Открыть левое меню сааремаа. Обзорная прибалтийская петля - эстония (остров сааремаа) Куда съездить из Курессааре


Часть 7 -

Погуляв два дня по старинному Таллину, мы вновь собрались в дорогу. Но прежде, чем мы покинем этот гостеприимный город, нужно разобраться, что за инопланетянин изображен на , сохранившемся в руинах Доминиканского монастыря? В ходе обсуждения форумчане предложили замечательные версии: это черт, это Шрек или это современная подделка под старину. =)
Честно скажу, без подсказки я и сам бы не догадался. Но голландский скульптор Пассер изобразил на барельефе «дурака» или шута, видимо, в шутовском колпаке. Вот как легко было инопланетянам маскироваться под землян в средние века! Колпак это, колпак, а никакие не антенны! Да и какой спрос с «дурака»… =)

Ну а нас ждут острова Эстонии!


В нашем путешествии мы старались найти баланс между архитектурой и природой. После многочисленных музеев и башен Таллина хотелось побыть дикарями подальше от больших городов. Мы планировали посетить даже два отдельных острова: большой и популярный Saaremaa и более дикий, пустынный Hiiumaa . Можно было бы доехать до г. Haapsalu, сесть в Rohuküla на 1.5 часовой паром до острова Hiiumaa, погулять по вытянутому в сторону соседних островов полуострову Kassari, покупаться на пустынных пляжах, посмотреть на маяк Kõpu, самый старый в Прибалтике и один из трех старейших действующих маяков в мире. Вечером на пароме из Sõru за час перебраться на о. Сааремаа, добраться до места ночлега, а следующий день посвятить уже достопримечательностям г. Курессааре. Ну, и получасовым паромом вернуться на «большую землю».


Альтернативный маршрут с посещением островов Хийумаа и Сааремаа

Я колебался до самого отъезда из Таллина. Основным возражением против этого плана была погода: синоптики обещали на островах проливной дождь. Это бы ладно, но два крупнейших эстонских острова легко достижимы с материка, а вот между собой, даже летом, соединены всего тремя рейсами парома в день. Переправившись на Хийумаа 11-часовым паромом, мы были бы вынуждены ждать парома на Сааремаа до 18:15. Весь остров можно объехать по кругу за два часа, и что там делать столько времени в дождливую погоду - было не очень понятно. К тому же, наши дети еще никогда не были на пароме. Сразу два парома за день, общей длительностью около трех часов, показались нам некоторым риском. В итоге, мы решили обойтись одним Сааремаа.

Для тех, кто тоже решит посетить острова, будет полезным расписание и стоимость всех паромов между этими островами и остальной Эстонией. Обратите внимание: цены на билеты заметно подскакивают «туда» в пятницу вечером и «обратно» в воскресенье вечером. Словом, съездить «на выходные» обойдется дороже. На этом же сайте можно приобрести электронные билеты на паром. Они особенно имеют смысл в выходные дни: с электронными билетами отдельная, приоритетная очередь. Мы, в рабочий день, особой разницы не заметили: спокойно попали на паром, даже когда приехали за 5 минут до его отправления.

Подробнее об острове Хийумаа можно узнать по следующим ссылкам:
Официальный сайт

Несколько полезных статей для англо-читающих
Об острове Сааремаа туристической информации в интернете полно, любой поисковик выдаст.

19.07.2012 Таллинн - остров Сааремаа
Пробег до кемпинга 215 км, чистое время в пути 3 часа, средняя скорость 70 км/час
Утром выехали из нашего гостевого дома под Таллином в 9:00 по местному. Не сразу одолели пригороды, с ремонтами дорог и пробками. Но потом помчались уже без задержек. За 1 час 40 мин одолели 125 км до Virtsu. Тем, у кого есть лишнее время в этом городке, можно порекомендовать неплохой частный автомобильный музей - Vanasoidukite Virtsu Talumuuseum. Но мы рвемся на паром. Билет на машину и нас пятерых обошелся в 14.2 евро, оплатили картой. Паром, подходя, «разевает пасть», в которую чинно въезжают машины. Потом, с другой стороны выезжают. До острова всего полчаса ходу. Можно посидеть в салоне, но мы-то в первый раз на пароме! Дети его весь облазили, проинспектировали спасательные средства, и даже нашли еще один паром среди облаков. В общем, им на пароме очень понравилось, зря мы опасались.

Загружаемся на паром на Сааремаа


Машина на палубе


Встречный паром уходит к «большой земле»


По мнению наших детей, еще один, «облачный», паром

К 12:00 местного времени мы уже были на острове Muhu. Здесь можно посетить ферму страусов и кенгуру , но мы оставили ее на обратный путь, если будут силы и время (ни того, ни другого на обратном пути не нашлось). Пообедав и заправив машину (не успели это сделать до парома), мы проехали 3 км по дамбе и оказались на о. Сааремаа. Тут можно посмотреть несколько древнейших церквей по дороге, но мы опасались дождя, не хотели ставить палатки в сырости и сразу отправились к месту ночлега. Тучи было видно еще с парома. Через некоторое время мы под них въехали. Почти тропический ливень, видимость нулевая. И вдруг, так же неожиданно, мы выскакиваем из-под потоков воды, и с неба уже светит солнышко. Граница дождя настолько четкая, что встречная полоса совершенно сухая, а наша - мокрая еще метров 50, пока колеса впереди идущих машин высыхали. Никогда такого не видел.

Все же хоть одну достопримечательность надо было посмотреть по дороге. Мы заехали к метеоритным кратерам Kaali . Их несколько - метеорит при падении раскололся, но большинство кратеров - маленькие, интерес представляют только для ученых. А вот один стал идеально круглым озером - обычно, именно на него все и ходят посмотреть. Не скажу, чтобы озеро было так уж живописно - зеленое, стоячее, метров 100 в диаметре и 6 в глубину. Но находится это озерцо в глубокой воронке, оставленной ударившим в землю несколько тысяч лет назад железным метеоритом. И посмотреть на него, потратив полчасика на прогулку вокруг, было интересно. К тому же, чтобы проехать в Каали, пришлось свернуть с основной трассы на сначала грунтовую, а потом асфальтированную второстепенную дорожку. В результате, мы оказались среди такого буйного цветения всякой полевой растительности, которое впечатлило даже совершенно равнодушного к флоре автора отчета.


Вдоль проселочных дорог Сааремаа


Метеоритный кратер озера Каали

К 15:00, проехав 90 км по островам, мы были на месте нашего ночлега. По совету друзей, для нашей единственной палаточной ночевки в этом путешествии мы выбрали кемпинг Mandjala . Он недалеко от главной достопримечательности острова - епископского замка в г. Курессааре. Хороший пляж. Есть домики и места для кемперов, а для палаток предназначены уютные поляны между соснами. Такая уединенность (или хотя бы ее видимость) была очень приятна: когда мои родители пробовали остановиться в популярном финском кемпинге, их так смутила идея ставить палаточку между огромными кемперами, что они предпочли домик снять за большие деньги.
Место для палатки бесплатно, за ночлег платишь 3 евро с человека. Принимают банковские карточки. Машину можно бесплатно оставить на парковке у административного здания, но оттуда до палаточных мест минут 15 пешком. Можно подъехать прямо к поляне и оставить машину возле палатки (что мы и сделали), но за каждый въезд машины на территорию кемпинга надо платить 2 евро . Это все ладно. Единственное, что нас по-настоящему расстроило, это что на территории нет кухни. Вообще никакой возможности готовить, кроме нескольких грилей. До этого нам казалось, что кемпинг без кухни - немыслим. Не все же с собой плитки возят! Возле административного здания есть кафе, но ассортимент и цены нам не понравились. Попробовал там какой-то «национальный эстонский десерт». Пытался узнать состав, но девушка смогла объяснить только, что он национальный. Гадость - редкостная. Да и ходить туда-сюда было лень. Так что мы питались остатками дорожных припасов, а в кафе лишь термос заливали кипятком (бесплатно).


Ставим палатки в кемпинге Мандьяла

Пока мы ставили палатки, дети рванули на пляж.


Пляж у кемпинга Mandjala

Место оказалось довольно загадочным. В ручье они голыми руками поймали камбалу. Это ведь вроде бы морская рыба и на нерест не ходит?! Ну, может быть, она была обалдевшая от пресной воды - поэтому и позволила себя поймать. Зато в море плавали лебеди!


Морские лебеди и пресноводные камбалы! Это нормально или там, на Сааремаа, все не как у людей?! :) Поделитесь наблюдениями!

К 18:30 я понял, что зуд путешественника не позволит мне бездельничать до вечера. Что мы, собственно, посмотрели за сегодня? А завтра уже уезжать с острова… Старший экипаж вместе с нашей дочкой решили остаться в кемпинге, но мальчишек мы прихватили с собой. Надо было их укатать, чтобы спали получше. Первым делом мы отправились в место под названием Undva Pank . К самому берегу приходится ехать по заросшей можжевельником проселочной дорожке, на которой нам повстречались журавли. В отличие от аистов, мы их больше нигде в Прибалтике не видели.


По совсем уже непроезжей дорожке вышли к довольно необычному каменистому пляжу, не галечному, а из расщепленных обломков доломита причудливой формы. В отзывах мы читали, что там множество камней в форме сердца. Ну… не то, чтобы они там на каждом шагу, но парочку более-менее похожих пацаны нашли. Ребята потом хотели подарить трофеи сестренке, но та отказалась от «каменного сердца». :)



Дальше нам следовало бы вернуться тем же путем на шоссейную дорогу и продолжить движение к следующей остановке. Но наш навигатор, впечатленный тем, как близко мы подъехали к берегу, решил, что нам море по колено и любое бездорожье - нипочем. Он повел нас кратчайшей дорогой прямо вдоль берега. Сначала, она казалась вполне нормальной. Потом мы то и дело вспахивали ее защитой картера, пытаясь увернуться от очередного ухаба, кочки или дерева. Прямо под боком маячил обрывистый берег, добавляя живописности, но изрядно пугая детей.

Наконец, выбрались на нормальную дорогу. К счастью, следующая остановка возле асфальтированного шоссе. В 7 км к северу от Mustjala, на полуострове Ninase находятся вот такие забавные «мельницы»:


Кич, конечно, но почему бы и нет...

Последний бросок к мысу . Это, пожалуй, наиболее известная часть береговой линии острова Сааремаа. Дело в том, что остров почти на всем своем протяжении совершенно плоский, что хорошо для купания, но не для любителей видов. Поэтому единственный по-настоящему обрывистый берег, высотой аж 20 метров, обречен привлекать романтиков. Считается, что особенно эффектно с него смотрятся закаты. Но летом заката ждать придется долго, а вид и так вполне живописный:


Обрывистый берег Панга Панк

Время уже 21:00 местного, пора и палатку опробовать. Через полчаса, накатав за эту вечернюю прогулку по острову 170 км, мы возвращаемся в кемпинг. В бортовом журнале на этом месте значится хорошо заметное «СПАТЬ!».

20.07.2012 остров Сааремаа - Валка (Латвия)
Пробег до границы Латвии 325 км, чистое время в пути 5 часов, средняя скорость 65 км/час


Маршрут о. Сааремаа - Валка (граница Латвии)

После активного отдыха накануне, хотелось поспать подольше (насколько это возможно в палатке с детьми). Потом мы воспользовались местной душевой - надо было идти в административный корпус и покупать жетоны по 1 евро за человека (10 минут на то, чтобы принять душ). Потом сложить палатки. В общем, выехали мы оттуда в 11:30 по местному времени. Ехать до Курессааре минут 10. Припарковались неподалеку от замка и отправились гулять.

Замок Курессааре - главная достопримечательность города, да и всего острова, пожалуй. Островом правили крестоносцы, так что замок, вполне логично, стал резиденцией епископа, а не светского правителя. Строился он в XIV-XV веках сразу из обильных здесь доломитовых пород камня, с 1836 года утратил военное значение, благодаря чему и уцелел в последующих разрушительных войнах. В итоге, замок считается лучше всего сохранившимся во всей Прибалтике. Замок расположен на небольшом островке (несколько бастионов вынесены на островки еще поменьше). За каменными стенами, которые его окружают, летом постоянно устраивают всевозможные концертные программы, а нашим детям удалось пострелять из арбалетов и луков, посмотреть на работу «настоящего кузнеца» и просто побегать. Внутрь собственно замка мы не пошли. Дорого, да и времени пожалели. Хотя, говорят, там есть на что посмотреть.


Замок Курессааре- на переднем плане не сам замок, а лишь внешние укрепления


Один из мостов к замку Курессааре


Храбрая сердцем...

Сам город тоже очень симпатичный. Погуляли немного по главной улице в поисках обеда - насладились видами старинных домов, церкви и вот такими забавными вариациями на рыцарскую тему:

Настоящий рыцарь - не сваливает заботу о детях на одну лишь маму! =)

Вкусно и сытно поели в первом попавшемся кафе, и в 14:15 выехали из столицы острова. Впереди ждал паром на материк и путь до границы с Латвией. Однако нельзя побывать на эстонских островах и не увидеть ни одной настоящей мельницы. Всего 150 лет назад, на одном лишь Сааремаа их крутилось больше 800. Теперь уцелели считанные. Пять из них свезли на открытое всем ветрам местечко Англа, исстари служившее излюбленным местом для мукомолов. Вокруг разбросана сельскохозяйственная техника, желтеют поля рапса. Все мельницы можно облазить сверху донизу, разобраться в их устройстве, посмотреть на всякую сельскую живность и птичность. Семейный билет на пятерых обошелся в 4 евро - с лихвой окупился удовольствием детворы и взрослых. А какая там вкусная выпечка продается! Нигде такой не пробовал. Есть еще трехэтажный музей в административном здании, но его мы проигнорировали.






Так… пацанов двое, девочка одна, один из котов… вроде, все наши в сборе!

В 15:30 мы покинули Англу и помчались на паром. За 40 минут проехали 55 км, приехали за 5 минут до прибытия судна, но успели погрузиться без проблем. К 17:00 мы были на материке и могли двигаться к месту нашего ночлега - пограничному городку Valga/Valka. Это оказался самый трудный участок пути за все путешествие. От поворота на Пярну начался изнурительный ремонт дороги. Асфальт снят почти на всем протяжении. У нас по такой ровной грунтовке гоняли бы под 100, не задумываясь. Но осторожные эстонские дорожники поставили почти на всем протяжении ограничение 50, а в ряде мест - 30. Не менее осторожные эстонские водители едут ровно с положенной скоростью, не превышая ни на километр. Надо сказать, эстонцы считают себя ближе по культуре и национальному характеру к финнам, чем к остальным прибалтам. Но в Финляндии местные гоняют будь здоров, несмотря на постоянно срабатывающие камеры. Может, конечно, более высокие заработки делают финнов беспечнее - штрафы не так пугают. А мы тем временем тошнимся почти 60 км с черепашьей скоростью.

Подъехав к Пярну мы вздохнули с облегчением. Но рано. Теперь забастовал навигатор. Джипи-говорун (так его прозвали дети как «отличающегося умом и сообразительностью», а также изрядной занудностью) упорно пытался отправить нас на объездную дорогу, которую то ли еще не построили, то ли полностью перестраивали. Во всяком случае, съезд на нее был перегорожен бетонными балками, знак поворота зачеркнут для большей наглядности, но наш навигатор упорно требовал, чтобы мы вернулись назад и попробовали еще разок. Покрутившись с полчаса (а заодно заправив Спарк и желудки голодных детей), мы рванули в центр города. Там навигатор, вздохнув, согласился вести нас более простыми путями.

После Пярну мы мчимся уже без задержек, остановившись, только чтобы купить пирог семье, в гостях у которой будем ночевать. К 21:00 местного времени подъезжаем к г. Валга. Этот городок долго служил предметом раздоров и столкновений между Эстонией и Латвией. В конце концов, он был поделен между ними, только в Латвии он называется Валка. Во времена предвоенной независимости и некоторое время, после развала СССР, это приводило ко всевозможным казусам. Туристы порой обнаруживали, что, гуляя по городу, незаконно пересекли границу, когда в магазине у них вдруг отказывались принимать «иностранную валюту». Валюты здесь по-прежнему разные, но зато граница теперь в Шенгене чисто символическая, нарушать ее не страшно.


Граница Эстонии и Латвии: город Валга / Валка

На латвийской стороне мы заехали на заправку и, наконец, залили полный бак. На островах заправки были автоматические, и нам удавалось взять бензина только на фиксированную сумму. Итого по Эстонии мы накатали 970 км, средний расход топлива - все те же 7.5 литров на сотню.

Наш ночлег располагался в деревне, название которой навигатору не было известно. Но созвонившись с хозяевами, удалось узнать направление, а, выехав из городка на нужное шоссе, по подсказкам и карте сориентировались. К 21:30 мы были на месте. А там нас уже ждали вкусные домашние пироги (так что привезенный с собой стал казаться крайне неуместным), дружеская беседа и уютный ночлег. Хорошее начало для следующего этапа путешествия, на котором нам предстояло

Увы, но в одно из самых красивых мест балтийского региона, остров Сааремаа попасть напрямую из России не получится. Все дело в том, что единственный аэропорт Куресааре, что есть на острове, принимает только рейсы Estonian Air из Таллина. Радует, что рейсы ежедневные, так что если есть желание добраться по воздуху, то все просто. Из Москвы в Таллин (время полета 1 час 40 минут), а потом из Таллина на Сааремаа (40 минут). Но этот путь нравится далеко не всем, не все любят перелеты, да и дороговато. Поэтому предлагаю рассмотреть более бюджетные способы попадания на Сааремаа. Отправляться будем из Таллина, потому как до эстонской столицы добраться не сложно и особо расписывать маршрут нет никакого смысла.

Аэропорт Куресааре

Автобус

Прямые автобусные рейсы Таллин - Куресааре отправляются ежедневно, с частотой примерно 1 автобус в 1 час с центрального автовокзала Таллина, расположенного по адресу Lastekodu, 46. Это фактически самый центр города, так что найти его будет не сложно.

Несмотря на то, что расстояние от Таллина до Куресааре составляет всего 220 километров, время в пути, с учетом паромной переправы составит примерно 5 часов.

Центральный автовокзал Таллина

Автомобиль

Если вы едете на автомобиле, то выезжаете из Таллина на шоссе с романтическим названием №4 (север города), доехать до шоссе №9, а затем доехать до шоссе №10, которое и приведет вас в порт Виртсу, где и надо будет сесть на паром до порта Кувайтсу. Указателей много, дороги хорошие и относительно свободные. Заблудиться практически не реально.

Стоит отметить, что паром идет не до острова Сааремаа, а до острова Муху. Но это не должно никого пугать, так как Муху с Сааремаа соединяет дамба.

Билеты на паром можно купить как на месте, так и заранее через интернет. При этом плюс электронного билета в том, что загружать на паром вас будут в отдельной очереди, что быстрее. Хотя это не так уж и важно, потому как погрузка и выгрузка отработана до мелочей и не занимает много времени.

Паром в Виртсу

Отправляются паромы каждый час, а время в пути вместе с погрузкой и выгрузкой занимает 40-50 минут.

После того, как прибыли в порт Куйватсу выруливаете все на тоже шоссе №10 и едете до Куресааре. Дорога при средней скорости 80-85 километров в час замет не более 40-50-ти минут.

Я вам рассказала о каждом месте, в котором нам удалось побывать за два дня на острове Сааремаа. В этом блоге я хочу объединить все в один маршрут, дать некоторые советы, подбить дебет с кредитом как по финансам, в которые нам вылилось путешествие, так и по километрам, которые нам пришлось преодолеть.

Когда мы только начали планировать путешествие, мы учитывали несколько факторов. Путешествие должно было быть бюджетным. Так как это было первое семейное путешествие, то уезжать за приделы Прибалтики мы не планировали. Ну и средство передвижения машина.

С местом для поездки я определилась почти сразу. Мне надо было только покопаться по своим залежам туристической информации. Куда бы я не ехала, первое что я посещу будет инфо-центр. Там я всегда набираю увесистый пакет с картами и брошюрами. Был вариант рвануть на выходные в Литву - Каунас, Тракай, Вильнюс. Но я так истосковалась по Саареме, что ответ был очевиден.

Сааремаа - это самый крупный остров Эстонии, и третий по величине в Балтийском море после Зеландии и Готланда. Вот уже почти два века Саареммаа считается курортом с богатым опытом в талласотерапии. О лечебных свойства морской воды, воздуха и сааремааских грязей знают даже в далекой Австралии. Благодаря своей островной уединенности Сааремаа сохранила свою самобытность. Здесь до сих пор можно встретить характерные эстонские постройки с тростниковыми крышами, и каменными заборами. Еще одна особенность острова состоит в том, что в отличии от материковой части Эстонии, на Саареме люди живут не на хуторах, а селятся небольшими деревеньками. Только на Саареме можно встретить большое колличество мельниц. Так же поражает их разнообразие. Сааремасцы очень ценят свою историю и культуру. Они всегда стараются быть особенными, чтобы не все как у всех. Здесь своя одежда, своя архитектура, свой диалект. Восхищает стремление сааремаасцев использовать главные ценности острова - можжевельник и доломит, по максимуму. Из доломита островитяне делают все начиная от кухонной утвари и заканчивая постройками. Так же и с можжевельником. Его на острове великое множество. Вы когда нибудь видели можжевеловые поля? Если заберетесь подальше от главных дорог, то это зрелище оставит у вас неизгладимое впечатление. Вот такая эта Сааремаа в нескольких словах.

При составлении маршрута мне надо было учесть не только свои пожелания, но и мужа. Ну а так как с нами еще и ребенок, то обязательно что-то и для него. Наш первоначальный маршрут: Силакрогс - Виртсу (Музей экспонатов Валерия Кирса) - паром - Когува (Музей Муху) - Рыбное кафе - Мельница Ээму - Страусиная ферма - Музей военной техники в Ориссааре - заезд в гостевой дом - Курессааре - трактир Мельница - водный релакс в Grand Rose SPA - ночь в гостевом доме - Курессааре - Курессаареский ливонский замок - маяк Киипсааре - комплекс мельниц в Англе - паром - Aleksandri Pub в Пярну - Силакрогс. Накатать предполагалось около 1000 км. Денежный лимит - 300 евро +/-. Это с учетом предположительных расходов на бензин, питание, паром, входные билеты, сувениры.

Расходы до поездки. За три недели до поездки я нашла на сайте купонов cherry.lv предложение от гостевого дома Suure Tollu c завтраком и посещением банного комплекса Grand Rose SPA - 55 евро. Прежде чем покупать купон я созвонилась с администрацией гостевого комплекса, и узнала можно ли зарезервировать номер на определенную дату. Ответ был положительный, и я купила купон. Тут же отправила в гостевой дом по майлу купон и всю нужную информацию для резервации, плюс пожелания. Резервацию подтвердили в течении часа. Вопрос с ночлегом был закрыт.

Паром. Чтобы попасть на остров надо преодолеть получасовой путь по проливу на пароме. Здесь есть два варианта обилечивания. Первый, стандартный - в гавани. Но можно обилетиться и через интернет. Для этого надо зайти на сайте tuulelaevad.ee. Там сначала надо определиться с маршрутом. У нас это либо на остров Виртсу-Куивасту, или с острова Куивасту-Виртсу. Далее выбираем дату. В таблице определяемся со временем отхода. В таблице видно в процентном соотношении сколько еще есть свободных билетов. Если же выкуплены все 100% билетов не стоит расстраиваться, так как не все билеты продаются посредством интернета. Часть билетов остается для покупки только в гавани, в порядке живой очереди. Для покупки в интернете надо будет указать вид транспорта, количество пассажиров, и госномер автомашины. Я по дурости (хотя как оказалось на счастье) делала заказ за день до выезда и мне удалось купить билет только на остров, с острова же все было раскуплено. Но так как у нас были непредвиденные обстоятельства в виде маяка Киипсааре, и мы опоздали на запланированный паром, то даже хорошо, что я не купила билет. Хотя справедливости ради стоит сказать, что мы приехали к парому за 2 минуты до отхода, и если был е-тикет, то мы бы успели. Но тут уж знал бы где упадешь соломки подстелил бы. Стоимость билета на двоих взрослых и одного ребенка на машине на остров - 12,60 евро. В обратную сторону почему-то дороже - 16,30 евро. Ах, да! Самое главное! При оплате билетов в интернете через Сведбанк проверьте, чтобы у вас была подключена услуга «Безопасные покупки в интернете». Ярлычек Сведбанка на их сайте подразумевает эстонский Сведбанк, поэтому расплатиться можно только посредством карточек VISA и MasterCard.

Страховка. Вроде недалеко от дома, и всего два дня, но фиг знает что может случится. А мы еще и с ребенком. Я купила страховку в Сведбанке. Все делается через интернет-банк в течении минут 10. Изначально хотела делать в Балтикумс, но там были глюки с сайтом. Разница в цене в Сведбанке 9,02 евро, в Балтикумс 9,00 евро. 2 цента пустяки. Но вот в условиях страховки есть разница: Сведбанк - 32000 медицина, 10000 - смерть, инвалидность, +багаж и непредвиденные случаи; Балтикумс - 75000, входит все.

Вечером, накануне поездки, мы заправили машинку на 70 евро. Полного бака нам должно было хватить на всю поездку. Но мы накинули еще 15 евро на непредвиденные покатушки.

1 день

Выезд запланировали на 6 утра. На паром в 10.30 у нас уже был куплен билет. Так что из расчета 3 часа на дорогу, с учетом ремонтных работ перед границей, плюс время на посещение Музея экспонатов Валерия Кирса, плюс остановка на завтрак, который мы взяли с собой, то к 10.30 мы должны были успеть. Можно было завтрак запланировать на пароме. Там имеются бистро по бюджетным ценам. Но мы решили полчаса пути провести на палубе и показать Тохе шикарные виды. К тому же ему было интересно обследовать «кабли», превый раз же на пароме.

В 9.15 мы были в Виртсу, и нас уже встречали в Музее Валерия Кирса.

После музея заехали на заправку позавтракать.

В 10.20 как пионэры мы стояли на въезде на паром. Е-тикет оказался очень удобной штукой. Молча подъехал, пробил тикет, и сразу к въезду, ждать старт.

Полчаса в дороге. На пароме можно забежать в туалет, привести себя в порядок. Есть магазинчик, в котором можно купить легкий перекус или сувениры. Для изголодавшихся есть бистро. Деток можно занять в детской комнате. Но я бы советовала взять теплую кофту и пойти на палубу. Полчаса пролетают незаметно, как уже надо бежать к машине.

11.00 - подходим к Куивасту и выезжаем в Когуву. 11.20 - Когува, Музей Муху.

После посещения музея мы совсем спарились на жаре. А море то рядом. Поспрашивав местных аборигенов нашли очень приятное местечко в километре от музея. Там и небольшая стоянка, и инфо-стенд, и раздевалка, и небольшой пляжик. Но это место не открытое море, а пролив между островами Сааремаа и Муху. Оказалось там очень мелко. Рай для купаний с детками. У меня даже закралось чувство, что до Сааремы можно дойти пешком. Я дошла почти до середины и там было все так же мелко.

В 13.40 мы приехали в Вииру. Там мы решили пообедать в Рыбном кафе.

Помимо кафе мы решили немного задержаться в Виире. Мы там заметили сувенирный магазин. Сувениры конечно не дешевые, но хорошие и качественные. Если учесть, что главными сувенирами являются изделия из доломита и можжевельника, и как правило это кухонная утварь, то советую перед поездкой пройтись по кухне, и понять, что может пригодится. Лучше ехать и знать, что надо, чем набрать ненужных вещей. Тем более, что все эти сувениры стоят не очень дешево. Лучше знать за чем едешь. Помимо кухонной утвари можно купить одежду с характерной сааремааской вышивкой. Стоит тоже не дешево, поэтому запаситесь копеечкой. Ну и конечно стандартные магниты, открытки, безделушки.

Так же на Сааремаа можно купить свежую и копченую рыбу. Она там всегда свежевыловленная. Если бы не жара, то мы бы прикупили рыбки. В следующую поездку возьму термосумку со льдом.

В Виире мы нашли инфо-центр. Там я как обычно набрала полезной информации. Помимо этого я там купила почтовые марки. Все помнят про Летнюю почту 2015? Вот я не забыла. С рабочим временем почт в выходные очень напряжно. Поэтому знайте - почтовые марки можно приобрести в инфо-центрах.

В Виире проболтались до 14.50 и выехали к мельнице Ээму. Там мы были в 15.20.

Осмотрели мельницу и поехали на страусиную ферму в Наутсе. На ферме мы были в 15.40.

Для Тошки было очень много открытий. И вроде время дневного сна уже прошло. Тоха заметно стал уставшим, и немного капризничал. Но у нас еще был в планах военный музей. В 16.30 мы приехали в Ориссааре.

В 17.30 мы выехали из Ориссааре и направились к гостевому дому. Тошка вырубился сразу. В 18.00 мы были в Сууре Толлу.

Так как мы доехали за полчаса, то Тошку не стали будить. Пока осмотрели хоромы, пока вещи раскидали, пока манеж разложили. Так пролетел еще час. И Тошка проснулся. Время ужина. В 19.30 мы выехали в Курессааре. Так как я хотела заехать в трактир Мельница, мы туда и направились. Но отсидев там 20 минут без обслуживания мы поехали в тоже проверенное место Kodulinna Lookal.

Плотно поужинав пошли прогуляться по центру столицы острова. Время подходило к 22.00, и мы поехали в Рими на выезде из Курессааре. Надо было прикупить Тошке фруктов, а мужу пива (как никак человек весь день за рулем, надо и расслабиться). В Рими повеселили машинки для деток. Правда функциональной нагрузки они не несут, продукты класть некуда. Зато ребенку веселье. Закупившись и накатавшись, поехали обследовать территорию гостевого дома, и спать.

2 день

Второй день был мене насыщен местами посещения, но по эмоциям не уступал. Проснувшись в 8.30 мы быстренько привели себя в порядок, собрали вещи, укомплектовали машину и пошли завтракать. В 9.20 мы уже выехали в Курессааре, в Grand Rose SPA Hotel в банный комплекс.

В общей сложности в СПА мы провели часа полтора. Вполне хватило насладится водными процедурами. После немного прогулялись по городу. Зашли в инфо-центр. Отправили открытки.

И направились к замку.

В замке мы провели 2 часа, и после поехали пообедать в Kodulinna Lookal. И уже в 14.00 мы выехали к маяку Киипсааре.

Пока я ходила к маяку Тошка с папой выспались всласть и пошли купаться на море. Все были заняты своим делом. Время уже поджимало, дорога не близкая домой, да и в понедельник на работу. В 18.30 мы двинулись в путь. Очень старались попасть на паром в 20.05. Вроде и успели, но е-тикета нема, поэтому в порядке живой очереди попали на паром в 20.30.

Так как мы не ужинали, а на пароме опять не хотели тратить время на еду, а наслаждались видами, решили заехать в Пярну в Aleksandri Pub. Здесь я немного опростоволосилась, решив, что мы сможем там нормально поужинать. Паб все-таки. Но это бальзам на душу мужа. Хоть кому-то было хорошо. Хотя и нам с Тошкой было не плохо. Приехав в паб в 22.00 домой мы отправились уже в 22.40. Прибыли домой в 1.15.

Единственное место, которое мы не успели посетить из-за непредвиденных обстоятельств с маяком, был комплекс мельниц в Англе. Поэтому посоветую вам еще несколько мест, которые просто обязательно надо посетить приехав на Саарему. Первое - это конечно мельницы в Англе. Это шикарнейший комплекс. Там помимо 5 мельниц, которые можно осмотреть, облазить, обтрогать, есть еще целый центр культурного наследия. Там огромное здание, в котором все, что только возможно, выполнено из доломита. Если продумать поездку заранее, то можно попасть на различные мастер-классы по выделке войлока или гончарному мастерству. В центре можно затариться сувенирами. Туда-то я за ними и ехала, но не попала. Там же работает кафе, где можно очень плотно подкрепиться. Не знаю как сейчас, но думаю до сих пор можно купить там свежевыпеченный хлеб.

Еще одна визитная карточка Сааремы - это метеоритный кратер Каали. Место само по себе завораживающее. Есть там что-то космическое. А с недавних времен недалеко от кратера открыт музей метеоритики. Так же при музее есть хороший комплекс отдыха, с гостевым домом и баней. Кстати этот комплекс периодически выставляет очень хорошие предложения на наших сайтах купонов.

Если ехать в Англу из Курессааре, то я бы посоветовала ехать по трассе, которая проходит через деревеньку Ниназе. Там нет ничего масштабного, но зато там есть две оригинальные мельницы, на которые ну просто невозможно не взглянуть.

Ну а чтобы поездка была незряшной совсем, то можно заехать на клиф Панга. Мы так туда не доехали, но были на другой стороне залива. Там очень красивая деревенька в лучших сааремааских традициях.

Можно спуститься к морю и насладится каменистым берегом. Толи местные жители, толи туристы, на берегу строят незатейливые фигуры из множества камней.

(На другой стороне клиф Панга)

Многие туристы едут на полуостров Сырве. Мне там понравилось уединение. Там практически невозможно встретить людей. Хотя они там есть. На самой вершине полуострова, в местечке Сааре, есть маяк.

Рядом с маяком находится береговая батарея капитана Стебеля. Если соблюдать предельную осторожность, то можно там полазить по дотам.

Вы правильно делаете, что рассматриваете все варианты путешествия, так как только таким образом можно подобрать самый подходящий вариант (как по времени, так и с точки зрения экономии). Если вы планируете поездку вдвоем, то аренда автомобиля и дальнейшее путешествие на Сааремаа именно на нем будет довольно комфортным вариантом, но вместе с тем самым затратным. Судите сами: расстояние из Таллина составляет примерно 225 километров и только на бензин придется потратить не менее 30 евро. В зависимости от класса автомобиля суточная аренда стартует от 30-35 евро. Напрямую добраться до острова не получится, придется совершить паромную переправу через 7-километровый пролив. Много времени паромная переправа не займет, но все же это дополнительные расходы (время переправы около часа). Оплатить проезд можно на месте, перед переправой. Стоимость переправы автомобиля около 10 евро. Не советую вам заострять внимание на этом способе путешествия, так как это не очень удобно, дорого, а не зная дорог и местности могут возникнуть дополнительные сложности.

А вот на возможность прямого перелета из Таллина на Сааремаа внимание обратить стоит, так как это быстро, комфортно и не так уж дорого. Я думаю, что вы прекрасно знаете о том, что стоимость перелетов в Европе значительно дешевле, чем у нас, особенно при условии раннего бронирования билетов. Между таллиннским аэропортом им. Леннарта Мэри и островным аэропортом Курессааре регулярные полеты выполняет авиакомпания Airlink. Детальную информацию вы можете найти на сайте авиакомпании, но по общему правилу в будние дни выполняется два рейса: в 8.35 и 18.35, в воскресенье только а 18.35, а в субботу только в 10.50. Время полета составляет всего 40 минут и по сравнению с многочасовой поездкой на автомобиле разница просто колоссальная. Билеты начинают продаваться за 12 месяцев до вылета, и их минимальная стоимость стартует от 30 евро. В эту стоимость входит 5 кг ручной клади и 15 килограмм багажа.

Между Таллинном и Сааремаа налажено и автобусное сообщение, причем никакие пересадки делать ни придется: вы садитесь в автобус в столицу, а выходите непосредственно на острове, в его главном городе Курессааре. Путешествие проходит по земле и на пароме. Перевозками занимаются разные компании, и все рейсы выполняются в интервале с 8 до 22 часов. Количество рейсов зависит от дня недели, но обычно их не меньше 10. При выборе перевозчика, обращайте внимание на то, что у каждой компании разный сервис. Некоторые предлагают пассажирам вай-фай, у других автобусы оборудованы мультимедийными, где-то есть кондиционеры и туалеты. Автобусы отправляются с таллиннского автовокзала, что на Lastekodu, 46 и до места назначения доставляют пассажиров примерно за 4 часа. На пути следования автобусы делают несколько остановок.

Стоимость взрослого билета колеблется от 13 до 18 евро. Желательно приобретать билеты заранее, а не откладывать покупку на день поездки, так как свободных мест может не оказаться (направление очень популярное). Советую обратить внимание на перевозчика Люкс Экспрес, который примерно за месяц до поездки устраивает разные акции и предлагает часть билетов всего по 5 евро.

С одной стороны может показаться, что самый оптимальный вариант это самолет: быстро и недорого, но это в том случае, если сумма вашего багажа не превышает 15 килограмм, иначе придется доплачивать. Именно по этой причине многие туристы отдают предпочтение автобусам.

Остров Сааремаа и главные достопримечательности Курессааре. Епископский замок, Пороховая башня и другие интересные места города. Как доехать в Курессааре из Таллина и что посмотреть в этом месте. Мой рассказ о поездке на остров Сааремаа.

Я люблю Север. В таких местах, как остров Сааремаа, всегда есть свой непередаваемый шарм и своя особая магия. Она проявляется в шуме волн холодного моря, в тихом шепоте сосновым лесов и в видах огромных камней, которые тут и там встречаются у дороги. Смотришь на них и представляешь себе, что это гигантский тролль, застывший под светом янтарного солнца. Помните, как в фильме «Мост в Террабитию»? Наше воображение, порой, может творить чудеса. И именно в таких местах сказки об эльфах и великанах становятся чуть-чуть реальнее.

Да, я понимаю, мне уже 27. Но в душе я все еще подросток, поэтому готовьтесь – в этой статье будет сплошная ваниль. В конце концов, это мой блог – что хочу, то и пишу. Ну а что касается острова Сааремаа, то это действительно очень необычное и завораживающее место. Когда я только подавал документы на получение эстонской визы, мне как-то позвонили из посольства, чтобы уточнить мой маршрут. Я рассказал сотруднице центра, что еду в Таллин, Тарту и Курессааре. Она слушала меня тихо. Но лишь услышав название главного города острова Сааремаа, она неожиданно оживилась.

— Вы едите в Курессааре на полдня? – удивленно переспросила она. – Но ведь это такое чудесное-расчудесное место. Вы посмотрите все только очень бегло. Туда бы приехать хотя бы на пару дней.

И эти слова в других вариациях она потом повторяла еще два или три раза. Я отшутился и сказал, мол, вы дайте мне визу подольше, а еще как-нибудь к вам загляну. Но она как-то не особо оценила мой юмор. Поверьте мне на слово: она почти негодовала от мысли о том, что я еду в Курессааре только на 5 или 6 часов. Потом мы с Таней даже смеялись, что, наверное, она сама была родом с острова Сааремаа. И именно поэтому мой план поездки так задел ее чувства по отношению к малой родине.

Ладно… К чему я все это говорю? Да к тому, что та сотрудница посольства была права, на самом деле. Меня как-то с первых аккордов тронуло это место. Залитый лучами янтарного солнца, остров Сааремаа казался мне осколком параллельной вселенной. Я щурился от солнца, дрожал от холодного ветра, катался по льду, думая, что вот-вот окажусь в воде по пояс… Но под конец, я был очень рад, что все-таки оказался в этом месте. Давайте я вам о нем все подробней расскажу. Готовы (рассказ будет долгим)? Ну тогда поехали.

Что такое Сааремаа и Курессааре (в двух словах)

Помните фильм с Дэвидом Духовны «Изображая бога»? Так вот у меня сейчас будет фильм «Изображая Википедию». Короче, в двух словах, остров Сааремаа – это самый большой из 1521 острова Эстонии (да-да, я знаю, я сам рот открыл, когда узнал, что у Эстонии есть аж полторы тысячи островов). При этом в островной части проживает лишь 5 процентов населения этого государства. Учитывая, что население страны и так не особо велико, 14-тысячный город Курессааре по местным меркам вообще выглядит как настоящий мегаполис.

Летом этот сонный одноэтажный городок превращается в тихий пенсионерский курорт – с многочисленными СПА-комплексами и прохладным морем. Как я понимаю, это такой местный Друскининкай. Ну или аналог сербского Палича, где мы с Таней уже были в этом году.

При этом, как было написано в одном журнале, который я читал по пути сюда, номерной фонд местных гостиниц почти на треть превышает население самого города. В связи с этим на острове даже есть особая шутка, мол, летом из-за обилия СПА-центров этот остров часто называют «СПАаремаа». Но я был в этом месте в декабре. И зимой Курессааре казался совершенно пустым и безжизненным городом. Да, я понимаю, звучит не очень. Но в тот момент я был этому даже рад. От вида пустых улиц, что расстилались вокруг, ощущение нереальности всего происходящего во мне становилось лишь только сильнее.

Как добраться из Таллина в Курессааре (остров Сааремаа)

Сейчас готовьтесь снова удивляться: несмотря на размеры Эстонии, самый популярный транспорт на остров Сааремаа – это самолет . По крайней мере, именно так было написано в большинстве путеводителей, посвященных этому месту. Когда я готовился к этой поездке, я много читал, что в Курессааре есть хороший современный аэропорт (которой, однако, даже в пик сезона, редко принимает больше 80 пассажиров в день). Перелет с «большой земли» выполняется на компактных и небольших судах (по цене в 40 евро за билет в оба конца). А время в пути занимает не более получаса.

Но в этом моменте мне сразу нужно оговориться: сам я эту информацию на себе не проверял, а на всех поисковиках, где я пытался отыскать такие билеты, они благополучно отсутствовали. На Википедии написано, что рейсы в этот аэропорт осуществляют всего две компании – LFH и Avies. Но на этом всё – с вашего позволения я этот момент оставлю за скобками. И вместо этого лучше напишу, как на этот остров ехал я сам.

Итак… Лично я добирался на остров автобусами компании Lux Express . Они курсируют между городами несколько раз в день, поэтому подобрать оптимальное время несложно. Сами автобусы у них очень хорошие: в салоне есть туалет, бесплатная кофемашина, wi-fi и персональный монитор в каждом сидении (с фильмами, музыкой и прочими радостями жизни). Стандартная цена проезда находится в районе 9-16 евро (чем раньше покупаешь, тем дешевле). Однако во время акций и распродаж цены нередко снижают вплоть до 2 евро.

Еще один вариант дешево добраться до острова Сааремаа – это воспользоваться рейсами компании Simple Express (едут из Тарту).

У них автобусы попроще, но и цены ниже (от 1 евро). Поэтому лично я бы посоветовал вам проверить оба варианта, а потом выбрать из двух наиболее подходящий.

Паром, рассвет и бескрайнее Балтийское море

Знаете, что самое удивительное: мои первые воспоминания об острове Сааремаа начинаются не с самого острова, а с паромной переправы и огромного корабля, который поглощал в себя грузовики, машины и автобусы, подобно огромному морскому исполину.

Фото сделаны из окна автобуса...

Мы въехали на внутреннюю палубу, и люди, которые были со мной в автобусе, все стали быстро выходить. Поддавшись стадному инстинкту, я тоже быстро выскочил на площадку, и, поймав какого-то русскоязычного мужичка (который всю дорогу рядом со мной смотрел каналы LifeNews и Россия 24) выспросил у него, куда это все ломанулись. Короче, оказалось, что на корабле был буфет. То есть, пока автобус переправляется, вы можете попить кофе, похлебать супчик или пожевать какую-то булочку.


Сказать по правде, я бы тогда с утра тоже чего-нибудь пожевал. Но эстонские цены не оставляли мне особого выбора. И я решил просто выйти на палубу. Я шагнул за дверь, которая вела на открытую носовую площадку корабля. И в этот момент из моей головы за считанные мгновения повылетали какие-либо мысли о еде. Рассветная Балтика была великолепна. Свинцовые облака, прошитые росчерками зари, бескрайнее море, застилающее все до самого горизонта, и высокие ветряные мельницы, что застыли где-то впереди… Надеюсь, фотографии смогут передать хотя бы часть всего этого великолепия…



Эстонские острова я фотографировал и по другую сторону переправы (из окон автобуса), как будто пытаясь навсегда оставить с собою толику этой холодной северной красоты. Я снимал дорогу, леса, камни возле автомобильный трасс, кукольные домики, застывшие впереди – но из-за движения многие снимки получались смазанными. Поэтому, все, что мне оставалось – это возлагать все свои надежды на сам Курессааре. И в конечном итоге после некоторых поисков я все же нашел здесь то, что искал.

Достопримечательности Курессааре (эстонцы говорят «Курррээсааррэ»)

Так… Теперь про сам город… Готовьтесь к маленькой ложечке дегтя. Я вот тут уже три страницы рассыпаюсь в ванильных эпитетах, но на самом деле, мне далеко не сразу понравился Курессааре. В этот город вообще сложно влюбиться с первого взгляда. Приезжаешь на вокзал – а вокруг деревянные домики стоят. Даже не знаю, как это вам описать… Мой друг Мирек, увидев это, сказал: «Как у нас в Сапоцкине» (это такой городок под Гродно).


По сути, Курессааре это такая большая деревня. Деревня, европейская, конечно. Но все же деревня. Большая часть города представлена тут одноэтажной застройкой. И не слушайте никого, кто вам начнет рассказывать про «уникальные примеры эстонского деревянного зодчества». Деревня. Точка. На этом все.


Поэтому, имейте ввиду, что понятие достопримечательностей в Курессааре имеет определенную долю условности. Ну, вот смотрите: тут есть старая пожарная часть и здание местной ратуши (они вместе на снимке)…

Странноватая церковь святого Лаврентия (расположенная прямо напротив парочки стриптиз-клубов)…

Памятник какому-то эстонскому солдату…

И симпатичный домик рыночной «важни» (это место, где в старину взвешивались привезенные торговцами товары – что-то вроде контрольных весов, что стояли когда-то у нас на Комаровке).

На этом всем. Я даже как-то сразу пожалел, когда сюда приехал.

Сам город – это сочетание старых деревянных улочек и современной застройки в скандинавском стиле. Короче, деревня, как я и сказал. Хотя деревни в Эстонии, конечно, выглядят не так, как у нас в Беларуси. По вечерам, я думаю, тут можно не только бухать и грызть семки на скамейке. Из достижений цивилизации в городе есть два больших супермаркета, несколько неплохих ресторанов (включая довольно симпатичный «Ирландский паб»), какая-то художественная галерея, музей и сразу несколько современных центров по продаже новых авто (факт существования которых в 14-тысячном городке меня вообще очень сильно удивил). Еще меня улыбнуло, что во многих магазинах техники вместе со стандартными газонокосилками и мини-тракторами, продавались также и механические лодки. Как-то сразу чувствуешь, что ты на острове. Прикольно…






Что касается достопримечательностей, то настоящая жемчужина в городе всего одна – старинный Епископский замок , который стоит прямо у берега моря. Рядом с ним располагается еще несколько колоритных деревянных построек и отреставрированная Пороховая башня . Со стороны города внутрь крепостной стены ведет длинный деревянный мост. Внутри цитадели – хозяйственные постройки, насыпные валы, а также собственно сами – башня и замок.



Уникальность Епископского замка Курессааре заключается в его возрасте – а точнее в том, что это единственный замок в прибалтийских странах, который дошел до наших дней в своем первозданном виде. Внутри замка располагается музей (вход стоит 5 евро), который зимой, конечно, был благополучно закрыт. Однако просто гулять вокруг стен средневекового бастиона уже невероятно приятно. Плюс добавьте к этому морские виды, которые открываются с крепостных валов – и вы поймете, о чем я говорю.


Море, закат и парочка великанов

Епископский замок Курессааре – достопримечательность яркая и крутая. Но на самом деле лично для меня главной жемчужиной острова Сааремаа является все-таки море. Прямо напротив замка располагается уединенный пляж с ухоженными тропинками и деревьями, чьи ветки синхронно тянутся прямо в сторону моря. В декабре кроме меня и моего друга Мирека здесь гуляла лишь пара англоязычных туристов. Представляете себе эту картину: пустынный пляж, старинный замок и янтарный закат над Балтийским морем… Красота.

Дорога вдоль пляжа...


Епископский замок...



Пустынный пляж...


Следы чаек на замерзшем песке...


Закат над Балтийским морем


Крумка... Знакомьтесь. Помните, я писал в своей