Что такое круиз в туризме. Морской круиз как комплексный туристский продукт. круизный бизнес на мировом туристском рынке. Особенности организации круизных путешествий

2.7.1. История развития круизного туризма

2.7.2. Классификация морских круизов

2.7.3. География круизного туризма

Круиз представляет собой туристскую поездку на борту специального пассажирского судна. Первоначально под круизом понимали морское путешествие на одном и том же судне по замкнутому маршруту с остановками в портах представляющих интерес, иногда с кратковременными радиальными экскурсиями во внутренние районы. Позже к категории круизов стали относить и путешествия по рекам.

2.7.1. История развития круизного туризма

Круизные путешествия появились в 50‑е гг. ХХ в. Но отдых в морских путешествиях был известен еще в Древнем Мире. Восточное Средиземноморье, изобилующее многочисленными островами и удобными бухтами для защиты ненадежных судов, представляло идеальное место для отдыха на воде. Эпоха великих географических открытий (XV‑XVI вв.) сделала привлекательными плавания в дальние страны. Богатые люди в поисках приключений и для отдыха снимали каюты судов, отправляющихся в дальние экспедиции, а иногда даже снаряжали в далекие страны и собственные корабли. ВXIX в. совершенствование морских судов, повышение безопасности плавания приводят к росту популярности морских путешествий. В это время, несмотря на появление пароходов, для круизов нередко использовались "чайные» клиперы. Эти самые быстроходные парусные суда курсировали на линиях из Китая, Индии и Австралии, перевозя чай и шерсть. Продолжительность таких рейсов составляла 100 и более суток. Между однотипными клиперами организовывались соревнования на скорость.

Активное развитие круизов происходит с середины XIX в. в эпоху становления туризма. Начало морскому отдыху было положено в Англии, здесь в 1835 г. были организованы регулярные прогулочные рейсы в Ирландию. В это время появляются специализированные круизные компании. Большую роль в организации первых круизных путешествий сыграл Томас Кук: из Англии в Америку через Атлантический океан, из Англии - в Черное море, по Средиземноморью, кругосветные путешествия. КонецXIX в. знаменуется быстрым прогрессом в области морского судоходства, обусловленным появлением пароходов и потребностью в массовых перевозках мигрантов из Европы в Америку. Конкурентная борьба заставляет судовладельцев строить все более крупные и быстроходные лайнеры: «Лузитания», «Титаник», «Олимпик», «Император», «Фатерланд», «Куин Мэри». Эти гигантские суда использовались для перевозки в Америку на нижних палубах бедных людей и одновременно - для круизных путешествий на верхней палубе обеспеченных особ. Круизный туризм в концеXIX- началеXX вв. стали модным и быстро развивающимся видом туризма. Но круизные маршруты были дороги и поэтому привлекали лишь состоятельные слои населения.

Трагические события начала ХХ в. привели к спаду в развитии круизов и судостроения: катастрофа «Титаника» при столкновении с айсбергом, гибель парохода «Лузитания» с туристами на борту, обстрелянной немецкой подводной лодкой в начале Первой мировой войны.

Истинный расцвет круизного туризма приходится на 70‑е годы ХХ в. В это время в США была реализована идея круизных путешествий, насыщенных развлечениями, относительно недорогих, ориентированных на средний класс. Стали строиться однотипные круизные суда, что упростило их эксплуатацию. Совершенствовалась технология наземного обслуживания, создавались портовые терминалы с высокой пропускной способностью.

Круизы - один из самых быстрорастущих секторов рынка. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые маршруты. Крупнейшие круизные лайнеры вмещают до 3000 туристов. Общий объем кают достиг 255 тыс. (прирост в 2000 г. 10,1 %). Большинством судов владеют крупные круизные компании. Например, компании Carnival Cruise Line принадлежит 11 круизных судов,Holland America Lain (8 круизных судов),Windstars Cruises (3 круизных судна). Современные круизные лайнеры обеспечивают комфортабельное проживание, качественное питание, организованный досуг. Они оборудованы бассейнами, спортплощадками, полем для гольфа, ресторанами, кинозалами, музыкальными салонами, помещениями для дискотек, вертолетными площадками и другими помещениями и сооружениями для разнообразного и комфортабельного отдыха. Крупные круизные лайнеры - дорогостоящие суда, средняя стоимость лайнера доходит до 90 млн долл. Самое дорогое судноQeen Odyssey - 235 млн долларов. В настоящее время самым большим пассажирским судном являетсяVoyager of the Seas , принадлежащее круизной компанииRoyal Caribbean . Его длина составляет 310 метров, водоизмещение 144 тыс. тонн.

В настоящее время не теряют своей привлекательности как круизные пассажирские суда парусники. В непродолжительных круизах для морских путешествий используются большие и малые яхты.

Круизный туризм превратился в один из самых динамичных секторов индустрии путешествий. В 2000 г. круизные поездки совершили 12 млн туристов, что на 12,6 % больше чем в 1999 г. (для сравнения прирост численности туристов в мире составил 7,4 %). Подавляющую часть круизных туристов дает Северная Америка, преимущественно США - 61 %. Доля Европы упала до 22 %, на все остальные регионы приходится всего 17 %. Один из молодых и быстро растущих рынков круизного туризма - Япония и другие страны АТР.

Круизный туризм

Перевозки людей водным транспортом известны с глубокой древности. Наибольшего расцвета морские и речные путешествия достигли в Средние века. Основоположниками морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом VI в. по традиции считается св. Брендан – покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало европейцам путь на запад через океан. Огромную роль в развитии морских путешествий сыграли жители Скандинавского полуострова и полуострова Ютландия. Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда типа река-море, но они не превышали 30 м в длину и 4 м в ширину. Дальнейшее развитие водных перевозок связано с морскими экспедициями в Новое время. Великие географические открытия, новые торговые морские пути – все эти факторы привели к появлению на карте мира крупных морских держав – Испании, Португалии, Голландии, чье могущество основывалось на водном транспорте. Изобретение парохода (американский изобретатель Роберт Фултон, 1807 г.) дало небывалый толчок развитию морского и речного водного транспорта.

Современный водный транспорт в зависимости от сферы обслуживания подразделяется на морской и речной. Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море; каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море. Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы.

В конце ХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма – рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

Из книги Слабости сильного пола. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ТУРИЗМ Турист - это бродяга с деньгами. «Пшекруй» * * * Туризм - лучший отдых, но отдых лучше туризма. Народная мудрость * * * Турист: человек, измученный цивилизацией и вымещающий свои страдания на природе. А. Карабчиевский * * * Ах, как хочется вернуться к природе! - с

Из книги Специальные виды туризма автора Бабкин А В

Глава 2 Религиозный туризм 2.1. Определение и разновидности религиозного туризма Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТУ) автора БСЭ

Глава 3 Религиозный туризм в христианстве Христианство – самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая около 2 млрд человек (почти каждый третий житель Земли является христианином). Христианство включает в себя два основных направления:

Из книги Настоящий джентльмен. Правила современного этикета для мужчин автора Вос Елена

Глава 4 Религиозный туризм в исламе Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города – Мекку и Медину. Характерная черта – резкий

Из книги Алтай. Путешествие по Катуни автора Злобина Татьяна

Глава 5 Религиозный туризм в буддизме Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По

Из книги Рига. Ближний Запад, или Правда и мифы о русской Европе автора Евдокимов Алексей Геннадьевич

Глава 6 Деловой туризм 6.1. География бизнес-поездок Ежегодно в мире совершается свыше 100 млн бизнес-поездок. Их территориальное распределение характеризуется крайней неравномерностью. Большая часть туристов со служебными целями направляется в Европу. В структуре

Из книги автора

Глава 7 Лечебно-оздоровительный туризм 7.1. Наука курортология Лечебно-оздоровительный туризм предусматривает перемещение резидентов и нерезидентов в пределах государственных границ и за пределы государственных границ на срок не менее 20 ч и не более 6 мес. в

Из книги автора

Глава 8 Экологический туризм 8.1. Предпосылки зарождения экологического туризма Ведущая среди основных причин зарождения экологического туризма – это усиливающаяся из-за массовости туризма нагрузка на природные и культурно-исторические ресурсы. Эта нагрузка

Из книги автора

Глава 9 Событийный туризм Событийный туризм – направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель поездки приурочена к какому-либо событию. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты,

Из книги автора

Глава 10 Горнолыжный туризм 10.1. История развития горнолыжного туризма С начала 1930-х гг. открылась новая эра в развитии горных лыж – они становятся популярным видом массового отдыха и туризма. «Горнолыжный бум» был вызван появлением канатных дорог – подъемников. Где

Из книги автора

Глава 11 Экстремальный туризм 11.1. Понятие об экстремальном туризме В последнее время активно развивается приключенческий туризм – вид туризма, который объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе, имеющие целью получение

Из книги автора

Из книги автора

Туризм Не стоит забывать о правилах вежливости во время путешествия. В поездке нам часто приходится сталкиваться с национальными и религиозными особенностями людей из разных стран, согласовывать действия с попутчиками и общаться с незнакомыми людьми.Отправляясь в

Из книги автора

«ЗЕЛЕНЫЙ» ТУРИЗМ (сельский туризм) В селе Чепош с 1997 г. работает туристическое агентство «Зеленый дом», целью деятельности которого является развитие сельского туризма. Под сельским туризмом понимается прием городских гостей в крестьянской усадьбе и предоставление им

Из книги автора

Глава 12. Месяц в деревне. Сельский туризм В маленькой Латвии по-настоящему интересных городов немного, а большой лишь один – столица. Но при всех достоинствах Риги туристический потенциал ее не безграничен. Поэтому надеяться остается на село. В конце концов, крестьянские

Из книги автора

Глава 14. Туризм и эмиграция. В Латвию навсегда Жить или не жить? Когда Юрий Лужков, отставленный с поста московского мэра, обратил по примеру множества опальных россиян взгляд на Европу, первым делом он попросил вид на жительство в Латвии. Аргументировал свое право на

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные виды туризма. Круизная индустрия как быстро развивающийся сектор туристской индустрии. Классификация морских круизных судов. Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам). Особенности речных прогулок. Объемы перевозок туристов.

    реферат , добавлен 13.09.2014

    Правовые вопросы регулирования перевозок туристов морским и внутренним водным транспортом. Достоинства, недостатки и мотивация водных путешествий туристов. Круизный бизнес на мировом туристском рынке. Договорная документация теплоходного круиза, яхтинг.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Морские пути. Современные средства морских пассажирских перевозок. Линейные перевозки. Круизный туризм. Паромные линии и переправы через проливы. Парусные круизные суда. Круизы на старинных и традиционных парусных судах. Круизный яхтенный туризм.

    реферат , добавлен 03.06.2008

    Сущность морских круизов и путешествий с комплексным обслуживанием на борту судна. Туристический морской флот России; туристские, прогулочные, линейно-транспортные и специальные рейсы. Услуги на круизе, обязанности сторон при организации морских круизов.

    реферат , добавлен 18.07.2010

    Анализ рынка круизного туризма. История морских путешествий в РФ. Специфика их организации и проведения, проблемы и перспективы развития. Состояние морского транспорта в стране. Страхование круизов. Разработка тура, рекламные меры его продвижения.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2016

    Теоретические основы формирования отрасли круизного туризма. Виды круизов, характеристика и подбор судов. Анализ состояния данной сферы в Байкальском регионе. Основные проблемы организации и перспективы развития водных путешествий в Прибайкалье.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Путешествия по рекам и озерам относится к наиболее излюбленным способам отдыха в странах с развитыми внутренними водными системами. Преимущество круизов, осуществляемых пo внутренним водным артериям, над морскими круизами. Внутренний водный транспорт.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2008

    Возникновение и развитие туризма. Формирование и продвижение туров. Услуги размещения и питания в туризме. Классификация гостиниц, основные службы и их назначение. Автомобильные и железнодорожные перевозки. Морские, речные и авиационные путешествия.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

Туристский бизнес имеет разные формы организации путешествий, и одна из них - круизы. Круиз представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило, с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна. В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов вместимостью от 70 до 2000-3000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира.

По сути дела круиз представляет собой морской или речной тур, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна. В частности: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).

Авторитетный журнал Guide to cruising рассказывает, что первый круиз состоялся в 1835 г. от берегов Шотландии, вокруг Исландии, к Фарерским островам. А двумя годами позже была образована первая круизная фирма Peninsular Steam Navigation Company, впоследствии преобразованная в успешно действующую и но сей день компанию Р&О Cruises.

Идея путешествий по системе круиза принадлежит американцу Бобу Дикенсону, служащему компании Ford Motors. Им в 50-х гг. прошлого века разработана концепция круизного отдыха, предусматривающая мощную индустрию развлечений на теплоходах: киноконцертные залы, бассейны, казино, рестораны, бары, тренажерные залы, библиотеки, солярии, теннисные корты, площадки для гольфа, а также различные шоу. Круизный туризм получил наиболее бурное развитие с конца 50-х гг. XX в. Цивилизованный рынок круизов возник после 1960 г. К 1980 г. круизный бизнес стали осуществлять уже 15 крупных мировых компаний.

Перевозка туристов водным транспортом включает в себя: морские перевозки и круизы; речные путешествия и речные круизы; путешествия на паромах, катамаранах, яхтах, лодках; морские и речные прогулки; прочие виды водных путешествий.

Водные туристские путешествия имеют целый ряд достоинств: наиболее высокий уровень комфорта; значительный объем единовременной загрузки; возможность реализации различных видов и целей туризма; возможность полноценного отдыха; полный комплекс жизнеобеспечения. Недостатками водных путешествий являются: невысокая скорость движения (но это лишь относительный недостаток); синдром замкнутого пространства; ограниченная мобильность; подверженность части людей морской болезни; в ряде случае!! высокие тарифы.

В соответствии с проведенными опросами «круизных» туристов на различных маршрутах их мотивация выбора круизного отдыха включает: желание отдохнуть на воде и провести отдых в спокойной, размеренной и комфортной обстановке; потребность увидеть новые города, посетить музеи, объекты культовой архитектуры и др.; не иметь забот об организации отдыха и развлечений; приемлемая цена. Комментируя все вышеперечисленные мотивы, следует отметить, что круизный отдых наиболее полезен для здоровья: медленное передвижение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма.

В последнее время круиз - интенсивно развивающийся вид туризма. Число пассажиров, путешествующих на круизных судах, ежегодно увеличивается, соответственно растут и доходы от этого вида бизнеса, поэтому организация круизного вида отдыха - перспективное и прибыльное дело, и знание его основ никогда не будет лишним.

В последнее десятилетие круизный рынок характеризуют четыре фактора: специализация предложения; плавание на небольших комфортабельных теплоходах; соответствие размера теплохода набору услуг; автоматизация. Первые три фактора развились уже в 80-е гг. XX в. в форме круизов-экспедиций, плаваний на роскошных яхтах и огромных теплоходах с числом мест более 2 тыс. Однако в последующие годы эти факторы отошли на второй план, и первое место заняла автоматизация. В круизном бизнесе появилась необходимость создания простого управления информационной системой.

Мировой круизный рынок в настоящее время претерпевает значительные изменения. Прежде всего это связано со значительным ростом популярности морского и океанского отдыха. Число туристов, предпочитающих круизы, в сезон 2004-2005 гг. впервые преодолел отметку 12 млн (для сравнения: в 1999 г. - 10,6 млн), а общая емкость пассажирского круизного флота превысила 255 тыс. кают.

Рынок круизов растет намного быстрее, чем других видов транспортных путешествий (примерно на 6% в год по числу пассажиров). В конце XX в. общее число круизных пассажиров составляло более 8 млн человек, что равняется 1,3% от всех международных туристов. По прогнозам UNWTO, к 2010 г. общее число круизных пассажиров составит 15 млн человек.

Ведущими в мире странами круизных путешествий являются Великобритания, США и Германия. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США и Германии. С начала XXI в. круизный туризм завоевал значительные рынки в США, Великобритании и других странах Европы и Азии. Крупнейшим рынком - поставщиком круизных туристов является рынок США. Рост числа круизных туристов в США начался в 1980 г., и его темпы в целом превышают среднегодовой показатель темпов роста туризма в США.

Следующим поставщиком круизных туристов является рынок Великобритании, их среднегодовое число составляет более 300 тыс. человек. Третье место в мире на рынке круизов занимает Германия со среднегодовым числом туристов-круизеров более 250 тыс. человек. В то время как круизный рынок Великобритании в последние годы постоянно рос, рынок Германии оставался статичным. Большой спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии и некоторых других странах.

Подавляющее большинство из почти 50 работающих на мировом круизном рынке компаний - североамериканские. Правда, по-настоящему значимых «игроков» сегодня осталось не более 15, а из-за активного процесса слияния крупных компаний и это число постоянно уменьшается. Ярким примером этой тенденции может служить холдинг Carnival DLC - продукт слияния в 2003 г. таких гигантских компаний, как Carnival Cruises и Р&О Princess Cruises. На его долю приходится более половины всех продаж. Вторым заметным «игроком» остается компания Royal Caribbean. Можно отметить холдинг Star Cruises, недавно купивший компанию Norwegian Cruise Lines, а также европейскую Festival и самую дорогую, но и наиболее престижную круизную компанию - японскую Crystal. В первой десятке мегакомпаний - Carnival, Royal Caribbean, Р&О Princess, Star Cruises, Norwegian Cruise Lines, Holland America Line, Festival, Crystal. Среди основных «игроков» рынка из США - примерно 85% компаний, зачастую совершающих плавания иод флагами других государств, - панамским, либерийским или др. Первая тройка лидеров - Carnival, Royal Caribbean, Р&О Princess - и аффилированные в них компании «держат» примерно 81% мирового круизного рынка 1 . Другая тенденция рынка, на которую указывают туроператоры, - некоторое снижение средней стоимости круизов и появление новых круизных компаний, ориентированных на более экономичные туры (например, выделившаяся несколько лет назад из Royal Caribbean компания Islands).

Еще одна особенность современного круизного бизнеса - появление кораблей-гигантов. Ведущие круизные компании устроили между собой настоящую гонку титанов. Она началась с недавнего обещания компании Cunard, совершающей трансатлантические переходы из Нью-Йорка в Европу, построить лайнер Queen Mary II водоизмещением 150 тыс. т. Он должен существенно превзойти суда компании Royal Caribbean и стать самым большим круизным лайнером в мире. Разумеется, Royal Caribbean не осталась в стороне и заявила, что построит еще большее судно - водоизмещением 160 тыс. т. Эстафету подхватил холдинг Carnival DLC, обещающий построить лайнер Ultimate Princess водоизмещением 170-180 тыс. т. Все суда должны покинуть верфи в течение двух-трех лет. Кроме того, в ближайшие несколько лет на воду будет спущено еще около 50 лайнеров нового поколения класса 4-5 звезд водоизмещением 70-100 тыс. т, которые заменят суда постройки 80-90-х гг. Новые суперлайнеры будут вмещать 2,5-3 тыс. пассажиров, они оборудуются аркадами магазинов и ресторанов, казино, ледовыми катками и полями для гольфа (два таких судна уже появилось).

Как и раньше, самыми активными туристами остаются американцы (более 10 млн человек в год), на втором месте англичане (более 2 млн человек). По данным Международной ассоциации круизных компаний - Cruise Lines International Association (CLIA), в первом

" Рейтинги приводятся без учета холдингов, возникших в результате слияния ряда круизных компаний. К примеру, холдинг Carnival DLC поглотил Carnival Cruises и Р&О Princess. Однако рейтинги сводятся по каждой из компаний в отдельности.

квартале 2003 г. в морских круизах побывало около 2,2 млн человек, более 1,9 млн из них были подданными США и Канады. Это почти на 23% больше, чем за аналогичный период 2002 г.

Одной из самых заметных тенденций последних лет является некоторое снижение средней стоимости круизов. Объясняется это тем, что с каждым годом на воду спускается все больше кораблей, которые необходимо загружать. Сыграли свою роль в удешевлении круизного отдыха трагические события в США и война в Ираке. Именно ближневосточный конфликт серьезно помог российским компаниям, работающим на круизном рынке. Дело в том, что из-за военных действий и страха перед террористами самые активные круи- зеры - американцы и англичане - в сезон 2004-2005 гг. значительно реже, чем обычно, бронировали средиземноморские круизы. Обычно уже к апрелю американские компании распродают круизы на все лето, однако из-за отсутствия туристов они были вынуждены значительно снизить цены. Одной из первых специальные цены для россиян ввела компания Princess. К примеру, 12-дневный круиз на Golden Princess (4 звезды) стоил 799 дол. против каталожной цены 3600 дол. Этому примеру последовали Royal Caribbean и Celebrity: аналогичный круиз компании Celebrity на Millennium (5 звезд) стоил всего 899 дол. В результате на отдельных судах россияне занимали второе место после американцев, потеснив англичан, австралийцев и канадцев.

Круиз - это уникальный туристский продукт, сочетающий в себе транспортировку, размещение и развлекательную программу. Основным местом пребывания пассажиров в течение круиза является корабль, и зачастую он и есть главный привлекающий элемент, поэтому особое внимание нужно уделить характеристике некоторых крупных круизных судов и описанию типичной программы пребывания туристов на корабле.

Программы круизных плаваний очень разнообразны. Часть из них посвящается определенным датам, темам, событиям. Например, астрономический круиз, круиз, посвященный году Колумба, и т.д.

Зарубежные круизы традиционно организуются по следующим маршрутам:

  • - по Средиземному и Адриатическому морям;
  • - вокруг Европы с посещением Британских островов и острова Исландия;
  • - по Скандинавским странам с посещением Санкт-Петербурга;
  • - в США, Канаду и Аляску, в том числе из Тихого океана в Атлантический через Панамский канал или вокруг Южной Америки;
  • - через Аравию (Суэцкий канал) в Индийский океан;
  • - по островам южной части Тихого океана (Австралия и Новая Зеландия);
  • - к Гавайским островам и по Карибскому бассейну и другие.

Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих видов отдыха. Цены же на российские водные путешествия в 3-5 раз ниже общемировых из-за более низкой фрахтовой ставки судов и более дешевого сервиса. По этой причине конкуренция на отечественном круизном рынке существует только между российскими турфирмами и почти отсутствует с иностранными. Занимающие более высокое положение зарубежные круизные фирмы не принимают особых попыток внедрения на российский рынок.

Большинство единиц пассажирского флота страны базируется в Одессе. Это определяет направленность маршрутов морских круизов, представленных на российском рынке. Наиболее частыми предложениями являются теплоходные путешествия по Средиземному морю с заходом в порты Турции (Стамбул), Греции (Пирей), Египта (Порт-Саид, Александрия), Израиля, Италии, Испании и других стран. Пользуются успехом у российских туристов круизные туры по Балтийскому и Северному морям, начинающиеся из Санкт-Петербурга или Калининграда и предусматривающие остановки в портах Северной Европы и Скандинавии. Особо популярен у россиян традиционный морской круиз вокруг Европы Одесса - Санкт-Петербург, позволяющий за одну поездку повидать практически все основные страны Старого Света.

Сроки проведения морских круизов самые разнообразные и в зависимости от направления маршрутов колеблются от одной недели до одного месяца. Начинаться и заканчиваться они могут как в одном порту, так и в разных. Морские круизы еще принято называть авиационно-теплоходными турами, так как туроператоры доставляют клиентов в порт отправления и обратно домой самолетом.

По всему миру насчитывается несколько десятков специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от одного-двух до 15-20 пассажирских судов. Большая часть операторов круизов объединена в профессиональную международную ассоциацию CLIA. Она осуществляет координацию круизного бизнеса в международном плане.

Многие туристские агентства, особенно те, что специализируются на отдыхе и круизах, также являются членами этой ассоциации.

CLIA к 2007 г. объединяет около 33 турфирм и более 20 тыс. туристских агентств, занимающихся продажей круизных поездок. Это международный орган, деятельность которого направлена на пропаганду индустрии морских круизов как среди потребителей-туристов, так и среди турагентств. СЫЛ оказывает помощь турагентствам в подготовке специалистов, связях с общественностью и рекламе. Благодаря специальной профессиональной подготовке турагентов и умело проводимой рекламной кампании СЫЛ удалось превратить морские круизы в классический вид отдыха. Из всех круизных путешествий 95% продается через туристские агентства CLIA, причем реализация этого туристского продукта стоит на втором месте после продажи авиабилетов.

СЫЛ делит морские маршруты в зависимости от стоимости дня проживания на четыре категории: экономичные (75-150 дол. в день) - суда компаний Festival, TUI-Thomson, а также бывший флагман «Шота Руставели» - ныне «Лсседо»); классические (100-200 дол. в день) - компании Carnival, Norwegian, Costa Cruises); премиум-кру- изы (150-400 дол. в день) - компании Princess, Royal Caribbean, Holland America); круизы класса «люкс» (до 1000 дол. в день) - компании Cunard, Silversea Cruises, Radisson Seven Seas, Crystal.

В данном разделе мы поговорим о морском и речном транспорте. Но для начала давайте дадим определение понятию транспорт. Транспорт (от лат. trans -- «через» и portare -- «нести») -- совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.

Морской и речной транспорт всегда был важной областью народного хозяйства. Эти виды транспорта не только выполняли задачи по своевременному обеспечению иных отраслей хозяйства необходимыми товарами, продукцией и т. п, но и всегда были прибыльными, поскольку вносили в государственный бюджет не только национальную, но и заграничную валюту. Эффективность деятельности этой области экономики в значительной мере зависит от уровня управления ею. Поэтому в зависимости от состояния экономики и политической ситуации управление вышеуказанными отраслями транспорта всегда было достаточно динамичным [Волков Ю.Ф., 2003, c.157].

Морской транспорт играет важную роль в транспортной системе России (о его значении говорит тот факт, что протяженность морских границ России - 44 300 км (общая протяженность - 58 600 км)). Oн по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: морские перевозки на большие расстояния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути - практически неограниченной пропускной способностью; удельная энергоемкость перевозок невелика. В то же время зависимость морского транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.

Сегодня в мире морской транспорт переживает счастливый период подъема. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые морские и океанские маршруты. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США, Великобритании и Германии. Спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии и в других странах.

По всему миру насчитывается несколько десятков специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от 1-2 до 15-20 пассажирских судов. Большая часть операторов круизов объединена в профессиональную международную ассоциацию - Cruise Line International Association (CLIA). Она осуществляет координацию круизного бизнеса в международном плане. За последние годы изменился имидж круиза как турпродукта. Теплоход превратился в плавучий отель, где царит атмосфера развлечений и праздника. Благодаря проведению интенсивных рекламных кампаний привлекательность круизов возросла среди всех слоев населения Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих видов отдыха. Цены же на российские водные путешествия в три, пять раз ниже общемировых, благодаря более низкой фрахтовой ставке судов и более дешевому сервису. По этой причине конкуренция наотечественном круизном рынке существует только между «своими» турфирмами и почти отсутствует с иностранными.

Теперь поговорим о речном транспорте и речных круизах. Внутренний водный транспорт (он же - речной) относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в Европейской части России), либо в слабо освоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-восток страны).

Внутренний речной транспорт располагается в основном в течениях больших рек, главное требование, к которым - судоходность.[Осипова О.Я., 2006, с.85]

Сегодня речной транспорт переживает счастливый период. Вырос круизный флот, разрабатываются все новые и новые маршруты.

Что касается речного транспорта, то в отличие от морского, речной менее подвержен влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.

На речном транспорте различают 2 формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма - регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая - это такая форма, при которой флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянных пунктов отправления и назначения. Это бывает, как правило, на малых реках или там, где суда успевают сделать за навигацию по одному рейсу.

В последнее время приобрели огромную популярность речные круизы.

Они разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы и т.д. Спрос на речные круизы повышается с каждым годом. Особым интересом пользуются кроткосрочные круизы до пяти дней. Это обусловлено тем, что большинство туристов предпочитают захватить в период поездки выходные дни, чтобы не пропускать рабочие. За это время туристы успевают посетить много мест, как бы ни разу не сменив гостиницы. Особенно привлекательны речные круизы для людей среднего и пожилого возраста: в отличие от морских путешествий земля видна все время, а морская болезнь отсутствует. [Биржаков М.Б.,2003, с.115]

И так, вывод можно сделать такой, что у круизов есть свои недостатки и достоинства. Например, высокий уровень комфорта и возможность совместить различные виды туризма - это, несомненно "большой плюс", а "минусом" здесь является: высокая стоимость круиза, низкая скорость передвижения и у некоторых людей "морская болезнь".

Основными потребителями на рынке морских и речных круизов являются люди с высоким уровнем дохода, по возрасту от 40 лет и чаще всего, путешествующие с семьей.

В отличие от морских, речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.