Царское село александровский парк белая башня. Белая башня. Месторасположение Государственного Музея-Заповедника «Царское Село»

Александровская колонна (Александрийский столп)

Это не только всемирно известный символ Петербурга, но самая высокая в мире (её общая высота – 47,5 м) свободностоящая триумфальная колонна. То есть колонна, вырубленная из монолитного куска гранита, никак не закреплена, – она удерживается на постаменте исключительно под собственным весом, который свыше 600 т.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

Проектировал Александровскую колонну зодчий Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, уроженец Франции, которого в России называли Август Августович. Творивший на рубеже эпох, Монферран определил пути дальнейшего развития русской архитектуры – от классицизма к эклектике.

Устанавливали готовую колонну на площади перед Зимним дворцом в 1832 году две тысячи солдат. При этом использовался ручной труд и канаты.

После того как «Александрийский столп» встал на пьедестал, по площади пронеслось громовое «Ура!», а государь, обратившись к архитектору, произнёс: «Монферран, вы себя обессмертили».

В течение двух последующих лет шла доработка монумента.

Колонна была завершена аллегорической фигурой ангела, который крестом попирает змею. Его легкая фигура, струящиеся складки одежды, строгая вертикаль креста подчеркивают стройность колонны. Автор статуи скульптор Борис Иванович Орловский.

И вот что интересно – памятник на Дворцовой площади, изначально посвященный победе России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, стал почти сразу восприниматься и как памятник основанию Российского государства. Это случилось в том числе и благодаря пьедесталу.

Александровская колонна

Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с изображением аллегорических фигур и воинских доспехов.

На трёх барельефах аллегории Мира, Правосудия, Мудрости, Изобилия и изображения воинских доспехов. Доспехи напоминают о боевой славе русского народа и эпохи Рюриковичей и эпохи Романовых. Здесь щит вещего Олега, который он прибил на ворота Царьграда-Константинополя, шлем героя Ледового побоища, благоверного князя Александра Невского, и шлем покорителя Сибири Ермака, броня царя Алексея Михайловича Романова.

Пьедестал завершается бронзовыми гирляндами, которые поддерживают двуглавые орлы.

База колонны оформлена в виде лаврового венка. Ведь, именно венком по традиции венчают победителей.

На барельефе, обращенном в сторону Зимнего дворца, симметрично помещены две фигуры – женщины и старика. Они олицетворяют реки – Вислу и Неман. Эти две реки были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Александровской колонны. 30 августа было выбрано не случайно. Этот день со времен Петра I отмечали как День святого благоверного князя Александра Невского – небесного защитника Санкт-Петербурга. В этот день Пётр I заключил «вечный мир со Швецией», в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался прежде всего как защитник.

Сохранилось воспоминание об этом событии поэта Василия Андреевича Жуковского: «Никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепие, единственное в мире зрелище. Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс со своим часовым».

Кстати, уже тогда возникла легенда, что этот самый часовой – ангел, венчающий колонну, – имеет портретное сходство с императором Александром I. И возникла она не случайно. Скульптору Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. По словам Орловского, император желал, чтобы лицу ангела придали сходство с Александром I, а голова змеи, попранной крестом ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона.

Подражая своей бабке, Екатерине II, начертавшей на пьедестале Медного всадника «Петру I – Екатерина II», и отцу, который написал на монументе Петра I у Михайловского замка «Прадеду – правнук», Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент «Столб Николая I – Александру I». Кстати, именно памятник Петру I у Михайловского замка, изготовленный ещё при Елизавете Петровне, когда-то планировалось установить в центре Дворцовой площади.

По преданию, петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. И, мол, тогда архитектор Монферран взял за правило каждое утро прогуливаться вместе с любимой собачкой прямо под столпом, что и делал почти до самой смерти.

Но всё же памятник горожане полюбили. И, естественно, вокруг столба, как одного из символов города, стала складываться своя мифология. И, конечно, памятник стал восприниматься как естественная доминанта главной площади города и символ всей Российской империи.

А ангел, венчающий Александровскую колонну, был для горожан прежде всего защитником и стражем. Ангел словно охранял и благословлял город и его жителей.

Но именно ангел, ангел-хранитель и стал причиной более чем удивительных событий, развернувшихся вокруг Александровской колонны. Это малоизвестные страницы. Так, только случай спас памятник в 1917 году. Здесь, на Дворцовой площади, хотели основать главный погост страны. Колонну, как памятник царизму, повалить, а вдоль Зимнего устроить ряд мемориальных могил.

Но оказалось, что свернуть 600-тонную колонну не так-то просто. От дальнейших проектов превращения главной площади города и империи в кладбище спас переезд правительства в Москву весной 1918 года. Несостоявшуюся в Петрограде идею создания в центре столицы погоста реализовали на Красной площади первопрестольной, у Кремлёвской стены.

Но самые невероятные события развернулись в 1924 году после смерти Ленина.

11 ноября 1924 года ленинградские власти принимают решение «О переустройстве так называемой Александровской колонны, сооруженной архитектором Монферраном и стоящей посередине площади Урицкого, и водружении на ней вместо стоящей теперь фигуры ангела с крестом статуи Великого вождя пролетариата тов. Ленина…». Площадь Урицкого – это переименованная Дворцовая. Лишь наркому просвещения А.В. Луначарскому удалось убедительно доказать властям города нелепость идеи водружения Ленина на Александровскую колонну.

Ангел остался стоять на крупнейшем в мире (среди такого рода монументов) «Александрийском столпе», как называл колонну А.С. Пушкин. Последний раз на него покушались в 1952 году. Шла череда массовых сталинских переименований: в городе появился Сталинский район, Московский проспект стал Сталинским. На этой волне возникла идея установить нам колонне бюст Иосифа Сталина. Но – не успели.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

6. Египетский обелиск, колонна змея, готская колонна, рыцарская статуя императора Юстиниана, название Москвы Вернемся к египетскому облиску Тутмеса III, о котором мы рассказали выше. Его и сегодня можно увидеть в Стамбуле, недалеко от храма Св. Софии, на площади, где когда-то

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

6.7. Александровская Слобода 6.7.1. Александровская Слобода - царская ставка XVI века Выше мы говорили о том, что Московский Кремль и другие столичные постройки Москвы возникли не ранее второй половины XVI века. При этом возведение Московского Кремля мы предположительно

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Памятники и их владельцы в XII веке. - Римский сенат принимает меры к охранению памятников, - Колонна Траяна. - Колонна Марка Аврелия. - Архитектура частных здании в XII веке. - Башня Николая. - Башни в Риме Излагая историю развалин Рима, мы дополнили ее описанием

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Гонории IV. - Пандульф Савелли, сенатор. - Отношение к Сицилии и к империи. - Папский престол целый год остается вакантным. - Николай IV. - Карл II коронован в Риети. - Колонна. - Кардинал Иаков Колонна. - Иоанн Колонна и его сыновья. - Кардинал Петр и граф Стефан. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Спор из-за выбора папы между партиями Орсини и Колонна. - Диархия в Риме. - Агапит Колонна и один из Орсини, сенаторы, 1293 г. - Петр Стефанески и Оттон де С.-Евстахио, сенаторы. - Петр из Мурроне избран папой. - Жизнь и личность этого отшельника. - Его необыкновенный въезд в

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Фамильный раздор в доме Колонна. - Кардиналы Иаков и Петр враждуют с Бонифацием VIII. - Оппозиция против папы. - Оба кардинала лишены их звания. - Фра Джакопоне из Тоди. - Манифест против папы. - Колонна отлучены. - Пандульфо Савелли пытается быть посредником. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

6. Египетский Обелиск, Колонна Змея, Готская Колонна Рыцарская статуя императора Юстиниана в Стамбуле Название Москвы Вернемся к египетскому обелиску Тутмеса III. о котором мы рассказали выше. Его и сегодня можно увидеть в Стамбуле, недалеко от храма Св. Софии, на площади,

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

15.2. «Столп Иван Великий» в Москве описывался «античными классиками» как «древне»-римский столп-миллиарий и как знаменитая Вавилонская башня Светоний сообщает, что император Клавдий возвел в Риме высочайшую башню по образцу Александрийского Фаросского маяка-башни. Но

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Александровская колонна, 1834 год Астольф де Кюстин, Иван Бутовский Год 1834 ознаменовался для города введением нумерации зданий по улицам, открытием императорской Николаевской детской больницы, публикацией «Пиковой дамы» А. С. Пушкина – и установкой на Дворцовой площади,

Из книги 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк автора Авсеенко Василий Григорьевич

IV. Сооруженія времени Николая I. – Исакіевскій соборъ. – Пожаръ и возобновленіе Зимняго дворца. – Александровская колонна. – Конныя группы на Аничковомъ мосту. – Николаевскій мостъ. Въ тридцатил?тнее царствованіе императора Николая I, Петербургъ обогатился многими

Башня-руина – это памятник, посвященный Русско-турецкой войне 1768 – 1774 годов, символизирующий падение Османской империи. Монумент построен по проекту архитектора Юрия Фельтена и напоминает ушедшую в землю огромную дорическую колонну, наверху которой устроена большая квадратная площадка и круглый в плане павильон.

Высота Башни-руины составляет 21 метр, ее стены имеют зубчатый верх и прорезаны стрельчатыми арками, выполненными в готическом стиле. Памятник напоминает развалины старинного крепостного сооружения, интерес к которым в XVIII веке значительно возрос.

Для справки: зодчие того времени ценили красоту живописных развалин Греции и Италии и возводили искусственные руины в парках, создавая в них атмосферу меланхолии. Венчающая монумент беседка в Екатерининском парке стала одной из первых русских парковых построек, выполненных в готическом стиле.

Стены строения были расписаны художниками под руководством Алексея Бельского и искусственно «состарены» с помощью трещин, имитирующих естественные повреждения.

К башне примыкает каменная стена с огромной аркой, наверху которой встроен камень с надписью: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году». В арке сделан вход в коридор, откуда начинается винтообразный пандус, ведущий к смотровой площадке, С нее открывается великолепный вид на пейзажную часть Екатерининского парка Царского Села .

У современников Башня-руина ассоциировалась с руинами античной Греции, на которую «уселась» Турция, символически представленная беседкой наверху, незначительной по размеру в сравнении с самой башней.

Историк архитектуры Дмитрий Швидковский писал, что Башня-руина, «представляющая собой как бы часть погребенных под землей античных развалин с маленькой турецкой надстройкой - аллегория дремлющей под османской властью великой Греции».

Во время войны внутри сооружения находился пороховой погреб, а беседка была наполовину разрушена. В 2009 году завершилась реставрация памятника и Башня-руина открылась для посетителей. Теперь, как и более двух веков назад, можно подняться на смотровую площадку и полюбоваться красотой парка.

Башня-руина стала первым по времени памятником парка, посвященным русско-турецкой войне. Монументальная и эффектная, она является одной из самых популярных достопримечательностей Царского Села , которую часто рисуют художники.

Белая Башня без сомнения архитектурная достопримечательность Царского Села, красивая и оригинальная, но почему-то не так много людей о ней знают. Найти о ней сведения несложно, но многие не обращают внимания на то, что под ней - земляные валы и рвы. Кто специально не интересуется историей и фортификацией, такие вещи не замечают. Давайте же это исправим сейчас!
Для этого я напишу данную заметку, а вы ее - прочтете.

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ (если лень, можно не читать). Путешествия могут быть для одних делом жизни, а для других - просто модной темой для пиара и ведения блога. Но когда это не от души, а только чтоб быть в тренде - это всегда чувствуется. Если одни с любовью вникают в каждую мелочь, то другие пробегают с фотоаппаратом и делают пару попсовых снимков, а то и просто берут чужие снимки, присланные читателями, как всем известный топовый блогер на вершине рейтинга - а потом из пальца высасывают какие-то "сведения" и строчат сенсационные статьи. Сразу же интернет-общественность, восхищенная и пораженная, пишет комментарии "спасибо за рассказ, столько нового, не знал" (конечно ты не знал, потому что во-первых, это вранье, во-вторых, потому что тебе и не было интересно). Рецепт популярности блога - писать много, не дума о качестве, брать количеством, а также обилием выдумок - ты всегда будешь впереди, потому что количество проверивших и убедившихся в том, что пишешь чушь - будет меньше, чем количество все подряд читающих и не анализирующих, но любящих сенсации и громкие заголовки. Так случилось и с Белой Башней, про которую в топе ЖЖ бегает откровенно бредовая статья одного из популярных блогеров.

Я считаю своей задачей доносить до людей интересные факты о своем городе, исторические сведения, а также показывать красивые места - и много лет уже поэтому попутно еще и занимаюсь разоблачением мифов и развенчиванием всякой лажи. Тем более - что меня читают очень много людей, кто знает меня лично, ходит со мной в походы, и поэтому мое слово им важно. А теперь - про саму Башню!

Итак, один петербургский блогер, распиаривший себя и занявший верхние позиции в рейтингах засчет написания огромного количества всякой лажи, договорился до того, что Белая Башня - это укрепление для русских царей, любивших там охотиться, а в башне они прятались дескать от зверей, если что. По его мнению, эта постройка - просто каприз скучающих монархов!

Позор не только ему, берущемуся писать на темы, в которых не разбирается (и даже поленился при этом хотя бы глянуть сведения из интернета), позор и тем, кто читает это и хавает. Ну да ладно, он больше слов не стоит. А что же на самом деле здесь построено и для чего?

А на самом деле охота шла в другой части, и там был охотничий павильон Монбижу, где от зверей конечно не прятались, но как охотничью вышку его использовали. Но в основном это был охотничий домик для отдыха, а также приема гостей. К БЕЛОЙ БАШНЕ ОН НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ.

Белая Башня была построена в 1821-1827 при Александре Первом совсем с иными целями. Это был воспитательно - учебный объект для мужчин из семьи Романовых - в основном для детей Николая Первого (в частности, для будущего императора Александра Второго), который в процессе строительства ее стал российским императором.

Здесь они постигали разные науки, занимались гимнастикой, физической нагрузкой (подняться на вершину башни высотой в 38 метров, кстати, уже само по себе нагрузка, лифтов не было, а там ждали еще новые упражнения). На вершине башни был первый в России оптический телеграф, так что юноши постигали и науку передачи информации. Здесь же была и мастерская, где дети Николая Первого получали уроки живописи.

Башня-руина ("Ворота-Руины") возле Белой Башни - практического смысла не имеет, это больше символическая постройка. Руины башен, ворот и средневековых замков строить тогда было модно, примером тому - Шапель в том же парке.

Здесь же по замыслу всем известного наставника Александра Второго, поэта В.Жуковского, возвели земляную крепость. У нее было все, что нужно было для крепостей того времени - земляные валы (лучшая защита от пушечных ядер), рвы с водой, пушки. На фото ров с водой и земляной вал видны очень хорошо.

Как пишут, императорские дети сами рыли рвы, постигая науку фортификации от самого начала и до конца, от ремесла инженера и землекопа, до навыков артиллеристов. С бастионов они учились стрелять из пушек. Крепость была совершенно не потешной, а настоящей - на ней отрабатывались маневры и навыки ведения реальных боевых действий, и в случае чего - она могла служить укреплением и для боя, если б на Петербург кто-нибудь бы напал.

Писать всякие бредни про такое значительное место - особенно постыдно. Продвигать попсовые блоги можно какими-нибудь другими методами, а не написанием ерунды про великий город и его не менее великие окрестности!

Таким образом, под Белой Башней, которая была образовательным центром того времени, мы видим настоящую земляную крепость 19 века, игравшую тренировочную роль, но годную и для боевого применения в случае войны.

Александровский Кремль – древнейшая жемчужина города Александрова, второй по величине, красоте и богатству после Кремля Москвы.

Кремль был построен в XVI веке по указу Василия III – отца Ивана Грозного. Архитектурный ансамбль - уникальный средневековый дворцовый комплекс, созданный итальянскими и московскими мастерами.

Вся территория кремля обнесена высокой каменной оградой с башнями, построенной в конце XVII века. Форма ограды – неправильный четырехугольник с П-образным выступом у южного входа. По углам поставлены четыре круглые башни со шпилями, соединенные высокой стеной.

Строительство комплекса началось в 1670-х годах. Первыми были возведены стены с северной стороны, а к 1680-м годам были закончены все работы, за исключением восточной части монастыря. Последний, восточный отрезок стены достраивался уже в XVIII веке.

Стены выполнены с соблюдением всех правил фортификации, но большая часть бойниц уже декоративная. Например, машикули – отверстия для навесного боя – лишь имитация. По внешней стороне стен идет декоративный аркатурно-колончатый пояс. Изнутри по всем стенам устроены ниши с углублениями-печурами.

Несмотря на свой внушительный вид, стены никогда не служили оборонительным целям. Зато эти мощные укрепления сохранили для потомков в первозданном виде многие памятники XVI-XVIII веков.

И по сей день на территории Кремля располагается Музей-заповедник "Александровская слобода", а также возрожденный Свято-Успенский женский монастырь.

Комплекс сооружений под названием Белая башня находится в так называемом Пейзажном парке, являющимся частью Александровского парка в городе Пушкин на юге от Санкт-Петербурга. Внешне, башня похожа на средневековый рыцарский замок, возвышающийся на 37,8 метра.
Белая башня была построена в 1821-1827 годах по проекту архитектора А.А.Менеласа для сыновей Императора Николая I и Александры Федоровны, которых звали Александр, Николай, Михаил и Константин.
Дети императора занимались здесь военными и гимнастическими упражнениями, а также получали уроки рисования от придворного живописца А.И.Зауервейда (1783-1844).
Сегодня все посетители парка видят восстановленное здание Белой башни , так как она была разрушена полностью во время войны с фашистами.

Четыре чугунные фигуры военных, три рыцаря и один русский витязь, украшающие фасад башни, вероятно, символизируют четырех царевичей. Они были отлиты на Александровском заводе.

Комнаты внутри башни располагаются одна над другой. Столовая и буфет находятся на первом этаже, гостиная – на втором, кабинет и спальня находятся на третьем и четвертом этажах, а на пятом располагается бибилиотека и гардероб. С открытой площадки на крыше башни открывается прекрасный вид на Царское Село.
Белая башня открыта для посетителей , в ней проходят интерактивные программы и мероприятия для школьников и взрослых. – от 80 до 300 рублей . Индивидуальным посетителям предлагается предварительно записываться по телефонам, указанным на сайте музея-заповедника Царское село .

На территории комплекса сейчас также расположены интерактивные работы наших современников.
Многим из нас видели еще в школьных учебниках иллюстрацию знаменитой картины Рембранта «Ночной дозор» , которая находится в Государственном музее Нидерландов (Рейксмюзеум ). Если вы собрались в Амстердам, то . Эта картина была написана Рембрандтом в 1642 году по заказу Стрелкового общества и, пожалуй, эта одна из самых популярных картин в мире.

«Ночной дозор» провисел почти 200 лет в здании Стрелкового общества. Картина потемнела, закоптилась и фигуры стрелков чуть проглядывали из темноты, это дало новое название картины – «Ночной дозор». Первоначально она называлась длинно и пафосно: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга». Когда во время реставрации в 1947 году сняли слой копоти, стало понятно, что действие на картине происходит днем, но имя «Ночной дозор» уже закрепилось.

Два российских скульптора Михаил Дронов и Александр Таратынов решили придать картине Рембрандта 3D объем и сделать скульптурную композицию из 22 бронзовых фигур «Ночного дозора». С 2006 по 2008 год эта работа располагалась в Амстердаме на площади Рембрандта, потом переехала в Нью-Йорк, потом в Москву, а сейчас устроилась в Александровском парке в Пушкине у Белой башни под Санкт-Петербургом (на фото внизу «Ночной дозор» в Амстердаме и в Пушкине ).

Следующая инсталляция 3D, расположенная здесь, создана А.Таратыновым по самому знаменитому парному профильному портрету «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца» работы Пьеро делла Франческа эпохи Ренессанса.

Картина была написана после 1472 года и находится в Галерее Уфицци во Флоренции. Купить онлайн билет в галерею Уффици можно на этом сайте . Также можно совершить виртуальный тур в Галерею Уффици .
Урбинский герцог и его жена в представлении А.Таратынова выглядят так.

На заднем плане видно еще одно строение комплекса Белая башня – это земляная крепость , по виду сверху напоминающую восьмиконечную звезду. Она находится рядом с Воротами-руинами.

Устремленное к мужу лицо Баттисты Сфорца.

Еще одна инсталляция выполнена по картине Питера Брейгеля Старшего «Притча о слепых» («Слепцы»). Сюжет этой картины основан на библейской притче о слепых, которая гласит «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму» .

Скульптура повторяет сюжет картины и представляет нам шесть фаз падения при том, что два последних человека в цепочке пока не догадываются, что им не миновать падения в яму, в которую упал поводырь с посохом.
Оригинал картины выставлен в музее Каподимонте в Неаполе .

Месторасположение Государственного Музея-Заповедника «Царское Село»

196601 Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7 (25 км к югу от Санкт-Петербурга)

Как добраться до Царского Села (город Пушкин)

От Витебского вокзала г. Санкт-Петербурга до Царского Села:
Электропоезд до станции «Царское Село» (г. Пушкин) и далее автобус № 371, 382 или маршрутное такси № 371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».

От станции метро «Московская» г. Санкт-Петербурга до Царского Села:
Маршрутное такси № 342, 545 до Государственного музея-заповедника «Царское Село»;
или автобус №187 или маршрутное такси № 286, 287, 347 до ж/д вокзала г. Пушкин и далее автобус № 371, 382 или маршрутное такси № 371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».