Зал муз китайский дворец ораниенбаум. Китайский дворец в ораниенбауме получил второе рождение. Когда можно посетить дворец

Китайский дворец расположен в пригороде Петербурга – городе Ломоносове. Это невероятно красивое здание является одним из главных объектов дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».

Ломоносов входит в черту Северной столицы, из центра города до места назначения примерно 40 километров, поэтому для осмотра Китайского дворца и других туристических объектов Ораниенбаума лучше всего подойдет выходной день.

Китайский дворец находится в юго-западной части парка. Здание построил в 1762-1768 годах знаменитый итальянский архитектор А. Ринальди.

Отличительными чертами дворца стали обилие резьбы, позолоты, тяжелой лепнины и сложных декоративных конструкций. Ринальди использовал в оформлении здания статуи известных деятелей и героев мифов.

Фундамент дворца архитектор водрузил на гранитную террасу, приподнимающую дворец над общим рельефом. Перед входом разбиты небольшие садики, окруженные красивыми коваными решетками.

Северный фасад дворца украшен статуями, большими окнами, закругленными сверху. Спальня императрицы Екатерины II, которая и основала Китайский дворец, расположена на втором этаже, окна покоев выходят на озеро.

Главная отличительная особенность Китайского дворца – его сохранность. Здание дошло до нас в неизменном виде, практически не пострадав в революционные и военные годы. Во времена блокады лишь один снаряд незначительно разрушил покои на верхнем этаже.

Туристов интересует, почему у дворца такое название: на китайские строения он совсем не похож. В 18-ом веке большое распространение получил стиль chinoiserie, что в переводе с французского означает «китайский». Ринальди был сторонником этого стиля, но полностью отказаться от рококо он не мог. В итоге, дворец стал комбинацией стилей.

Основным элементом внутреннего убранства дворца стали плафоны, изготовленные художниками Д. Маджотто, Ф. Цуньо, Г. Дициани. Плафоны придают дворцу особую нарядность и праздничность.

Самое красивое помещение в здании – Зал муз. Знаменитый живописец С. Торелли изобразил на стенах девять Муз. На потолке – изящная лепнина, напоминающая облака. В центре композиции - крупный плафон «Торжество Венеры», изображающий богиню любви в окружении нимф.

В Стеклярусном кабинете почти в первозданном виде сохранилась отделка 1760-х годов. Стены украшены двенадцатью огромными стеклярусными панно в золотых рамах, соединяющихся в единую композицию: сказочный лес с жар-птицами. Над созданием панно трудились лучшие российские золотошвеи: работа заняла два года. Живописную основу под стеклярус создал художник С. Бароцци. Детали панно были изготовлены на фабрике в Усть-Рудице – предместье Ораниенбаума.

В Большом кабинете основное место занимает плафон «Союз Европы и Азии». Кроме того, здесь можно увидеть панно, выполненное из кусочков драгоценных пород древесины, в раме из кости моржа. Художник С. Бароцци изобразил сценки из жизни простых китайцев.

Портретный зал украшен двадцатью картинами П. Ротари, гармонично вписанными в дворцовый интерьер.

Туристам стоит обратить внимание на уникальные полы Китайского дворца. Группа талантливых столяров изготовила невероятно красивый паркет по чертежам Ринальди.

Китайский дворец абсолютно уникален: нигде в мире не найти здания, столь органично сочетающего различные стили 18-го века с оригинальными идеями русских, итальянских и немецких мастеров.

Видео:

Годы

Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781710667480376 (ЕГРОКН). Объект № 7810305042 (БД Викигида) Сайт peterhofmuseum.ru Медиафайлы на Викискладе

В 1852-1853 гг. южный фасад был перестроен (появился второй этаж) по проектам А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта . Как музей дворец открыт в 1922 году.

История создания

Композиция восточной части говорила об отходе от типа регулярных парков , характерных для XVII-XVIII веков . В таких парках обязательно существовала одна или несколько центральных аллей, подходивших к центральной части главного дворца. Тройная липовая аллея, главная ось Собственной дачи, отходящая от Каменного зала, выходит на Китайский дворец не к его центру, а к восточной части. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. В западной части был устроен лабиринт фигурных прудов с шестнадцатью небольшими островами, соединённых между собой подъемными мостиками. На островках располагались пять маленьких беседок .

В 1766 году из Венеции для Собственной дачи были получены скульптуры, выполненные итальянскими мастерами Д. Маркиори, И. Морлейтром и Джузеппе Торетти (работы этих скульпторов можно также найти в Большом Гатчинском дворце (горельефы) и в Дворцовом парке Гатчины (скульптуры))

Таким образом, если в регулярной части существовали особенности, роднящие её с пейзажным парком, то и в пейзажной части легко отыскать черты регулярного стиля. Это связано с тем, что в середине XVIII века в архитектуре происходил постепенный переход от барокко к классицизму . Это отразилось не только в облике дворцов Ораниенбаума, но и в планировке его парка.

  • Различие обработки интерьеров

Форма и отделка каждого помещения различны в зависимости от его назначения. Более того, мебель и прочие предметы декоративно-прикладного искусства - часть декора именно данного интерьера. Недаром в Китайском дворце мебель чаще всего изготовлена специально для какой-либо комнаты по эскизам Ринальди (архитектора и одновременно декоратора помещений).

Эти три черты в некоторой степени объясняют удивительную гармоничность интерьеров Китайского дворца, его связанность как к с внешним обликом, так и с близлежащим прудом и парком .

Архитектура Китайского дворца

Китайский дворец стоит на невысоком выступающем стилобате , который образует своеобразную террасу. Она облицована пудостским камнем и гранитом . С запада и востока к жилым помещениям, расположенных в ризалитах , примыкают партерные садики. Они ограждены ажурными металлическими решётками.

Дворец протянулся по оси запад - восток и в плане представляет собой букву П. Его фасады имеют различное архитектурное решение. До наших дней в неизменном виде сохранился лишь северный фасад (с южного фасада в XIX веке был надстроен второй этаж ).

Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами . Выступ завершён фронтоном и фигурным аттиком барочного типа . На нём установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями ). По осям трёх скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Такие же дверные проёмы расположены в боковых ризалитах дворца. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом - раковиной и гирляндами.

В годы войны Китайский дворец был законсервирован , музейные ценности были эвакуированы (часть - в Новосибирск и Сарапул , часть - в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум - Бронка - Кронштадт - Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе . В частности, в подвалах Исаакиеского собора хранились стеклярусные панно. Позже, из-за их плохого состояния они были перемещены на хранение в Эрмитаж .

Сам Китайский дворец в годы войны не получил каких-либо серьёзных повреждений от обстрелов, за исключением снаряда, попавшего во второй этаж дворца. Выставочные помещения и интерьеры от этого снаряда не пострадали. Однако, по воспоминаниям очевидцев, состояние дворца при этом было довольно плачевным:

Стекла окон были выбиты... Через щели ставен и разбитые стекла в залы дворца навьюжило остатки снега. Теперь он таял на полу, и паркет, насытившись влагой, поднимался во многих местах буграми... Великолепные издания по искусству в виде книг, таблиц. гравюр валялись на полу среди множества фарфоровых ваз, мебели, мраморных изваяний. Все навалом было собрано в Большом зале - имущество музейщики готовили к эвакуации, но вывезти не успели .

В 1946 году дворец после незначительных реставрационных работ вновь открывается как музей. Это имело огромное значение для послевоенных пригородов Ленинграда - в то время, как другие дворцы лежали в руинах, Китайский дворец принимал посетителей и вселял веру в восстановление других пригородов .

Реставрационные работы во дворце

С самого первого времени своего существования Китайский дворец постоянно страдал от сырости . Антонио Ринальди , вероятно, не сумел точно оценить суровый северный климат и высокую влажность либо не рассчитывал на долгое бытование дворца и строил его больше как парковый павильон, нежели жилое помещение . Уже с 1770-х гг. проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Их заменили на паркетные , ныне существующие. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце .

В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. Руски . В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы. Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель. В Стеклярусном кабинете проводится замена мозаичного пола на паркетный с сохранением первоначального рисунка . В Будуар переносится ореховая отделка из Орехового покоя на половине Екатерины II, а в Ореховом покое заново отделываются стены и на них располагаются 11 портретов придворных дам Екатерины работы художника Ж. де Сампсуа .

В 1870-1890-е гг. реставрационные работы продолжаются под началом архитектора Г. Г. Прейса. В этот период первоначальную отделку XVIII века частично теряют Гардеробная и Голубая гостиная . В это же время ремонтируется дренажная система, каменный настил вокруг дворца и балюстрада на крыше . В начале XX века снова реставрируется паркет.

Следующий этап реставрации связан уже с бытованием дворца как музея (с 1922 года ). В 1924 году реставраторы Эрмитажа начинают работу с живописью, находившейся в тяжелом состоянии. Реставрацию прошли плафоны, десюдепорты и полотна Г. Гроота , портреты П. Ротари и Ж. де Самсуа (Jean-François Samsois) . Также работы затрагивают роспись западной стены Зала муз, полная реставрация которого заканчивается в 1940 году .

В период 1947-1949 гг. ведутся работы в Передней, Гардеробной, Розовой гостиной, Штофной опочивальне, Будуаре. Эти интерьеры открываются для посетителей в 1949 году . Годом позже окрашиваются фасады дворца, реставрируются кованые решётки партерных садиков. В начале 60-х гг. XX века реставрируется Большой зал и Зал Муз. Вновь проводятся работы с паркетными полами .

В 1980 году в Большом зале вместо утраченного в годы войны плафона работы Д. Б. Тьеполо «Отдых Марса» на перекрытии появился плафон «День, прогоняющий ночь» С. Торелли (он был получен из Мраморного дворца) .

С 2007 года во дворце ведутся реставрационные работы, результатом которых стало открытие четырёх залов (Большая антикамера, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет , Зал муз) дворца в сентябре 2011 года (300-летний юбилей Ораниенбаума) . Помимо косметической реставрации, проводятся масштабные инженерно-дренажные работы с целью недопущения подтекания грунтовых вод в подвалы дворца .

С 8 декабря 2010 года по 20 марта 2011 года отреставрированные стеклярусные панно из Стеклярусного кабинета дворца экспонируются на выставке в Государственном Эрмитаже , специалисты которого работали над уникальными панно в течение полутора лет . По словам генерального директора ГМЗ «Петергоф» Е. Я. Кальницкой, Стеклярусный кабинет стоит в одном ряду с Янтарной комнатой Большого дворца в Царском селе, с той разницей, что стеклярусные панно - подлинник середины XVIII века .

Интерьеры

Общая характеристика внутренней отделки


1 - Передняя

2 - Гардеробная

Половина Павла:
3 - Розовая гостиная
4 - Штофная опочивальня
5 - Будуар
6 - Кабинет Павла

Парадная анфилада:
7 - Зал муз
8 - Голубая гостиная
9 - Стеклярусный кабинет
10 - Большой зал
11 - Штукатурный покой
12 - Малый Китайский кабинет
13 - Большой Китайский кабинет

Половина Екатерины II:
14 - Китайская опочивальня
15 - Камерюнгферская
16 - Портретная
17 - Кабинет Екатерины II.

Для внутреннего убранства парадных построек XVIII века характерна анфиладная система расположения комнат. Есть анфилада и в Китайском дворце, однако она занимает лишь среднюю часть здания - её образуют Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный покой, Малый Китайский кабинет и Большой Китайский кабинет. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Ещё две комнаты - Передняя и Гардеробная - связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. Всего во дворце 17 помещений.

Каждый интерьер во всех своих деталях совершенно самостоятелен, благодаря этому в Китайском дворце нет ощущения бесконечности парадной галереи . Для всех комнат характерен синтез живописи, декоративной скульптуры и всех видов прикладного искусства - гармонично объединены монументально-декоративная живопись, лепка, облицовка, наборные паркеты , позолота, резьба, декоративные ткани .

Орнаментальная лепка дворца белая, низкого рельефа. Применение позолоты по сравнению с интерьерами барочных дворцов работы Растрелли (в Петергофе , Царском селе) весьма незначительно. Она лишь сопровождает основной рисунок лепки, подчеркивая главные детали. Основу лепных композиций везде составляет растительный орнамент: они составлены из стилизованных гирлянд, цветов и листьев .

Мебель во дворце полностью отвечает характеру отделки помещений. Чаще всего это выполненные на заказ для определённого интерьера гарнитуры. Также в коллекции мебели присутствуют уникальные экземпляры, изготовленные в Японии и Китае в XVII-XVIII вв .

Наборные паркеты

Особую ценность представляют собой наборные паркеты дворца, созданные в 60-70-е годы XVIII века. Они выполнены по рисункам Ринальди русскими столярами под руководством европейских мастеров-иностранцев. Первоначально в большей части комнат полы были из искусственного мрамора, но десятилетие спустя после окончания постройки дворца мрамор был заменён на паркет с сохранением первоначального рисунка. На щиты, собранные из сосновых досок рыбьим клеем наиклеивались вырезанные по узору плашки цветного дерева толщиной 5-8 мм. Породы дерева использовались самые различные - это клен , липа , берёза , груша , орех , яблоня , сосна , ольха , дуб , а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева: лимонное , табачное , чёрное эбеновое , амарант , розовое и красное сандаловое дерево , самшит , палисандр , тис , туя и др.

В технике наборов паркетов использовались приёмы маркетри и интарсии . Применялись также резьба и выжигание, а также подкраска и подкуривание (закапывание в горячий песок до побурения древесины). В цветовой гамме паркетов преобладают теплые охристые и красновато-коричневые оттенки. Основа композиций так же, как и в лепке - растительный орнамент .

В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. Первая - это тёмный фон паркета и преобладание в нём тёмных экзотических видов дерева разных оттенков. Типичный пример паркета первой группы - это Большой зал, где только центральная часть пола выполнена в светлой гамме, а по направлению к стенам идёт усиление насыщенности цвета дерева. Вторая категория - это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины. Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др.). К третьей категории он относит паркетные полы маленьких помещений - Кабинеты Екатерины II и Павла, Китайской опочивальни. По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно. Основная черта этих рисунков пола - это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому - небольшие размеры комнат) .

Многими исследователями отмечается уникальность полов Китайского дворца: паркеты XVIII века такого высокого художественного уровня сохранились в России лишь в нём . Это единственные в своём роде, не имеющие аналогов ни в европейских, ни в русских дворцах наборные полы .

Передняя

Передняя расположена в центре южного фасада дворца и в XVIII веке являлась неким вестибюлем - первой комнатой при входе во дворец. В XIX веке после пристройки крытой застеклённой галереи её стали использовать как столовую . Комната в плане представляет собой квадрат, её стены затянуты холстами с росписью маслом. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. Торелли . На северной стене справа и слева от дверного проёма - орнаментальные росписи с пучками зелени и цветами, выполненные С. Бароцци.

Паркет середины XIX века полностью повторяет собой рисунок паркета XVIII века . Некоторые детали рисунка пола перекликаются с лепным убранством потолка, что придаёт интерьеру завершённость . Подлинная отделка XVIII века - лепной декор падуг и потолка - выполнена с использованием характерного для стиля рококо растительным орнаментом, с введением мотивов рокайля , листьев аканта . Роспись потолочного плафона «Аполлон и Искусства» выполнена С. Торелли.

Интерьер дополняют два резных золочёных стола русской работы середины XVIII века.

Гардеробная

Гардеробная следует за Передней и с запада примыкает к Розовой гостиной, связывая половину Павла Петровича с парадным входом во дворец. В XVIII веке комната использовалась соответственно её названию, но при этом известно, что позже она служила также библиотекой и буфетной .

Центральная часть потолка украшена плафоном «Суд Париса » работы С. Бароцци. Сюжет античных мифов использован и в двух десюдепортах - «Венера и Марс» и «Геркулес и Омфала» . Оба живописных панно работы неизвестного итальянского художника XVIII века. Из сохранившейся первоначальной отделки - убранство стены над камином . Здесь использована изысканная резьба с позолоченной намазной лепкой.

Паркет по сравнению с остальными комнатами Китайского дворца имеет более упрощённый и однообразный рисунок, в котором преобладают геометрические формы. Это связано с тем, что пол был заменён в 1819 году, но первоначальный рисунок при этом не сохранился . В. Г. Клементьев отмечает, что паркет, как и отделка падуг в технике гризайль , выполнен во второй половине XIX века .

Половина Павла

Розовая гостиная

Розовая гостиная находится на половине Павла, поэтому в XVIII веке она называлась Детской, а также Живописным антиком. Это название обусловлено тем, что в 1767 году Серафино Бароцци расписал стены маслом на тему развалин римского города Геркуланума . Росписи были заменены на бумажные обои в середине XIX века, а в 1894 году стены затянули розовыми холстами. Интерьер получил название Розовой гостиной .

Из подлинной отделки сохранились лепка падуг и потолка и плафон «Диана и Аврора» художника Г. Дицциани. На стенах висят портреты Екатерины II (кисти П.Ротари , а также копия с картины В. Эриксена) и лейб-медика И. Г. Лестока .

Штофная опочивальня

Эта парадная спальня следует сразу за Розовой гостиной. Своё название она получила, когда в XVIII веке стены спальни были затянуты бледно-зелёным штофом . Сейчас в интерьере использована ткань, помещённая сюда в середине XIX века . Рисунок штофа представляет собой серебристую извилистую дорожку, перевитую белыми и розовыми цветами на бледно-зелёном фоне. Мебель, входящая в убранство интерьера, а также каминный экран затянуты тканью с тем же рисунком.

Опочивальня разделена на две части, меньшая из которых - альков. Он украшен изысканной резьбой с цветочных и растительным мотивами. Эта часть спальни декорирована с использованием также и военной атрибутики - боевые знамена, трубы, стрелы - что соответствовало назвачению помещени для наследника престола Павла . В центре алькова на стене висит его детский портрет работы художника А. П. Антропова .

Потолок украшает плафон Д. Маджотто «Урания , обучающая юношу», паркет же, в многом перекликающийся с лепкой потолка и резным украшением алькова , считается одним из лучших во дворце . Он выполнен из ореха, палисандра, самшита, лимона, берёзы и чёрного дерева .

Северную стену украшают уникальные образцы вышивки синелью и стеклярусом по соломке. Представленные семь композиций работы русских мастериц демонстрируют редчайший вид декоративно-прикладного искусства , появившегося во Франции в эпоху рококо . На фоне золотистой рисовой соломки представлены сцены охоты, сельской жизни на лоне природы и пасторальные сцены. Композиции небольшого размера; они заключены в деревянные золочёные рамки.

Будуар

Будуар в XVIII веке назывался Живописным кабинетом - стены были затянуты холстами с живописью. В 50-е годы XIX века сюда из Камерюнгферской (из половины Екатерины II) переносятся ореховые резные панно . Ими и сейчас декорированы стены комнаты.

Ореховые панно, подлинная отделка XVIII века, в центре украшены живописью, выполненной C. Бароцци. В деревянные панели включены три живописных полотна - аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара - Якопо Гуарана. Несмотря на это, считается, что вертикальные линии и тёмные тона ореховых панно вступают в противоречие светлому и свободному убранству потолка . Таким образом, перенос панно из одного помещения в другое лишь исказил первоначальный замысел Ринальди .

Кабинет Павла

Рядом со Штофной опочивальней (со стороны алькова) расположен кабинет. Это очень небольшое помещение с окнами в южной и западной стенах. В конце XIX - начале XX века комнату использовали как ванную . Изолированность кабинета Павла от остальных помещений Китайского дворца - результат переделок 1853 года, когда в нём заделали дверь, ведущую в Будуар (наглухо заделанный кирпичом дверной проём был обнаружен в 1964 году) .

Стены декорированы холстами с росписями, исполненныеми С. Бароцци. В росписи введены небольшие накладные композиции на мраморных и деревянных дощечках с резными фигурками из мыльного камня , пейзажами и иероглифами (Китай , XVIII-XIX вв.) . Потолок имеет форму полусферы, в его центре - плафон работы Г. Дицциани «Математика». Сложный рисунок паркета частично перекликается с лепкой на потолке.

Парадная анфилада

Зал муз

Зал муз по своему архитектурному решению и сохранности принадлежит к числу лучших дворцовых интерьеров XVIII века . Он открывает парадную анфиладу залов Китайского дворца. В планировке Зал муз симметричен Большому Китайскому кабинету в западной части дворца. Убранство Зала подчинено одной теме - содружество искусств.

Это помещение овальной формы, с большими застеклёнными окнами-дверями. Несколько вытянутые пропорции делают его похожим на галерею - неслучайно в XVIII веке зал назывался Живописной галереей . В отделке господствуют плавные линии - это скруглённые углы и пологие своды потолка, полуциркульные завершения окон-дверей.

Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз - Терпсихора , Каллиопа , Урания (восточная стена), Эвтерпа , Клио (южная стена), Талия , Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена). Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок . Музы изображены в простенках между окнами на розово-лиловом или светло-голубом фоне; каждая живописная композиция обрамлена золочёным и белым лепным орнаментом. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). На плафоне изображена Венера , восседающая на облаке и окружённая амурами и тремя грациями . Этот плафон, наряду с росписями стен, был необычайно высоко оценён скульптором Фальконе в его письме к Екатерине II .

Паркет Зала муз относится исследователями к одним из наиболее удачных по рисунку во всем дворце. Центральный медальон его выделяется на фоне берёзы. По контрасту его края набраны из красного дерева с золотистым отливом и украшены длинными листьями камыша-рогоза. Ослабление цвета идёт от середины к краю композиции. Мягкий переход к центральной плоскости медальона выполнен из ореха. Композиция по периметру заканчивается фризом из красно-коричневого палисандра , а на нём по краям представлены музыкальные инструменты - атрибуты муз. В скруглённых углах сложные нарядные композиции из золотисто-розового дерева. Использован также клен, подкрашенный медным купоросом для придания зеленоватого оттенка. Рисунок паркета отличается изысканностью цвета и высоким мастерством исполнения. Мотивы орнамента отвечают тематике зала. Светлые тона паркета соответствуют общему розовато-голубоватому колориту этого нарядного, полного света и воздуха помещения, решённого в типичных формах рококо. Полы в Зале муз выполнены в 1772 году группой русских столяров под руководством И. Петерсена.

Именно в Зале муз проходили балы и приёмы XVIII и XIX веков, устраивавшиеся в Ораниенбауме. Его отделкой восхищались шведский король Густав III , император Иосиф II , прусский король Фридрих Вильгельм III .

В интерьере зала присутствуют три скульптуры - это мраморные бюсты Клеопатры и Лукреции венецианской работы XVIII века и группа «Мальчик на дельфине» (копия с работы скульптора Л. Лоренцетти).

Последняя реставрация Зала была закончена в 2011 году.

Голубая гостиная

Название гостиной происходит от отделки интерьера шелковой голубой материей, которой были декорированы стены до 1860-х гг. В это время обветшавшая ткань была заменена на росписи на холстах художника А. Бейдемана . Это «Тритон и Нереида», а также копии известных эрмитажных произведений «Мадонна с куропатками» А. ван Дейка и «Похищение Европы» Ф. Альбани . От первоначальной отделки сохранились дюседепорты, лепка на потолке, плафон «Время, похищающее Истину» и паркетный пол, рисунок которого - один из изящнейших во дворце .

Стеклярусный кабинет

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет , сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом , изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским учёным М. В. Ломоносовым . На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана , однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А.Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). При этом автором рисунков к панно является С. Бароцци, который также выполнял росписи в павильоне Катальной горки. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. На одной его стороне изображена корзина с цветами и фруктами, а на другой - птица на фоне двух китайских пагод .

Панно заключены в рамы с золочёной резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда. Золочение выполнено в различной технике (матовой и блестящей), что даёт эффект дополнительного объёма .

Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова . При этом средняя часть паркета решена в форме квадрата, в то время как плафон на потолке овальный. Д. А. Кючарианц, исследователь творчества А. Ринальди в России, замечает, что такое несоответствие убранства пола и потолка для Ринальди несвойственно, и первопричиной считает то, что мозаичный пол был сделан по крайней мере на 10 лет позже, чем было завершены работы по внутренней отделке в самом Стеклярусном кабинете .

Стеклярусный кабинет - уникальный образец интерьера XVIII века . После реставрации, проведённой сотрудниками Эрмитажа , стеклярусные панно вновь обрели свой первоначальный вид - они были почищены от слоя пыли и грязи, с вышивки синелью были удалены позднейшие красочные наслоения, а стеклярусные трубочки закреплены (так как с течением времени они начали осыпаться).

Большой зал

Большой зал служит композиционным центром дворца. Он предназначался для торжественных приёмов, поэтому его отделка решена в более строгом стиле, чем остальных комнат. Зал в плане представляет собой овал, что породило ещё одно его название - Круглый.

Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора, и это не случайно. Стены обработаны искусственным мрамором различного цвета - этот материал сам по себе имеет достаточный декоративный эффект, при этом не создавая чрезмерную насыщенность в цвете и отделке. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим. На восточной и западной стенах над дверями в Штукатурный покой и Стеклярусный кабинет расположены десюдепорты , в центре которых - мраморные барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны . Их исполнила М.-А. Колло , ученица Э. Фальконе , по специальному заказу Екатерины II . Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт.

Залы уникального дворца XVIII века открывают свои двери для читателей

За величественными дворцами и парками Петергофа, в 15 минутах езды по живописной Старо-Петергофской дороге находится город Ломоносов с дворцово-парковым ансамблем Ораниенбаум. На гербе города изображено «померанцевое дерево» - так переводится с немецкого название города. В 1710 году «полудержавный властелин» Александр Меншиков, получив в дар от государя эти земли, стал застраивать свои владения и вскоре превратил их в излюбленное место пребывания царского двора.

Зал муз. Живописный декор принадлежит кисти Стефано Торелли. На плафоне изображены Венера и грации, на стенах и падуге - Аполлон с амурами и девять муз, олицетворяющих искусства.

К этому времени относится происхождение легенды о названии Ораниенбаума, и связано оно с обнаруженными в заброшенной оранжерее бирками на деревьях, где значилось: Oranienbaum. С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III.

Верхний парк был формально разделен на две части: одна для строительных затей Петра Федоровича, вторая - для собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны. Именно там и началась история Китайского дворца. Как вспоминала Екатерина II: «Мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме. Я начала делать планы, как строить и сажать». С конца 1750-х годов на территории начинаются работы. По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение».


Дети из семейства Мекленбург-Стрелицких на лужайке перед южным фасадом Китайского дворца, вторая половина XIX века.

Для планировки парка был приглашен садовник Ламберти, а к проектированию дворца привлекли недавно прибывшего в Петербург итальянского архитектора Антонио Ринальди - родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. По свидетельству современников, «он заложил в лесу новый верхний сад… великой тяжести труд и рассчитанный на целые века», но отмечали, что «в награду за этот сумасшедший проект его следует повесить на входных воротах».


Голубая гостиная. В 1863 году художник А.Бейдеман выполнил большие живописные панно для стен этого зала.

Строительство дворца началось только в 1762 году с восшествием Екатерины на престол, однако уже в 1768 году она отпраздновала новоселье. Главное сооружение собственной дачи - Китайский дворец, который первоначально назывался «Голландский домик», но имел несколько интерьеров, оформленных в стиле шинуазри.

Фрагмент Стеклярусного кабинета.

Свое нынешнее название он получил только в XIX веке, после разрушения Китайского домика в крепости Петерштадт. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом, и представляет собой изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой. Его фасады украшены пилястрами и полуколоннами с ионическими капителями и гирляндами. Со стороны южного фасада находятся два прелестных садика с мраморной скульптурой и цветущими клумбами.

Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: Парадную, протяженностью шестьдесят пять метров, и две жилые, короткие, расположенные к ней перпендикулярно. За два века, в связи со сменой владельцев, дворец претерпел ряд перестроек, был надстроен второй этаж. Вплоть до революции 1917 года Ораниенбаум был собственностью герцогов Мекленбург-Стрелицких.


Передняя. Реставрация живописного плафона.

Чудом он не пострадал во время Великой Отечественной войны, и, несмотря на все перипетии, в нем сохранились интерьеры с уникальным декоративным убранством XVIII века. Известно, что для его обстановки французские купцы Франсуа Рембер и Биллио с 1765 по 1768 годы поставляли во дворец мебель и бронзу «в новейшем вкусе». Знаменитые художники Стефано Торелли, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Серафино и Джузеппе Бароцци, скульптор Мари-Анн Колло, мозаичный мастер Джакомо Мартиньи и русские мастера Петергофской гранильной фабрики занимались украшением интерьеров.

Парадная анфилада. Вид в сторону Зала муз. У окна Стеклярусного кабинета - стол с мозаичной поверхностью, напоминающий о бывшем названии этого помещения - «Мозаичный покой».

Залы декорированы живописными панно, наборными паркетами, золоченой резьбой, вышивками и мебелью с инкрустацией натуральными цветными камнями. Изюминкой дворца является Стеклярусный кабинет, который в XVIII веке назывался Мозаичным покоем.

Стеклярусный кабинет. Зеркало в резной золоченой раме.

Он имел пол из смальтового стекла, изготовленного по рецепту М.В. Ломоносова на соседней Усть-Рудицкой фабрике. Из-за сырости не сохранился и в середине XIX века был заменен наборным деревянным паркетом с повторением рисунка мозаичного пола. Стены кабинета разделены резными золочеными рамами в виде стволов с листьями и цветами на отдельные панно со стеклярусом.

Фрагмент южного фасада. Собственный садик. Скульптура «Амур и Психея» - копия с античного оригинала из Капитолийского музея в Риме.

Их двенадцать - десять на стенах и два десюдепорта. В зависимости от освещения панно переливаются сиреневыми, розовыми, синими и серебристыми оттенками. Поверх стеклярусного фона особыми шелковыми нитями - синелью - вышиты фантастические сюжеты с пейзажами и птицами - уникальная работа русских мастериц-золотошвеек под руководством француженки Марии де Шель.


Зал муз. Фрагмент падуги c фигурой Аполлона.

В 2011 году были открыты Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет, в прошлом - Розовая гостиная и Гардеробная. Еще предстоит выполнить реставрацию второй половины Парадной анфилады и личных покоев. А в этом году гостей примут Передняя и ближе к осени - Большой зал.

Elle Decoration

Прочтений: 11779

" data-postfix="">

К итайский дворец - жемчужина дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».
Это единственный сохранившийся в России памятник архитектуры в стиле рококо. В этом году он отмечает свой 250-й день рождения. Подарком юбиляру стала многолетняя реставрация, вернувшая к жизни уникальное творение XVIII века. Увы, она еще не закончена, но пускать в музей будут...

Китайский дворец не похож ни на что другое историческое здание, это исключительный по своей ценности образец русского рококо.

Впервые интерес к Китаю возник на Руси в конце XV века, когда купцы начали привозить в Москву дальневосточные ткани. А к середине XVIII столетия все более-менее зажиточные петербургские дома были обставлены китайскими вещами. Царский двор задавал тон в этой моде на «шинуазри», китайский стиль.

Ораниенбаумом с 1743 года владел великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. Его супруга Екатерина II после прихода к власти возвела в Верхнем парке комплекс зданий «Собственную дачу». Китайский дворец - одна из самых известных построек этого комплекса. Он получил свое название из-за украшения некоторых комнат. Там была собрана большая коллекция произведений китайского декоративно-прикладного искусства и японского фарфора. Строительством и убранством дворца занимался итальянский архитектор Антонио Ринальди.

Главные достопримечательности дворца - Стеклярусный кабинет и уникальные паркеты. Стены кабинета декорированы 12 панно - это холсты, по которым сделана вышивка стеклярусом и разноцветным ворсистым шелком - синелью. Уникальные паркеты дворца набраны из красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», - писал Игорь Грабарь о Китайском дворце.

Во второй половине XIX столетия новые хозяева Ораниенбаума - потомки семьи великого князя Михаила Павловича — значительно обновили постройки, изменив их интерьеры по моде своего времени. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был разрушен, его постройки сохранились и дошли до наших дней как подлинные здания XVIII века.

Будуар, именовавшийся в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев Китайского дворца.

Вторая очередь реставрационных работ продолжалась четыре года. На третий год приступили к общестроительным работам — реконструировали подполы и межэтажные перекрытия; в здании установили систему поддержания температурно-влажностного режима. И только четвертый год заняла собственно реставрация интерьеров. Были восстановлены три зала Китайского дворца: Штофная опочивальня, будуар и кабинет Павла I. «Мы провели максимально консервативную реставрацию, — пояснил Михаил Батаковский. — Тут не было никакого воссоздания!»

Завершится реставрация к 2023 году, но уже сейчас дворец открыт для посетителей. В Штофную опочивальню вернулись живописные панно: они тоже отреставрированы. В будуаре восстановлены декоративные панели с живописью. В кабинете Павла I на стенах открыта подлинная живопись Серафино Бароцци, которую в ходе реставрации приходилось полностью снимать.

«Нам удалось вернуть во дворец немало подлинных предметов и раскрыть для обозрения живопись, скрывавшуюся под слоями краски, - Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, показывает Штофную опочивальню. - Хотя многие предметы мы приобретали заново». Описей XVIII века не сохранилось, они появились только в XX столетии. Но есть описания вещей, которые покупали последние владельцы Ораниенбаума - Мекленбург-Стрелицкие.

Сохранился штоф XIX века - по его образцу и воссоздана обивка опочивальни. Сюда вернулись зеркало, каминный экран, другие подлинные вещи. Друзья музея подарили фарфоровые вазы производства Мейсенской мануфактуры - подобные им стояли здесь 250 лет назад. На прежнее место водружен плафон работы Маджотто. На стенных панелях под окнами раскрыта подлинная живопись XVIII века.

До полного завершения реставрации попасть на экскурсию в Китайский дворец можно лишь по предварительной записи.

К 250-летию Китайского дворца после реставрации открыты для публики залы половины Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет.

Дата постройки: конец 1750-х - 1768 гг.

Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)

Китайский дворец, расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса "Собственной дачи" императрицы Екатерины II. Определение "собственный" в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Так обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружением – личной резиденцией Екатерины II.

Возведенный в 1762–1768 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.

Длительное время дворец, подобно "Монплезиру", именовался "Голландским домиком". Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название "Китайский дворец", возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.

Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутренняя отделка дворца оформлена изысканно и удивительно нарядно. В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Большую анфиладу дополняют малые анфилады: в западной находятся жилые покои Екатерины II, в восточной – комнаты великого князя Павла. Во дворце нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен.

Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

Для убранства интерьеров дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Самую значимую часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры. Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и др.

Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра. Они набраны из отечественных и "заморских" древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба. В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.

Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. "Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века", – сказал искусствовед И. Э. Грабарь о Китайском дворце.