезде. Железную дорогу в Мьянме строили англичане. Она постепенно разваливается, но поезда по ней пока еще ходят. Грех этим не воспользоваться.
Если междугородный автовокзал расположен на окраине на северной города, неподалеку от аэропорта, то железнодорожный вокзал находится практически в самом центре Янгона.

На железнодорожном вокзале

Вокзал, конечно строили англичане, еще в 1877 году - как, впрочем, и все 5000 км бирманских железных дорог. Однако сами же англичане его и разрушили в 1943 году, когда бежали из Янгона. Не хотели оставлять свой вокзал японцам. У японцев до восстановления вокзала руки не дошли. И уже самим бирманцам, после получения независимости, пришлось этот вокзал восстанавливать. Поэтому и получилось здание в типично бирманском стиле - с крышей, как у пагоды и башенками, как в храмах. Новый вокзал открылся в 1954 году. И с тех пор здесь если и проводили ремонт, то чисто косметический. Все сооружения и оборудование уже полувековой давности. Только в зале ожидания (туда пускают только с билетами) новшества - старые ламповые телевизоры (у же не работающие) и красные пластиковые стулья. Кассы остались старые. Никаких компьютеров там, конечно, нет. Билеты продают по-старинке, вручную. Для иностранцев - отдельная касса, инвалютная. Но никаких других ее технических отличий от соседних касс нет. Здесь также выписывают билеты вручную. Хотя все же прогресс есть. В 50-х годах билеты наверняка писали перьевыми ручками, а сейчас - шариковыми. В этом вся разница.

Билеты для иностранцев
Иностранцам в Мьянме билеты на поезд продают только за доллары. Для примера, от Янгона до Мандалая проезд стоит 15 долларов в общем вагоне и 33 доллара - в спальном. Сколько стоит проезд для бирманцев, можно и не спрашивать, чтобы не расстраиваться. Но даже по «интуристовским ценам» поездку на поезде нельзя назвать очень уж дорогой. Но поезда ходят очень уж медленно. Расстояние между двумя «столицами» (Янгон -столица Нижней Бирмы, а Мандалай - Верхней Бирмы) составляет всего 622 км, что на 100 км меньше, чем между Москвой и Питером. Но поезд - вернее, суперскоростной по местным меркам экспресс, а не обычный пассажирский - идет не меньше 15 часов.
Билеты на вокзале заранее не продают - даже иностранцам. И уж тем более, через Интернет их купить нельзя. Либо обращаться в государственное туристическое агентство. Или подойти к кассе примерно за полтора часа до отправления поезда и купить самим - за наличные доллары. Ажиотажа, впрочем никакого нет. По крайней мере, в разгар сезона дождей. Когда мы приехали на вокзал за билетами (пешком дойти было нереально - как раз начался мощный тропический дождь), оказалось, других иностранцев, претендующих на поездку в Мандалай нет.
Мы купили билеты в общий вагон - поближе к простому народу. И действительно, оказались единственными иностранцами в полном вагоне. Общий вагон бирманского поезда по внешнему виду сильно напоминает вагон нашей электричке. Только сиденья неудобные - они рассчитаны на бирманский размер. Для европейцев явно маловато будет. Но ведь хотели быть ближе к народу. Вот и оказались.

Виза. На 28 дней через турфирму на Каосан роад - 2500 бат.
Валюта. 1 доллар США = 700 чат.
Транспорт. Такси от гостиницы Motherland II до жд вокзала Янгона - 2 тыс. Поезд Янгон - Мандалай - 15 долларов в обычном классе, 33 доллара - спальный.
Ночлег. Ггостиница Моверленд II – в Янгоне - 16 долларов 2-мест. Гостиница Гарден Отель в Мандалае - 12 долларов 2-мест.
Еда. Ананас - 200 – 700 чат/шт, манго 200 чат/шт. Печенье 300 гр - 1 тыс. чат. Лапша с мясом - 1500 чат. Пиво Мьянма 1250- 2000 чат. Пиво Мандалай 0.64 - 950 чат. Рис с овощами - 1200 чат. Суп-лапша - 500 чат. Суп - 300 чат. Чай с молоком - 200 чат.
Достопримечательности. Ступа Суле в Янгоне - 2 доллара.