Баварский нойшванштайн - замок спящей красавицы. Что случилось с сумасшедшим королем баварии из замка нойшванштайн Замок Нойшванштайн – драгоценная жемчужина Германии

Король сказок, как говорили обожавшие его подданные. Единственный настоящий король XIX века, по словам поэта Поля Верлена, и безумный король, с точки зрения его министров, - все эти эпитеты относятся к эксцентричному королю Баварии Людвигу II, которого по сей день многие почитают и столь же многие критикуют.

Замок Нойшванштайн зимой.

Каждый, кто посещал самое изысканное творение Людвига II - замок Нойшванштайн - или даже просто видел его на многочисленных фотографиях и открытках, скорее всего, сочтет, что король и в самом деле больше достоин похвалы, чем хулы. Именно этот замок в псевдосредневековом стиле с множеством зубцов на стенах и шпилями, которые возникают, подобно призраку, посреди вечнозеленого леса в окружении заснеженных горных вершин, вдохновил Уолта Диснея на создание сказок.

Рисунок для проекта замка, сделанный в 1869 году.

Девятнадцатилетний Людвиг стал королем Баварии в 1864 году. Увлеченный историческими легендами о Короле-Солнце, величием Версаля и музыкой Вагнера, он разделял навязчивую страсть композитора к идеализированным образам германского Средневековья.

Людвиг II (слева) с родителями и младшим братом Отто, фото 1860 года.

Композитор Рихард Вагнер, 1861 год.

Легенды, лежащие в основе опер Вагнера - сага о Парсифале и святом Граале, песнь о Нибелунгах и сказание о Рыцаре Лебедя, Лоэнгрине, - стали предметом циклов, украсивших залы Нойшванштайна - одного из трех замков, построенных Людвигом.

Работа эта, которой руководили архитекторы Ридель и Дольман, была основана на планах театрального художника Янка. Строительство началось в 1869 году и закончилось в 1886-м, когда король умер. Именно из-за этого покои верхних этажей остались пустыми и голыми. В июне того года министры Людвига обвинили его в растрате государственных средств на все более безумные и эксцентричные архитектурные химеры (обвинения, возможно, были и небеспочвенны). Правительство заставило ведущего психиатра Баварии без личного осмотра объявить короля психически больным и недееспособным.

Интерьер замка Нойшванштайн.

Замок Берг, 1886 год.

Из Нойшванштайна Людвига с почтительной настойчивостью доставили в замок Берг на озере Штарнберг, где его тщательно охраняли.

Крест на месте гибели Людвига II, Штарнбергское озеро.

На второй же день пребывания короля в замке Берг его тело и тело его врача обнаружили на мелководье Штарнбергского озера в 23:00. Ранее, в 18:30 того же дня, Людвиг II и профессор фон Гудден отправились на прогулку. Больше живыми их уже никто не видел. По официальной версии, доктор пытался предотвратить самоубийство короля и при этом утонул сам, хотя глубина озера не превышала 1,2 м.

Король в поздние годы своей жизни.

Двоюродной сестре короля, австрийской императрице Елизавете Баварской (известной также как Сиси) - пожалуй, самому близкому другу Людвига - принадлежит единственное правильное объяснение этих событий: «Король не был безумен. Он просто был эксцентричной особой и жил в мире своих мечтаний. С ним могли бы обходиться милосерднее».

Интерьер замка Нойшванштайн.

Область Альгау в Баварии имела большое стратегическое значение в Средние века, поэтому там когда-то было четыре замка. Именно здесь Людвиг решил построить свою «изящную игрушку из взбитых сливок». Предварительные чертежи графа фон Поччи и Кристиана Янка показывают, что центральная часть Нойшванштайна была сконструирована по образцу замка Вартбург. Людвиг II настаивал на том, чтобы здание сливалось с окружающей средой.

С весны до осени сюда везли поразительное количество строительных материалов. Только в 1879-1880 годах для строительства понадобилось более 5000 тонн нюртингского песчаника, более 510 тонн зальцбургского мрамора и 400 000 кирпичей. Весь фасад был отделан известняком из Альтершрофена.

Обстановкой и окончательной отделкой интерьеров занимались архитекторы, специализировавшиеся также на театральных декорациях, резчики по камню, живописцы и специалисты по керамике. Общая стоимость замка превысила 6 миллионов марок. Покои его разнообразны и чрезвычайно пышны.

Большинство из них украшены картинами, в которых оживают герои германских саг и священные короли Германии. Характерен в этом смысле Тронный зал с его смесью мозаичных украшений в готическом, романском и византийском стилях и бронзовой люстрой в форме короны весом более тонны.

Предметы мебели выполнены в популярном в ту эпоху неоготическом стиле. Помимо всего этого, здание по указу короля было оборудовано по последнему слову техники - например, электрическими звонками и вполне функциональной кухней.

Замок Нойшванштайн — сокровище Альп При первом взгляде на этот замок кажется, что кто-то забыл здесь свою игрушку — настолько нереальными кажутся башни Нойшванштайна цвета слоновой кости, парящие на фоне темно-зеленых елей. Хотя если подойти поближе — ощущение сказочности вряд ли отпустит, потому что станут видны ещё сотни мелочей, совершенно не вписывающиеся в реальность альпийских склонов, придающих фон этой немецкой сказке… Попасть сюда можно, пройдя по тропинке, начинающейся у подножия другого живописного замка — Хоэншвангау. Там, где из леса внезапно возникает скала, а склон так крут, что кажется непреодолимым — там и стоит этот замок. К сожалению, сегодня сюда прибывают толпы туристов, а очередь желающих посетить это чудо растягивается на полкилометра — ведь этот замок является наиболее часто фотографируемым и наиболее посещаемым туристами в Баварии строением…

Летом экскурсии по замку немного короче, чем зимой, так как иначе просто невозможно было бы обслужить весь несметный поток туристов, жаждущих хоть на пару часов попасть в сказку. Поэтому лучше посещать Нойшванштайн осенью или даже зимой — виды открываются не менее зрелищные, а туристов в разы меньше).
Замок Нойшванштайнбыл возведён по указанию "сказочного короля" Людвига II, очень не любившего Мюнхен, но любившего строить, как писал Фейхтвангер, “в разных труднодоступных местностях дорогостоящие, роскошные замки”. И все его строения получались удивительно красивыми, как в сказке, за что короля и прозвали “сказочным”.
В отличие от Людвига I и Максимилиана II, Людвиг II строил не для общественности, а для себя, и даже иногда подумывал о том, чтобы приказать снести построенный им замок после своей смерти.
О своём собственном чудо-замке Людвиг II начал мечтать ещё в детстве. С раннего возраста он любил участвовать в театральных представлениях и наряжаться. Лето королевская семья проводила в Хохеншвангау, родовом имении Швангау, которое отец Людвига Максимилиан II приобрел в 1833 году. Сам немного романтик, Максимилиан для работы над проектом реставрации замка нанял не архитектора, а художника-сценографа.

Строительство замка началось в 1869 году и продолжалось вплоть до 1886 года. Посвящён он был рыцарю Лоэнгрину и первоначально задумывался как трехэтажная готическая крепость. Кстати, Нойшванштайн буквально переводится как “Новый лебединый утес”.
Постепенно проект претерпевал изменения, пока замок не превратился в пятиэтажное сооружение в романтическом стиле, что больше всего, по мнению Людвига II, соответствовало легенде.
Людвиг II не жалел денег на воплощение в жизнь своих фантазий, поэтому для работы в Нойшванштайне и в других местах были наняты лучшие мастера, живописцы, скульпторы и резчики по дереву. К сожалению, его строительные проекты опустошали государственную казну и мешали исполнению его монарших обязанностей, что и стало впоследствии определяющим фактором в его судьбе.
Замок Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей — переднего и заднего Швангау. Людвиг II приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки “сказочного дворца”.
После строительства дороги и прокладки трубопровода, 5 сентября 1869 года, был заложен первый камень в фундамент огромного замка. Строительство было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю, а мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, так называемые “ведуты” (живописные изображения).
В 1869—1873 годах были построены ворота. Личные покои короля на третьем этаже, а также комфортабельные помещения на втором этаже способствовали удобству всего строения.
Начиная с 1873 года строительные работы велись в очень напряжённом темпе. В 1883 году строительство дворца было завершено, была закончена также отделка 1, 2, 4 и 5 этажей. Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II и провёл четверть всего времени за последние два года до своей смерти.
Трудно себе представить, с какими проблемами тогда приходилось сталкиваться и какое количество стройматериала требовалось, ведь один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, предоставил в 1872 году не менее 450 тонн цемента, а фирма "Унхох" в том же году поставила на стройплощадку 1 845 гектолитров извести.
Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся Зальцбургский мрамор. Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге — их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков.
В 1880 году на строительстве было задействовано 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих.
После смерти короля все строительные работы были приостановлены вследствие чего третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены, а главная 90-метровая башня замка с церковью в готическом стиле, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.
При том, что издали замок кажется игрушечным — в реальности у него весьма внушительные размеры. Очевидцы утверждали, что над изготовлением резной деревянной кровати Людвига II в готическом стиле, увенчанной замысловатой и хрупкой деревянной резьбой, в течение четырех с половиной лет трудились пятнадцать мастеров-резчиков. Картинное убранство королевской спальни посвящено в основном истории Тристана и Изольды, глубоко поразившей 20-летнего короля. Одноименная опера Рихарда Вагнера была поставлена в 1865 году во время пребывания короля Людвига II в Мюнхене.
К спальне примыкает маленькая молельня Людвига II. Она посвящена святому Людовику — королю Людовику Французскому — в честь которого был назван монарх. В разрисованный стрельчатый свод врезан богато украшенный резьбой створчатый алтарь.
Замок производит впечатление театральной декорации, а отчасти и является ею, поскольку создавался под деятельным руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. В итоге, во внутреннем убранстве замка пересекаются различные архитектурно-художественные стили —сочетание мавританских, готических и барочных элементов: тут и колонны-сталактиты, и тронный зал в декадентско-византийском духе, и певческий зал с изысканным освещением, предназначавшийся для постановок вагнеровских опер. Каждый зал замка — это гимн операм Вагнера, героям германских легенд. Архитекторы Долльманн и Ридель создавали Нойшванштайн под впечатлением от замков на Рейне и цитадели в Нюрнберге. При этом все здание было оснащено самой передовой для того времени системой отопления, на кухне функционировал водопровод с холодной и горячей водой. К сожалению, замок так и не был завершен, поэтому сегодня можно осмотреть только четвертый и пятый этажи.
На четвертом этаже находится сводчатый вестибюль в форме трапеции, пол которого сложен из двух миллионов камешков мозаики, изображающей животный и растительный мир. Всего в замке содержится более 360 залов, а обилие золота, украшений и лебедей создает тяжелую и помпезную атмосферу. Тронный зал Нойшванштайна напоминает зал в замке Грааль из oперы “Парсифаль”. Несмотря на то, что Тронный зал не был завершён, он является, без сомнения, самым впечатляющим внутреннем залом замка. В нём король хотел воспеть милость Бога. Базиликоподобная закладка со специальной нишей для трона должна была говорить о религиозной связи между Богом и королём. Планы помещения в роскошном византийском стиле были созданы Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом. Это двухъярусный зал с длинными рядами колонн, украшенный имитацией порфира и лазурита. Особенно красивым в этом зале является мозаичный пол работы Детона из Вены. На его поверхности виден небесный шар с изображениями животных и растений. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн — пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурита. Заканчивается Тронный зал полукругом позолоченной апсиды. Девять ступеней из каррарского мрамора ведут к помосту, где должен был встать трон из золота и слоновой кости. Однако этому уже не суждено было осуществиться… Под сияющим голубым небосводом купола восседает Христос, окруженный Марией и Иоанном, а ниже располагаются короли-святые: Казимир, Стефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и Людовик, выполненные рукой Вильгельма Хаусшильда. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов — носителей божией воли. Драгоценный канделябр в форме византийской короны из позолоченной меди весит 18 центнеров и вмещает 96 свечей.
В гостиной (или Большом салоне) хранится символ легенды о Лоэнгрине, рыцаре-лебеде, с которым король любил себя сравнивать, - ваза в виде лебедя. Однажды, по недосмотру, в вазу налили воду, и вылить её оттуда можно было, только перевернув массивное произведение искусства. Но риск разбить чудесную вазу в таком случае был бы слишком велик, и тогда решили пожертвовать одной лебединой лапой, дабы спасти всю вазу от уничтожения и избавить её от уже изрядно протухшей воды. В итоге лебединая лапа была отколота и вода вылилась из образовавшегося отверстия, как из крана.
В Зале Певцов при короле так никто и не спел — только в наше время здесь стали проводить замечательные концерты. С 1933 года в Нойшванштайне в рамках Вагнеровского фестиваля проходят концерты классической музыки. Сегодня они проводятся только в сентябре, при этом билеты раскупаются задолго до начала фестиваля. Зал Певцовявляется копией зала готического замка в Вартбурге. Потолок зала отделан деревянными панелями с узорами и изображениями знаков Зодиака. Чудесные орнаменты украшают и стены зала, а также Певческую аркаду. Прямо под Залом Певцов находится искусственный грот с подобающими в таких случаях сталактитами и сталагмитами. Сейчас в нем нет воды, хотя изначально здесь был небольшой каскад. Здесь же находятся королевские кухни — гигантские комнаты, где, кажется, и сейчас снуют многочисленные слуги и повара.
На первом этаже расположена просторная королевская кухня с печами и жаровнями, разделочными столами и начищенной до блеска посудой. Чтобы не нарушать уединения короля во время трапезы, был сконструирован специальный механизм для транспортировки накрытого стола из кухни в столовую. Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера. Они изображают миннезингеров, а также сцены из легендарного песенного состязания в Вартбурге 1207 года.
Из окон замка и с площадки перед входом в него открываются виды на великолепные пейзажи Верхней Баварии.
Кстати, частью живописного вида должен был стать ещё один замок выше в горах, план постройки которого так никогда и не был осуществлен.
В конце-концов Баварское правительство решило избавиться от грандиозных строительных расходов чудаковатого короля, а, следовательно, и от него самого. В соответствии с разработанным в высших кругах планом, 9 июня 1886 года самый известный мюнхенский психиатр Бернард фон Гудден, запасшись подписями ещё троих врачей, никогда в глаза не видевших короля, объявил Людвига психически нездоровым. Людвиг прекрасно осознавал нависшую над ним опасность, но, тем не менее, предпочел идти навстречу своей гибели. Король под охраной был вывезен из Нойшванштайна в небольшой замок Берг на берегу озера Штарнберг. Там “больной” вел себя очень смирно, и его отпустили на прогулку в лодке в сопровождении доктора фон Гуддена, без охраны. Когда король и доктор не вернулись к ужину, их бросились искать. Тела были обнаружены через пару часов. Свидетелей происшествия найдено не было. Существует как минимум три версии того, что произошло в тот день на озере: 1. Официальная версия. Людвиг, не раз задумывавшийся о самоубийстве, считал, что лучший способ уйти из жизни - утопиться, так как тело при этом не калечится. В тот день он решился покинуть этот ненавистный ему мир, но доктор постарался помешать королю, за что поплатился жизнью… 2. Людвиг, будучи отличным пловцом, задумал сбежать, однако доктор активно возражал и был убит в жестокой схватке, а короля от холодной воды и пережитых впечатлений хватил удар… 3. И доктора, и короля утопили члены заговора от кабинета министров или родственники Людвига, желая привести к власти дядю Людвига, принца Луитпольда, в качестве регента при слабоумном наследнике престола принце Отто… После гибели короля все работы по строительству и отделке интерьеров Нойшванштайна прекратились, замок был объявлен национальным достоянием и с тех пор бережно сохраняется, будучи особой гордостью баварцев, некогда погубивших мечтателя, построившего его…
Здесь завершился спектакль жизни Людвига II, здесь остановились работы вопреки воле короля и воле жителей близлежащей деревни…
По слухам, в годы нацизма в замке располагалось одно из “идеологических” подразделений третьего рейха, изучавшее оккультизм, нибелунгов, рунамы и германский дух. Но даже нацисты, жестоко преследовавшие все сексменьшинства, признавали — романтизм короля Людвига II выше всех его пороков.
В конце Второй мировой войны в замке Нойшванштайн хранилась часть золота Рейхсбанка, а в последние дни войны золото было увезено в неизвестном направлении. По слухам, оно было утоплено в ближайшем озере Алат. В замке также хранились украденные драгоценности, картины, мебель, которые предназначались для личной коллекции Гитлера.
Видом Нойшванштайна был некогда очарован Чайковский — и именно здесь, как полагают некоторые историки, у него родился замысел балета “Лебединое озеро”.
Часто, вследствие высотного расположения, замок окутывает Альпийским туманом… В такие минуты кажется, будто он парит в пустоте…

Выше в горах над ущельем повис романтичный мостик Мариенбрюке. Подвесной мост, ещё более старый, чем Нойшванштайн, натянут на высоте 92 метра над 45-метровым водопадом. Первоначально деревянный мостик, замененный в 1866 году на современную металлическую конструкцию, он получил свое название в честь матери короля Людвига II, королевы Марии, принцессы Прусской. С этого мостика открывается впечатляющий вид на замок и окрестности, а также на 45-метровый водопад.
Кстати говоря, замок Нойшванштайн стал источником вдохновения при строительстве замка Спящей красавицы в Парижском Диснейленде

Пишет chistoprudov Поднявшись в 4 утра, мы отправились за 350 км от Ландау почти к самой границе с Австрией — в Южную Баварию к подножию Альп. Там на одном из утесов рядом с городком Фюссен и деревней Швангау находится самый популярный туристический объект в Баварии — королевский замок Нойшванштайн. Ежегодно посмотреть на творения Людвига II приезжает около миллиона туристов!

1. Центр Фюссена. Здесь находится железнодорожный вокзал и большой информационный центр для туристов. Времени на прогулки по городу у нас не было и мы сразу отправились в Швангау к замкам, хотя сам по себе городок очень милый.

2. Оказалось, что мы приехали слишком рано, можно было поспать на час подольше.

3. Осенью в солнечный день здесь, наверное, волшебно...

4. Как и большинство туристов, мы ринулись к самому замку (хотя читатели меня предупреждали, что внутри делать нечего). Не послушал. Вблизи замок не так сильно впечатляет, как издалека.

5. Экскурсию по замку можно не брать. Сэкономите время и деньги. Цитата из случайно подслушанного разговора других русско-говорящих туристов: «Марина, шо это за паркет? Фуфло! Наш эрмитаж намного круче!»
Захотелось скорее отделится от русской группы.

6. Виды с балконов Нойшванштайна на Фюссен и Швангау.

7. На холме виднеется второй, более старый замок Хоэншвангау.

9. Не впечатлившись экскурсией, мы отправились по закрытой на зиму пешеходной тропе к мосту Маринбрюке, откуда открывается один из «открыточных» видов на замок. Стоит заметить, что зимой практически все пешеходные маршруты (а их общая протяженность около 120 км) закрыты, но туристы, особенно русские, перелезают через забор и отправляются на прогулку. Мы не исключение.

10. Мост вроде бы близко, но идти до него по снегу минут 25-30.

11. Один из популярных и доступных видов на замок. Самые выгодные ракурсы можно найти, гуляя по тропе от фуникулера на горе Тегельберг до этого моста, но зимой там не пробраться. Дорожки никто не чистит. Еще один минус посещения этого места зимой — замок освещен солнцем только в короткий промежуток времени после обеда. Все остальное время он находится в тени на фоне светлой долины. Это при условии, что солнце вообще есть. Удачей считается попасть в такие погодные условия, когда вся долина закрыта облаками и замок одиноко плавает в белоснежном море.

12. Лично я, насмотревшись на фотографии Нойшванштайна в интернете, ожидал увидеть более впечатляющие виды. Оставалась надежда на фуникулер.

13. Подъем на гору Тегельберг — лучшей момент, чтобы посмотреть на Нойшванштайн на фоне гор в зимнее время. С самой горы замок не видно, эти фотографии я сделал, высунувшись из окна кабинки фуникулера.

14. Хоэншвангау.

15. За несколько минут мы поднялись на высоту 1200 метров.

17. Фюссен.

18. Деревня Швангау.

19. Панорама долины.



Увеличить изображение

20. Альпы.

22. Это уже Австрийские вершины.

31. Спуск обратно. Чтобы прокатиться на фуникулере туда-обратно, нужно приготовить 17,5 евро. Отдельно подъем стоит 12, а спуск — 10. Длина горнолыжного трассы около 1,5 км.

32. Вывод: зима — не лучшее время, чтобы охотиться на красивые виды с Нойшванштайном.

33. А это уже Австрия.

34. По моим планам мы должны были проехать по живописному маршруту среди альпийских гор, но увы...

35. Через 20 км после границы (которую мы даже не заметили) у нас сломалось сцепление. Оно работало, но не позволяло переключать передачи. Позже мы нашли выход — передачи переключались при выключенном двигателе.

36. Так и ехали обратно — заводим на первой передаче... Разгон... Глушим движок... Вторая... Заводим, разгоняемся дальше... Глушим... Третья... Заводим... Пык-мык, но доехали.

37. Австрия нам не далась. Жаль. Значит в следующий раз.

* Все фотографии открываются в большом размере (1920х1200px - Full HD).


В своем рассказе о путешествии в я рассказал о и .

А также о знаменитом пивном фестивале .

Чуть позже написал о баварских замках , ,

Напомню, что речь шла ранней осени, когда вся Бавария наряжалась в пышный осенний наряд.

А это зимние (совсем “свежие”) снимки баварских замков.


Замок-сказка, затаившийся в лесных массивах Баварских Альп, настоящий шедевр, заслуживший сумасшедшую популярность у туристов и приносящий баснословную прибыль Германии.


Нойшванштайн стал прототипом замка Спящей красавицы в Парижском Диснейленде, источником вдохновения Чайковского для балета "Лебединое озеро" и воплощением любви Людвига II к музыке Вагнера.


Вряд ли найдутся другие замки Германии, хранящие больше экспонатов демонстрирующих королевское восхищение композициями Вагнера - гобелены с изображением сцен из его опер по-прежнему бережно хранит чарующий замок Нойшванштайн.






В небольшой баварской деревне Швангау, которая расположена в лесистой местности на юге Германии, находится один из самых красивых замков Европы – замок Хоэншвангау.

Побывать в этом удивительном месте, которое в свое время было излюбленной резиденцией баварских королей, мечтает практически каждый турист, прибывший в Германию для ознакомления с достопримечательностями страны. Даже само название замка, которое дословно переводится на русский язык, как «высокий лебединый край», не сможет не заинтересовать гостя Баварии.


Если посмотреть на фотографии Хоэншвангау, сделанные с высоты птичьего полета, может показаться, что замок будто вырос посреди густого леса, и нет ни единой тропинки, которая вела бы к архитектурному шедевру.

Естественно, это не так, Хоэншвангау, как и расположенный прямо напротив него Нойшванштайн, считаются одними из главных точек на туристических маршрутах: к ним постоянно организовываются многочисленные экскурсии, а некоторые гости Баварии, воспользовавшись туристическими проспектами, добираются до архитектурных шедевров самостоятельно.

Поэтому тропинки, и даже дороги с качественным асфальтированным покрытием там есть, просто они спрятаны архитекторами среди деревьев таким образом, чтобы у посетителей складывалось ощущение, что они оказались в сказочном месте, где нет места шуму и суете, свойственным крупным мегаполисам.


По большому счету Хоэншвангау и возводился с целью, чтобы позволить членам королевских семей быть ближе к удивительной природе, наслаждаться прекрасными лесами и великолепным, кристально-чистым озером, находящимся неподалеку от двух замков.

Особый интерес у туристов вызывает еще и тот факт, что в Хоэншвангау большую часть своей, увы, короткой жизни, провел знаменитый «сказочный король», по приказу которого был построен замок Нойшванштайн. «Сказочный король» Людвиг II, несмотря на свои странности и особое мировоззрение, которое было мягко сказать не по душе правителям Баварии, сумел оставить после себя огромное количество архитектурных шедевров.

October 10th, 2011 , 10:19 pm

Ну и,наконец, главная цель нашей поездки в Баварские Альпы - Нойшванштайн. Автобус высадил нас в местечке Хоэншвангау, который расположен недалеко от города Швангау. Отсюда открывается вид на гору со знаменитым замком...

Хоэншвангау (Hohenschwangau)

Здесь же, на другом холме, расположился замок Хоэншвангау. Первое упоминание крепости относится к XII в. Этот замок-крепость был построен рыцарями Швангау. В XVI в. род рыцарей Швангау пресёкся и крепость стала постепенно разрушаться. Кронпринц Баварии Максимилиан, будущий король Максимилиан II купил эти руины, и в 1832-36 гг. замок был отстроен заново. Король Людвиг II провёл в этом замке большую часть жизни, здесь он принимал композитора Рихарда Вагнера.
Интересно, что до XIX в. этот замок назывался Шванштайн. А на месте нынешнего Нойшванштайна стояли 2 крепости - Передний и Задний Швангау. Таким образом, замки как-бы поменялись своими названиями.


Замок имеет несколько интересных залов и комнат.
В Зале лебединого рыцаря можно увидеть изображения из саги о лебедином рыцаре Лоэнгрине.
В 1833 г. кронпринц Максимилиан посетил Турцию - отсюда влияние турецкого стиля на обстановку спальни королевы. Канапе были подарены баварскому кронпринцу самим турецким султаном Мухамедом II.
Картины Зала героев отображают сагу о Велькине, которая является частью эпопеи о Дитрихе фон Берне. Сказание было потеряно в Германии, но позднее, благодаря Норвежскому пересказу, стало вновь известно в XIII в.
В комнате Гогенштауфена стоит фортепиано, так называемый «рояль Вагнера», сделанный из клёна. Король Людвиг II, будучи хорошим пианистом, часто просил Рихарда Вагнера сыграть что-либо из своих произведений.
Часовню украшают две русские иконы, подаренные королю русским царём Александром II.


Замок Хоэншвангау (Schloss Hohenschwangau)

Для посещения замка Нойшванштайн весь наш автобус был разделён на 3 группы по национальному признаку. Каждая партия туристов получила своё время посещения замка. Русские оказались в 3-й группе, таким образом, сперва мы отправились обедать.


После обеда мы потопали к замку, к которому ведёт дорога в горку. Подъём пешком занимает около 20-25 минут. Вокруг - красивая природа.


Хоэншвангау (Hohenschwangau)

Желающие могут воспользоваться лошадиными повозками. Автомобили тут не ездят. Только трактор гонял, расчищая дорогу от снега.


Хоэншвангау (Hohenschwangau)

Нойшванштайн буквально переводится как "Новый лебединый утёс". И если в русском языке нет большой разницы - Нойшванштайн или Нойшвайнштайн, то в немецком языке лебединый утёс превратится в свиной.


Хоэншвангау (Hohenschwangau)

Окружающие пейзажи очень красивы.


Хоэншвангау (Hohenschwangau)

На билетах указан номер группы и время начала экскурсии. У входа в замок стоят турникеты, пока не наступит ваше время - пройти нельзя. На входе дают трубки-аудиогиды. Есть и русский язык. Группу сопровождает сотрудник музея, который при входе в новое помещение врубает нужный аудиотрек.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Нойшванштайн - самое известное детище "сказочного короля" Людвига II. Первый камень был заложен 5 сентября 1869 г. Строительство было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

В 1869-73 гг. были построены ворота. Начиная с 1873 г. строительные работы велись в очень напряжённом темпе. В 1883 г. строительство дворца было завершено. Весной 1884 г. король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II провёл достаточно много времени в последние два года жизни.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Для строительства были необходимы огромные затраты. Один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, поставил в 1872 г. не менее 450 тонн цемента. В том же году фирма «Унхох» поставила 1 845 гектолитров извести. Песчаник для портала и эркера был привезён из Нюртингена земли Вюртемберг. Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из-под Зальцбурга. Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков. В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Внутри замок не так эффектен как Линдерхоф, но всё же и тут есть интересные помещения.
Например, зал певцов. Король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале, вдохновившей Вагнера к созданию своего произведения. В период жизни короля зал певцов никак не использовался. Лишь в 1933 г., в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера и вплоть до начала войны в 1939 г. в замке проводились праздничные концерты. В 1969 г. было принято решение возобновить концерты.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Несмотря на то, что тронный зал не был завершён, он является, пожалуй, самым впечатляющим. В нём король хотел воспеть милость Бога. Полотна Вильгельма Хаусшильда над пустым тронным местом изображают шесть королей, причисленных к святым. Завершается ниша изображениями Христа, Марии и Иоанна. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов. Особенно красивым в этом зале является мозаичный пол работы Детона из Вены. На его поверхности виден небесный шар с изображениями животных и растений. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн - пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурита.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

В интерьере замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинным германским легендам. Лебединым мотивом пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь - геральдическая птица старинного рода графов Швангау, преемником этого рода считал себя отец Людвига, Максимилиан II Баварский.
В конце Второй мировой часть золота Рейхсбанка хранилась в замке. В последние дни войны золото было увезено в неизвестном направлении. По слухам, оно было утоплено в озере Алат. Если ещё вспомнить австрийское озеро Топлиц, то видимо, золото Рейха затоплено практически в каждом втором озере этого региона.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

История самого Людвига II (1845-86) довольна трагична, чем-то она похожа на судьбу наших императоров Петра III и Павла.
Королём Баварии Людвиг стал в возрасте 18 лет в 1864 г. Он никогда не был женат. В 1867 г. Людвиг помолвился с Софией Баварской, потом более полугода оттягивал конец (брак) и в конце концов неожиданно для многих расторг помолвку. В последние годы жизни король всё больше сторонился публики. Он уединился в замке Нойшванштайн, пил шампанское и коньяк в неумеренных количествах. Его долги росли, строительство некоторых замков было приостановлено. День и ночь поменялись у Людвига местами, за что его стали называть «лунным королём».


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

8 июня 1886 г. консилиум врачей на основании показаний свидетелей и без личного осмотра пациента объявил Людвига II «неизлечимо душевнобольным». 9 июня правительство лишило короля дееспособности. Король был взят под охрану и 12 июня перевезён в замок Берг. Вечером 13 июня Людвиг отправился на прогулку в замковый парк с профессором фон Гудденом. Оба они погибли в воде Штарнбергского озера при до сих пор невыясненных обстоятельствах. Их тела были обнаружены на мелководье около 23-00 того же дня. По официальной версии доктор пытался предотвратить самоубийство короля и при этом утонул сам. Но точная картина произошедшего тем вечером на берегу Штарнбергского озера так и осталась неизвестной.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

После смерти короля все строительные работы были приостановлены. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены. Главная башня замка с церковью в готическом стиле, высотой 90 м, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Замок Нойшванштайн стал прототипом замка Спящей красавиц в Парижском Диснейленде.
В 2007 г., когда в интернете шли выборы Новых чудес света, Нойшванштайн вошёл в число 20 финалистов, но в заветную 7-ку не попал. Как ни странно замок пока не входит и в список наследия ЮНЕСКО, он является лишь кандидатом с 2009 г.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Наиболее красивый вид замок имеет с окрестных холмов. Также неплохой обзорной площадкой является мост Марии. Первый деревянный мост был построен в 1845 г. при Максимилиане II и назван в честь его супруги, Марии Фридерики Прусской (матери Людвига II). Мост перекинут через ущелье Поллат на высоте 92 м. Честно говоря, мы не увидели дорогу к нему, да и времени оставалось не так много.


Мост Марии (Marienbrucke)

На обратном пути сопровождающая всех приглашала в спорт-бары, т.к. в этот день местная "Бавария" играла в плэй-офф Лиги Чемпионов в Милане с "Интером". Баварцы победили 1-0. Но, к сожалению, через 2 недели уступили дома и выбыли из розыгрыша. А в нынешнем сезоне "Баварии" надо будет вдвойне стараться выступить успешнее, ведь именно мюнхенская "Аллианц-Арена" станет местом финала Лиги в мае 2012 г.


Хоэншвангау (Hohenschwangau)

Вообще, Бавария - это латинское название этих земель. А в немецком языке (да и в большинстве других) используется название Байерн (Bayern). Даже пиво "Бавария" - вовсе не немецкое, а нидерландское.
На этом наше пребывание в Германии завершилось, впереди снова Австрия - Зальцбург.