Дольмены и кромлехи. Основные типы мегалитов. Тайна пока остается тайной

Страной мегалитов можно назвать Бретань. Именно из слов бретонского языка, в конце XVII в., и были составлены названия основных типов мегалитических построек (дольмен: daol - стол, men - камень; менгир: men - камень, hir - длинный; кромлех: кromm - закругленный, lec"h - место). Культовые камни в мифологии северо-запада // www.perpettum.narod.ru/essari.htm В Бретани эпоха мегалитического строительства началась около 5000 до н.э. и завершилась около 2500 до н.э. Строители мегалитов не являлись автохтонным населением Арморики. Они пришли с берегов Средиземноморья, постепенно продвигаясь на северо-запад от южного и западного берегов Иберийского полуострова, густо заселив сначала берег Морбиана, между реками Вилен и Этель, а затем и другие земли нынешней Бретани, поднявшись вглубь полуострова по рекам и продвигаясь вдоль побережья.

Дольмены

Дольмены, обычно представляют собой "ящики", составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Речь идет о следах захоронений, в основном коллективных, небольших или колоссальных, первоначально покрытых камнями (каирны) или землей (курганы), и, несомненно, снабженных дополнительными конструкциями из дерева. Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций.

Вариации дольменов очень многочисленны, и их архитектура изменялась с течением времени. Наиболее древние, были большого размера, но погребальные камеры в них были сокращены; это позволяет предположить, что они были предназначены для некоторых, наиболее значительных деятелей племени. Со временем, объем дольменов сократился, в то время как размеры погребальных камер выросли, и они стали настоящими коллективными могилами. В местечке Шоссе-Тиранкур (Chaussйe-Tirancourt), в Парижском Бассейне, во время исследования подобного захоронения, археологи обнаружили около 250 скелетов. К сожалению, кислотность почвы часто приводит к уничтожению костей. В бронзовом веке, захоронения снова становятся индивидуальными. Позже, во времена римского владычества, некоторые дольмены были приспособлены для удовлетворения религиозных нужд завоевателей, о чем говорят найденные в них многочисленные терракотовые статуэтки римских божеств.

Менгиры

Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. "Рекордсменом", был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т. В настоящее время, все самые крупные менгиры находятся в Бретани:

Менгир в Керлоас (Финистер) - 12 м.

Менгир в Каелонан (Кот-д`Армор) - 11,20 м.

Менгир в Пергаль (Кот-д`Армор) - 10,30 м. Хокинс Дж. Кроме Стоунхенджа. М., 1975. С. 63

Существуют, также, менгиры, выстроенные в линию, иногда в несколько параллельных рядов. Самый грандиозный ансамбль такого рода, находится в Карнаке, и насчитывает около 3000 менгиров. Он, безусловно, является наиболее знаменитым мегалитическим ансамблем Бретани и одним из двух (наряду со Стоунхенджем) в мире.

Предназначение менгиров, которые не являются надгробными памятниками, остается загадкой. Из-за отсутствия инструкции по употреблению, оставленной строителями для будущих поколений, археологи осторожно манипулируют несколькими гипотезами. Эти гипотезы, не исключающие друг друга, варьируются в каждом конкретном случае и зависят от самых разных факторов: менгиры изолированные или нет; ряды камней составлены из одного ряда или нескольких, более или менее параллельных; менгиры ориентированные читаемым способом, и т.д. Некоторые могли отмечать территорию, указывать на могилы, или относится к культу вод.

Но гипотеза наиболее часто высказываемая, относится к нескольким большим, сориентированным между востоком и западом рядам камней. Есть предположение, что это атрибуты cолярно-лунного культа, вкупе с сельскохозяйственными методами и астрономическими наблюдениями, и собиравшие возле себя, большие скопления людей, например во время зимнего и летнего cолнцестояний. «Направление некоторых блоков согласно привилегированным направлениям, поддается анализу, - подчеркивает Мишель Ле Гоффи, бретонский археолог, - и когда случаи повторяются, иногда по четко отслеживаемой системе, с полным правом можно думать, что это не случайно. Это почти точно во многих случаях, как в Сен-Жюст и в Карнаке. Но сомнения будут существовать всегда, из-за отсутствия прямых доказательств. Археологические находки среди рядов камней - действительно очень туманны, было найдено немного глиняной посуды и обработанных кремней, но остатки ритуальных костров, датирующихся тем же временем, что и возведение мегалитов, позволяют думать, что они находились вне зоны проживания». Культовые камни в мифологии северо-запада // www.perpettum.narod.ru/essari.htm

Кромлехи

В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж.

Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами, лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник. На маленьком островке Эр Ланник (Er Lannic), в заливе Морбиана, располагается "двойной кромлех" (в форме двух соприкасающихся кругов).

Кем были строители мегалитов? Их нельзя назвать, но можно с большей или меньшей степенью точности, обрисовать их образ жизни.

В период регионального неолита (4500-2500 до н.э.), произошло радикальное изменение в способе жизни людей. Освоив азы сельского хозяйства и разведение скота, они переходят в этот период к "производительной" стадии (сельское хозяйство - разведение скота). Это изменение приводят людей к оседлому образу жизни и к развитию таких технологий как гончарное дело, ткачество, обработка камня.

Для чего эти народы воздвигали камни? Опыт показывает, что в каждой эпохе люди находили им какое-либо применение, в зависимости от временного контекста и личной фантазии. Люди эпохи бронзы устраивали могилы в дольменах и в рядах менгиров. Галлы, галло-римское население и крестьяне Средних веков, были, вероятно, восхищены возможностью использовать такие красивые камни, в укреплении или строительстве домов. Даже христианство, стремящееся к искоренению языческих культов, сделало это не самым радикальным способом, состоявшим в разрушении мегалитов, вместо этого многочисленные камни были "христианизированы", путем переделывания их в кресты, как в менгир Сен-Узе в Племёр-Боду (Pleumeur-Bodou), департамент Кот-д`Армор. Ну а американские "Джи-Ай" в 1945 собирались использовать ряды карнакских камней как противотанковую защиту от немцев.

Уже на заре развития цивилизаций люди начинали строить грандиозные сооружения, позже становившиеся известными на весь мир. Не исключением стал и кромлех Стоунхендж в Великобритании, возраст которого лишь слегка отстает от знаменитых египетских пирамид .

Что такое Стоунхендж? История и интересные факты

Кромлех – это древнее сооружение из камней, поставленных вертикально, образующих одну или несколько окружностей. К этому типу древних построек как раз и относится Стоунхендж в Англии.

Несмотря на все свое величие и древность, в классический список чудес света Стоунхендж попасть не смог. Да и вообще упоминаний в трудах греческих и римских ученых о нем нет, видимо груды камней не восхищали людей того времени.

Зарисовка конца XIX века

О строительстве комплекса Стоунхенджа у местных жителей ходили легенды. Его сооружение приписывали как Мерлину, так и допотопным гигантам. Жители древней Великобритании называли это сооружение «Пляской Великанов».

Исследования кромлеха Стоунхенджа начались еще при короле Якове I . А в 1655 году выходит в свет первая книга, посвященная этой постройке, автора Джона Уэбба. В 60-х годах XX века астроном Джеральд Хоукинс поставил точку в исследованиях Стоунхенджа. Он показал, что это каменное кольцо могло использоваться как очень точная обсерватория, позволяющая древним британцам проводить астрономические наблюдения и вычисления.

Реконструкция Уильяма Стьюнкли

Время постройки Стоунхенджа оценивается между 1900 и 1600 годами. На его возведения понадобилось не одно столетие и труд очень большого числа людей, хотя и в те времена в Великобритании людей было немного. На Солсберийской равнине в те времена были замечены сразу несколько народов: уиндмиллхиллские люди, бикеры, уэссекцы. Сейчас точно нельзя сказать, кто построил Стоунхендж из них. Некоторые исследователи предполагают, что к возведению сооружения приложили руки все эти народы.

Как строили Стоунхендж?

Камни Стоунхенджа, используемые в строительстве, имеют разную природу. Это и долерит, и вулканическая лава, и вулканический туф. Есть песчаник и известняк. Анализ местности показал, что часть камней доставлялась из участка, находящегося в 210 километров от места возведения. Их могли доставлять как по воде, так и на катках. Даже проводили исследования, которые показали, что группа из 24 человек способна перемещать камень, весящий одну тонну, на один километр в сутки. Самые же тяжелые камни доставляли сюда из более близкого места, находящегося в 30 километрах. Вес самых больших камней достигает 50 тонн. Подобные глыбы древние строители могли доставлять только за несколько лет.

Обработку камней вели в несколько этапов. Методом удара и обработки огнем и водой нужные камни подготавливали к транспортировке. А уже на месте проводилась тонкая обработка и шлифовка.

Реконструкция

Интересен и процесс установки камней кромлеха Стоунхендж в Англии. Так перед укладкой «кирпича» выкапывалась яма, отвесная с трех сторон и пологая с другой. Лунку обкладывали кольями и по ним закатывали камень. Далее с помощью веревок монолиты поднимали и подкапывали. Но если с вертикальными камнями все понятно, то остается вопрос, как были установлены перекладины. Предполагалось, что для их водружения были сделаны насыпи, по которым затаскивали глыбы. Но на подобную работу ушло бы времени больше, чем на сооружение всего комплекса, да и следов возводимых насыпей обнаружено не было. Еще одно из предположений - камни поднимались с помощью бревен. Ставились бревна, и на них перетаскивался камень. Рядом сооружалась более высокая куча бревен, и камень поднимался на нее и т. д.

По подсчетам на постройку ушло 300 лет непрерывной работы тысяч человек. Разумеется, всплывает вопрос, для чего построен Стоунхендж и зачем были нужны такие тяжкие усилия. Часть археологов предполагает наличие у древних британцев культа Солнца, другие же говорят только об использовании комплекса в астрономических вычислениях.

Стоунхендж притягивает толпы туристов. Особенно это происходит в день летнего солнцестояния. В этот день Солнце встает ровно над Пяточным камнем, что еще раз подтверждает догадки об использовании Стоунхенджа в качестве древней обсерватории. Возможности этого каменного круга позволяют даже предсказывать затмения.

И хотя Стоунхендж не попал в список древних чудес света, искусность его сооружения не уступает знаменитым постройкам и притягивает ежегодно взгляды миллионов людей.

Где находится Стоунхендж на карте?

Стоунхендж находится в Англии (графство Уилтшир) в 13 километрах севернее Солсбери

Координаты - 51°10′43.9″ с. ш. 1°49′35.08″ з. д.

1. Первым домом человека была пещера - убежище, созданное природой. Но люди каменного века жили не только в пещерах. В самом конце неолита стали появляться укреплённые поселения - городища, появляются и земляные холмы - курганы , где хоронили богатых умерших.

В веке бронзы своего наивысшего развития достигли сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты.

Существуют три вида мегалитов:

· Менгиры - вертикально поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или образуют целые аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров. Менгиры бывают и едва отёсанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они, как правило, не были связаны с погребальными обрядами, а выполняли самостоятельную функцию (например, обозначали место проведения каких-либо ритуалов).

· Дольмены - это сооружения из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части.

· Кромлехи - каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложное мегалитическое сооружение. Иногда кромлехи окружали курган, иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии около Стоунхенджа (от англ. «СТОУН» - камен, «ХЕНД» - ров). Внешний вид камней имеет диаметр около 100 м. Их расположение симметрично направлено на точку восхода и захода солнца в дни летнего солнцестояния. Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений.

Краска. Её виды и составные части.

2. Ещё в палеолите были определены три составных части любой краски.

· Красящее вещество , или ПИГМЕНТ - растительного, животного и минерального происхождения. К растительным и животным красителям можно отнести, например: корни, листья, кора, плоды, высушенные и измельчённые насекомые. Из них получается жёлтый, синий, зелёный, коричневый цвет.

· Растворитель (жидкость) является основанием краски. Им может быть вода, масло, бесцветные или белые вещества. Например, к водяным краскам относятся: акварель, тушь, гуашь. В них связующим веществом является растительный клей. Если в водяной краске основой служит животный клей, то такая краска подходит для декоративных и строительных работ. Смесь животного и растительного клея рождает на свет темперу.

· Связующее вещество , в древности - яичный желток, кровь, мёд.

До сих пор краски различаются либо по природе красящего вещества (растительные, минеральные, синтетические), либо по свойствам связующего вещества (масляные, темпера, энкаустика, акварель, гуашь и т.д.).

Храмовый комплекс др. Египта. Храм как место встречи солнечного бога с людьми. Структура египетского храма. Типы египетских колонн.

1. Все заупокойные храмы находились на западном берегу Нила. Храмы, посвящённые богам, такие как Карнакский и Луксорский, были построены на восточном берегу.

Карнакский был главным храмом Амона-Ра и официальным святилищем страны. Его строили по проекту архитектора Инени несколько столетий. Храм неоднократно перестраивался. Он грандиозен со всех сторон: мощные пилоны с гигантами-статуями фараона перед ними, обширный колонный двор, гипостильный зал с целым лесом колонн высотой более 20 м и диаметром более 3 м.

Луксорский храм был вторым по значению в стране. На этом месте кого-то стояли Фивы, которые дважды были столицей Египта. Храм Амона-Ра в Луксоре (зодчие Аменхотеп и Майа) наиболее совершенный. Он отличается чёткой планировкой: два двора с портиками, Культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. В первом дворе - колоннада из 14 колонн 20-метровой высоты с капителями в виде раскрытых метёлок папируса. Всего колонн в храме около 150. Древнеегипетские колонны делились на следующие виды:

    Пальмовидная – капитель в форме листьев пальмы;

    папирусовидная с открытым и закрытым цветком;

    лотосовидная – капитель в форме цветка лотоса;

    хаторическая – капитель в виде головы богини Хатор.

Таким образом, в эпоху Нового царства сложился тип храма, который состоит из трёх частей:

1. Перистиль - огромный открытый внутренний двор, обнесённый колоннадой.

2. Гипостильный зал - закрытый колонный зал.

3. Святилище - с ладьей Ра в центре.

2. Рельеф, его смысл и виды .

Рельеф от лат. - приподнимать. Это один из видов скульптуры. В отличии от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие (только прямо). Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в неё. Выпуклый рельеф - барельеф и горельеф более распространён, чем углублённый, который применяется, в основном, для печатей и т.п. Рельеф с углублённым контуром и выпуклой формы применялся в Древнем Египте.

Египетские рельефы были трёх типов: слегка выпуклый, слегка углублённый по отношению к фону и врезанный контур при нетронутом фоне. В основу изображения был положен канон, который строго выполнялся до начала Нового царства. После чего появилось более свободное обращение с каноном.

Высокий рельеф известен с эпохи палеолита. Он был популярен в искусстве Древнего Востока, античности и средневековья, и получило особое развитие в эпоху Возрождения и последующие века.

Важнейшим средством выразительности рельефа принято считать, его возможность воссоздать сложные многофигурные композиции с перспективным построением пространственных планов, пейзажем и архитектурными сооружениями.

Кромлех — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс.
Термин произошел от кельтского (Уэльс): crom (сводчатый) и llech (каменное перекрытие). Это соответствовало дольменоподобным сооружениям. Поэтому в Уэльсе, а также частично по всей Британии, кромлехами называли то, что мы в русской (постсоветской) археологической традиции называем дольменами. А закольцованные каменные структуры в англоязычной традиции называют stone circles . Однако, последнее время даже на Британских островах для «дольменов» стали часто применять термин «дольмен», что создает определенную путаницу. На континентальной Европе больше утвердилось именно приведенное здесь определение «кромлеха». Тем не менее, при чтении нерусскоязычной литературы стоит применять определенную осторожность.



Кромлехи встречаются практически везде. Их назначение не всегда до конца ясно. Среди известных применений — ритуальное ограждение священного пространства с образованием «храма под открытым небом», календарная система визиров с отслеживанием положений Солнца и, возможно, Луны. Существуют теории, связывающие некоторые кромлехи с астрономическими наблюдениями. Есть кромлехи, выполняющие чисто технологические функции. Так, многие курганы обкладывались камнями и скалами для предотвращения расползания искусственного холма. И, конечно, существуют системы, в которых каждая из этих функций присутствует в той или иной степени.
Камни, составляющие кромлех, могут быть как продолговатыми в стиле менгира, или совершенно бесформенными валунами. Для технологических целей использовались обычно плоские плиты. Форма кромлеха чаще всего круглая или овальная, но встречаются и иные формы, например, в Хакасии (прямоугольные кромлехи) или на Мальте (мегалитические храмы - кромлехи в виде «лепестков»). Камень — не единственный строительный материал для кромлехов. Так, в графстве Норфолк (Англия) в зыбучих песках был обнаружен деревянный кромлех. Впрочем, есть данные, что и при строительстве некоторых знаменитых Английских кромлехов использовалось в первоначальном варианте дерево.
Самым известным кромлехом является Стоунхендж, расположенный неподалеку от города Солсбери в Великобретании.



На территории России кромлехи присутствуют повсеместно в самом разнообразном виде. Это и отдельные технологические кромлехи-обкладки дольменной культуры Кавказа, и обкладки курганов майкопской культуры, порой внушительные (но слабо сохранившиеся) кромлехи кеми-обинской культуры. На территории Европейской части можно упомянуть и северные жальники, и закольцованные структуры горы Воттоваары (Карелия). В общем, можно сказать, что такой удобный конструктивный элемент как кромлех использовался в России, как и во всем мире, очень разными культурами.
К ромлех Караундж
В Армении, в провинции Сюник, находится кромлех Караундж , который на 3500 лет древнее английского Стоунхеджа и на 3000 лет старше египетских пирамид.
В 200 км от Еревана, у г. Сисиан, находится доисторический памятник, состоящий из сотен вертикально поставленных больших камней со сквозными отверстиями в верхней части. Он расположен на горном плато на высоте 1 770 м над уровнем моря и занимает площадь более 7 га на левом берегу ущелья речки Дар, притока р. Воротан.
Предназначение памтника вызывает острейшие споры. Одни исследователи полагают, что на мистической территории Зорац Карер (Могучие камни) в III-II тысячилетиях до н.э. существовало округлой формы святилище, в центре которого располагался большой дольмен, то есть погребальный курган с каменными стенами и кровлей, окруженный мангирами - вертикально расставленными на земной поверхности изолированными монолитами.
Другие считают, что памятник значительно старше: по их мнению, еще в V тысячилетии до н.э. на этой территории функционировала обсерватория. Окруженная высокими горами местность действительно потрясает воображение. На площади в семь гектаров установлено по кругу около 300 вертикальных монолитов. Высота некоторых превышает два метра. Архитектура мегалитов образует два кольца разного диаметра. Центральный малый элипс памятника (45 на 36 метров) состоит из 40 камней.




Караундж (Зорац Карер) во многом напоминает знаменитый Стоунхендж. В день осеннего равноденствия восход солнца здесь можно наблюдать непосредственно над воторами восточного сектора центрального элипса, точно так же, как в день летнего солнцестояния - над обособленным от круга менгиромСтоунхенджа.
Высказывались предположения о возможном культовом либо астрономическом назначении памятника. В целях его изучения П.М. Геруни предприняты четыре научные экспедиции (1994-1997) в дни равноденствий и солнцестояний.
Измерены размеры памятника, проведена детальная топографическая съемка, измерены географические координаты (Ф =39/34, Л= 46/01), магнитное склонение места, закрытие горизонта, азимуты и углы места отверстий в камнях. Проведены многочисленные наблюдения и видео снимки через соответствующие отверстия в камнях в моменты восхода, захода, и кульминации Солнца и Луны в дни равноденствий и солнцестояний; и выполнен большой объем вычислительных работ.
Основные выводы - памятник имел тройное назначение:
а) храм АР-а (Солнца) главного Бога древних армян и его «секретаря» Тира - покровителя наук и письменности;
б) обширную и высокоразвитую обсерваторию, оснащенную каменными инструментами, позволяющими производить измерения с точностью до 30 секунд дуги (или 2 сек. времени);
в) университет. Памятник построен более 7 500 лет тому назад (т.е. за 3 500 лет до Стоунхенджа) и действовал в течение 5 500 лет. Необходимо дальнейшее тщательное исследование памятника разными специалистами. Хортицкий Кромлех
На Украине, в городе Запорожье, на острове Хортица ученые раскопали в земле на метровой глубине кромлех которому, по оценкам специалистов, более 5 тысяч лет — Хортицкий Кромлех. Найденные круги, расположены по соответствующей схеме и напоминают лабиринт. Учитывая это, специалисты склоняются к тому, что ранее это было святилище людей, которые жили в период медного века, и поклонялись небесным светилам — Луне и Солнцу. На данной площади, территория которой составляет около 100 квадратных метров, найдено 12 культовых колец из камня, возраст которых составляет не менее 5000 лет.



Уникальное географическое положение острова Хортица, обеспечило ему богатую историю и как следствие богатство археологических находок. Это одно из немногих мест, оставшихся после затопления Великого Луга водохранилищами запорожской и каховской электростанций, в котором археологи могут получить свидетельства материальной культуры народов, живших оседло на территории древнего Поднепровья.

Одним из наибольших из известных сооружений культового характера является найденное, и раскопанное в период 1993-1999 годов археологом национального заповедника Хортица Максимом Анатольевичем Остапенко святилище в северной части острова.

В пределах святилища не найдено никаких захоронений или костей от ритуальных жертвоприношений, что свидетельствует в пользу тех ученых, которые утверждают, что основой богослужения древних народов нашей земли составляли прославление Бога, почитание огня, возлияние ритуальных напитков.

Найденная керамика: курильницы для возжигания огня и благовоний, чаши, горшки, сосуды и фаллические стелы свидетельствуют о существовавшем культе плодородия и почитании огня у строителей святилища.

Явно прослеживается, что строители кромлеха почитали Солнце и «астральных божеств».

Итак, мы видим, что на ряду с курганами, где основной мыслью людей сооружавших их служила идея о кратковременности пребывания человека на земле, существует другой ряд памятников, которые указывают, на существование взглядов ставящих в основу своей идеологии идею продолжения жизни.
Стоунхендж
Таинственное сооружение с многовековой историей, вокруг которого сложилось огромное количество легенд – Стоунхендж до сих пор является загадкой, разгадать которую пока не под силу никому. Для чего несколько тысяч лет назад люди затратили столько усилий для его постройки? Был ли Стоунхендж храмом или древней обсерваторией? Нам остается лишь предполагать и догадываться.
Великобритания, графство Уилтшир, 13 километров от городка Солсбери. Здесь, посреди обычной английской равнины, и находится Стоунхендж — одна из самых известных построек в мире. В нем насчитывается 82 пятитонных мегалита, 30 каменных блоков по 25 тонн каждый, и 5 гигантских трилитов, вес которых достигает 50 тонн.


Само слово «Стоунхендж» очень древнее. Относительно его происхождения есть несколько версий. Оно могло образоваться от староанглийских «stan» (stone, то есть камень) и «hencg» (стержень — поскольку верхние камни фиксировались на стержнях) или «hencen» (виселица, пыточный инструмент). Последнее можно объяснить тем, что средневековые виселицы строились в форме буквы «П» и напоминали трилитоны Стоунхенджа.


Трилитон Стоунхенджа. Точность подгонки камней — почти как в египетских пирамидах.
Как только люди не ломали головы — зачем древним был нужен Стоунхендж? Самые первые из дошедших до нас упоминаний связывают его с легендой о короле Артуре — якобы этот монумент построил сам волшебник Мерлин (по другой версии, он перенес его своими чарами с горы Киллараус в Ирландии).
Другие истории «обвиняли» в строительстве Стоунхенджа самого дьявола. В 1615 году архитектор Иниго Джонс заявил, что каменные монолиты построили римляне — якобы это был храм языческого божества по имени Кнелус. В 18 веке исследователи обнаружили «астрономическую» функцию Стоунхенджа (его ориентация на солнцестояние) — так появилась версия, согласно которой эта постройка принадлежала друидам. В наше время некоторые специалисты утверждают, что по Стоунхенджу можно предсказывать солнечные затмения либо даже проводить сложные математические вычисления.
Стоунхендж — сооружение настолько древнее и непонятное, что даже фантасты не слишком уверены, что с ним делать. Идеи, которые они предлагают в своих произведениях, зачастую мало чем отличаются от версий некоторых ученых.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Зарождение архитектуры относится к эпохе позднего палеолита. Строительная деятельность, которая решала утилитарные задачи, стала постепенно обращаться на удовлетворение духовных потребностей человека. Эстетическое осмысление и придание постройкам идейного и образного содержания знаменовало приход нового явления – архитектуры.

Неолит дает человеку орудия труда из камня, которые повышают материальные возможности. Возникает наиболее развитый тип построек – здания, опирающиеся на деревянные сваи.

Металлические орудия, появившиеся в бронзовом веке, позволяют успешно обрабатывать камень. Получают широкое распространение мегалитические сооружения – постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных столбов.

Среди мегалитических сооружений выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи .

Менгиры – вертикально поставленные камни, иногда очень больших размеров. Это надгробные памятники, ставившиеся в одиночку или группами. Менгиры встречаются в сочетании с дольменами – сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную каменную плиту. Чаще всего дольмены служили погребальными камерами и, одновременно, надгробными памятниками.

Кромлех – это самый сложный тип мегалитических сооружений. Самый знаменитый из них – это кромлех в Стоунхендже (Англия).

Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности – курганы. Это распространенный вид сооружений мемориального характера.

Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития первобытного общества появляется новый тип архитектурных сооружений – каменные и деревянные крепости.

Мегалитические сооружения. Менгир. Дольмен. Кромлех

Кромлех в Стоунхендже (юг Франции) – самый знаменитый среди подобных сооружений. Стоунхендж (в переводе: «висячие (по-галльски – танцующие) камни») строился от 2000 до 1600 г. до н. э., в эпоху неолита и в начале бронзового века. Это сложное сооружение из огромных камней. Он представляет собой круг диаметром 30 м из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами; внутри – два кольца небольших камней, между ними по парно поставленные высокие блоки с плитами, образующие центр пространства. Этот монументальный мегалит, видимо, являлся астрономической обсерваторией. Стоунхендж строился в три этапа разными народами. На первом этапе кромлех возводился уиндмиллхиллцами (народ, населявший Англию в 2000 г. до н.э.). На втором этапе – бикерами (с ними в Солсбери пришел бронзовый век). Строительство закончили уэссекцы (производные от бикеров). Здесь уже виден четкий композиционный замысел – симметрия, ритм и соподчиненность элементов комплекса.